Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 18 (292) 2009

Вернуться к номеру

Опыт применения Цефодокса в терапии внегоспитальных пневмоний

Авторы: Т.А. Крючко, О.В. Бастаногова, О.Я. Ткаченко, Т.В. Шпехт; Кафедра госпитальной педиатрии и детских инфекционных болезней; Украинская медицинская стоматологическая академия; Полтавская областная детская клиническая больница.

Версия для печати


Резюме

Пневмонии известны со времен Гиппократа, который считал возбудителем воспаления легких своеобразную «одухотворенную субстанцию». Еще задолго до открытий Л. Пастера причиной острой пневмонии считали инфекцию. Но до настоящего времени продолжаются дискуссии о причинах развития пневмоний.

Истинная распространенность острой пневмонии среди детского населения Украины неизвестна. Но согласно экспертной оценке, заболеваемость острой пневмонией составляет от 4 до 20 случаев на 1000 детей в возрасте от 1 мес. до 15 лет [5, 6]. Представленные в литературе данные свидетельствуют, что среди всех госпитализированных по поводу острой пневмонии больных новорожденные составляют менее 1 %, дети от 1 до 11 месяцев — 29 %, от 1 года до 5 лет — 50 % и дети старше 5 лет — 20 % [6]. Так, среди детей до года летальность от пневмонии в разных регионах Украины составляет от 1,5 до 6 на 10 000 детей, а в структуре смертности детей первого года жизни заболевания органов дыхания составляют 3–5 % [5, 6]. По данным российских коллег, смертность детей при пневмонии в России находится на стабильно низком уровне, не превышающем 0,52–0,64 % (МЗ РФ, 2003). При этом установлено, что наиболее высокий уровень заболеваемости и летальности отмечается у новорожденных и детей первых лет жизни [2, 4]. Так, анализ возрастной структуры детей, умерших от пневмонии, показал, что 96,1 % всех летальных случаев приходится на ранний возраст, а максимальное число неблагоприятных исходов (102 случая на 100 000 детского населения) отмечается в период младенчества. При этом показано, что основными предотвратимыми причинами летальных исходов при данной патологии являются поздняя верификация и отсутствие этиотропной терапии (ВОЗ, 1995).

По мнению ученых, под пневмониями подразумевают группу разных по этиологии, патогенезу и морфологической характеристике острых очаговых инфекционно­воспалительных заболеваний легких с обязательной внутриальвеолярной экссудацией.

По этиологии острые пневмонии могут быть бактериальными и вирусными (РС­вирус, грипп и др.), вирусно­бактериальными, грибковыми и вызванными внутриклеточными возбудителями атипичных пневмоний (микоплазма, хламидии, герпес, цитомегаловирус), простейшими возбудителями — пневмоцистами и др.

Виды возбудителей пневмоний имеют возрастные характеристики. Так, например, у детей раннего возраста превалируют стрептококки группы В (Streptococcus agalactiсaе), Staphylococcus aureus, Кlebsiella pneumoniae; у детей дошкольного возраста — вирусы, бактерии (Streptococcus pneumoniae — пневмокок), а в возрасте от 7 до 15 лет — Streptococcus pneumoniae (пневмококк), Mуcoplasma pneumoniae, Streptococcus pyogenes [1, 3].

Воспаление легких может приводить к легочным осложнениям (плевриту, абсцессу и бактериальной деструкции легочной ткани), бронхообструктивному синдрому; острой дыхательной недостаточности (отеку легких). К внелегочным осложнениям относят: острое легочное сердце, инфекционно­токсический шок, неспецифический миокардит, эндокардит, перикардит. Могут возникать сепсис (чаще при пневмококковых пневмониях), менингит, менингоэнцефалит, ДВС­синдром, анемии. Благоприятный прогноз при пневмонии у детей во многом определяется ранней диагностикой, а также своевременным и адекватным назначением антибактериальных средств.

Антимикробные препараты являются единственным этиопатогенетическим классом лекарственных средств, которые применяются при лечении инфекционно­воспалительных заболеваний органов дыхания и активность которых со временем снижается. Уменьшение активности лекарственных средств, обусловленное антибиотикорезистентностью микроорганизмов, приводит к тому, что представления о наиболее эффективных антибактериальных препаратах меняются, врачи поневоле испытывают разочарование в связи с тем, что многие средства, которые были так эффективны ранее, уже не являются препаратами выбора.

Антибактериальные препараты являются одной из наиболее часто применяемых групп лекарственных веществ. В различных странах антибиотики составляют от 10 до 28 % объема рынка лекарственных препаратов, и доля их с каждым годом возрастает [7]. На долю антибактериальных препаратов приходится около четверти от общих назначений лекарственных средств, а в стационаре необходимость их применения существенно возрастает. Однако следует обратить внимание, что, по данным экспертов ВОЗ, с позиции рациональной химиотерапии только от 25 до 50 % больных детей получают адекватную и рациональную антибиотикотерапию.

Основными требованиями, предъявляемыми к антибиотикам, особенно при эмпирической терапии, являются:
— широкий спектр антимикробного действия, способность элиминировать флору;
— удобная форма выпуска;
— минимум побочных эффектов;
— экономическая доступность.

В связи с этим наше внимание привлек антибиотик цефалоспорин ІІІ поколения, а именно Цефодокс (цефподоксима проксетил).

Такой выбор антибиотика объясняется необходимостью воздействия на целый ряд грамположительных и грамотрицательных бактерий, которые чаще всего являются причиной заболевания у детей раннего возраста. Также следует отметить, что Цефодокс более активен по отношению к бактериям, продуцирующим ­лактамазы широкого спектра действия, а также подавляет штаммы, антибиотикорезистентность которых обусловлена и другими механизмами.

Цефодокс быстро проникает в ткани, в том числе миндалины, легкие, и жидкости организма. Концентрация Цефодокса быстро достигает максимальных уровней в паренхиме легких — 0,63 мг/л, в слизистой бронхов — 0,91 мг/л, в плевральной жидкости — 1,84 мг/л, а в воспалительной жидкости — 2,84 мг/л. Таким образом, концентрация Цефодокса в тканях значительно превышает минимальные подавляющие концентрации (МПК90) для большинства микроорганизмов – возбудителей инфекций дыхательных путей. Примерно 90  % цефподоксима после приема экскретируется за 12 ч с мочой.

В условиях выраженного дефицита детских форм препаратов наличие Цефодокса сразу в двух детских формах (суспензия 50 и 100 мг / 5 мл — 50 мл и таблетки по 100 и 200 мг № 10) делает его незаменимым в педиатрической прак­тике.

Цель исследования — изучить профиль безопасности и эффективность антибиотика Цефодокс при лечении детей с внегоспитальными пневмониями.

 

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе Полтавской областной детской клинической больницы, в отделении детей раннего возраста, а также на базе поликлиники — клинической базе кафедры госпитальной педиатрии и детских инфекционных болезней Украинской медицинской стоматологической академии.

Под нашим наблюдением находились 40 детей (от 2 до 10 лет) с легкой и среднетяжелой внегоспитальной пневмонией, которым проводилось стационарное (40 %) и амбулаторное (60 %) лечение. Все дети были разделены на 2 группы.

І группу составили 16 детей младшего возраста (от 2 до 3 лет) со среднетяжелой пневмонией, госпитализированные на 2­е — 3­и сутки заболевания; они в стационаре получали ступенчатую терапию. В первые три дня заболевания получали парентерально цефотаксим в возрастных дозировках, затем переводились на пероральный прием Цефодокса (50 мг/5 мл) в течение 5–7 дней.

Дети ІІ группы (24 человека) с легкой и среднетяжелой пневмонией дошкольного и школьного возраста (от 4 до 10 лет) получали перорально Цефодокс (100 мг/5 мл) в возрастных дозировках. В исследование не включали детей с заболеваниями почек и/или печени, с известным иммунодефицитом, аллергическими реакциями на прием цефалоспоринов или других бета­лактамных антибиотиков в анамнезе.

Диагноз пневмонии верифицировали на основании клинико­анам­нестических данных (выраженные явления интоксикации, лихорадки, глубокий непродуктивный кашель, одышка смешанного характера, притупление перкуторного звука над легкими, чаще ослабленное дыхание, крепитация, мелкопузырчатые хрипы) и лабораторных показателей (общеклинического анализа крови, рентгенографии органов грудной клетки).

 

Результаты исследования и их обсуждение

Большинство жалоб в обеих группах (рис. 1) свидетельствовало о наличии интоксикационного синдрома у детей (повышение температуры, общая слабость, снижение аппетита, головная боль). У половины обследованных детей присутствовал сухой кашель, у небольшого количества детей (20 %) отмечался влажный кашель.

Уже на третий день применения антибиотика явно прослеживалась положительная динамика течения болезни: уменьшились проявления интоксикационного синдрома, температура тела нормализовалась либо снизилась до субфебрильных величин (в среднем составила 37,2 ± 0,21 °С), улучшился аппетит, уменьшились головная боль, недомогание, дети стали более активными, кашель — продуктивнее, что позволило перевести 6 детей из первой группы с парентерального препарата на пероральный прием Цефодокса. К 4­му дню лечения у одного ребенка сохранялись подъемы температуры до 38 °С, выраженные явления интоксикации и признаки воспаления, что обусловило необходимость назначения второго антибиотика. К 7­-му дню лечения у детей обеих групп практически не оставалось симптомов воспаления, за исключением влажного кашля (35 %).

До назначения терапии дети имели объективные критерии, которые верифицировали диагноз пневмонии и регрессировали под воздействием антибактериальной терапии (рис. 2). Так, уже к 3­му дню наблюдалась определенная позитивная динамика, которая позволила продолжить выбранную антибактериальную терапию, а у 6 детей младшего возраста перейти с парентерального на пероральный прием препарата Цефодокс. К 5­му дню лечения только у одного ребенка (2,5  %) сохранялась крепитация при аускультации, к 7­му дню лечения из объективных критериев оставались жесткое дыхание (25 %), сухие хрипы (5 %), что позволяет судить о высокой эффективности антибактериальной терапии Цефодоксом.

На фоне антибактериальной терапии Цефодоксом на 7­й день отмечалась положительная динамика показателей гемограммы: количество лейкоцитов в среднем составило 7,2 ± 0,9 × 109/л, СОЭ снизилась до 4,7 ± 2,1 мм/ч. Контрольная рентгенография органов грудной клетки, проведенная на 10­й день терапии, показала полное исчезновение очага пневмонической инфильтрации легких у 38 больных (95 %), у остальных отмечалось уменьшение инфильтративных теней. Отмечая побочные эффекты Цефодокса, мы выявили, что лишь у одного ребенка (2,5 %) на третий день лечения появилась сыпь (ребенок был переведен на другой антибиотик).

 

Выводы

Опыт применения продемонстрировал достаточно высокую эффективность на фоне относительной безопасности препарата, а наличие двух детских форм позволило достигнуть высокого комплайенса в лечении.

Антибактериальный препарат Цефодокс можно рекомендовать для лечения внегоспитальных пневмоний у детей всех возрастных групп.

При выраженном интоксикационном синдроме, согласно принципу ступенчатой терапии, на 2–4­-й день лечения целесообразен переход на пероральный прием Цефодокса.


Список литературы

1. Наказ МОЗ України від 13.01.05 № 18 «Про затвердження Протоколів надання медичної допомоги дітям за спеціальністю «дитяча пульмонологія».

2. Страчунский Л.С., Розенсон О.Л. Ступенчатая терапия: новый подход к применению антибактериальных препаратов // Клиническая фармакология и терапия. — 1997. — Т. 6, № 4.

3. Детская пульмонология / Под ред. Н.Л. Аряева. — К.: Здоров’я, 2005. — 608 с.

4. Заплатников А.Л. Внебольничные пневмонии у детей раннего возраста: принципы антимикробной терапии // Лечащий врач. — 2007. — № 7. — С. 60­64.

5. Майданник В.Г. Клинические рекомендации по диагностике и лечению острой пневмонии у детей. — К.: Знання України, 2002. — 106 с.

6. Майданник В.Г. Особливості та алгоритми антибактеріальної терапії гострої пневмонії у дітей // Педіатр., акуш. і гінекол. — 2002. — № 3. — С. 24­29.

7. Daniel S. Budnitz и др. // JAMA. — 2006. — 296. — 1858­1866.   


Вернуться к номеру