Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 20 (300) 2009

Вернуться к номеру

Дискуссии с профессором Петером Альтхаусом


Резюме

2–3 октября в г. Феодосия состоялся Крымский урологический симпозиум, посвященный актуальным вопросам современной урологии. Форум был организован крымским отделением Ассоциации урологов Украины при поддержке Министерства здравоохранения Автономной Республики Крым и КРУ «КБ им. Н.А. Семашко». В третий раз для встречи с украинскими врачами приехал знаменитый уролог из Германии профессор Петер Альтхаус (Берлин). В этом году в работе симпозиума принимали участие также специалисты из Израиля и России.

Формат симпозиума особый: не более 120 участников из всех регионов Украины. Это позволило создать оптимальные условия для профессионального общения специалистов, избежать излишней помпезности, случайных участников и в то же самое время — обеспечить прикладной характер мероприятия. Яркой отличительной чертой форума является отсутствие языкового барьера между лекторами и аудиторией.

Со вступительным словом перед участниками симпозиума выступил заместитель министра здравоохранения АРК О.И. Стеблий, подчеркнувший большую значимость проведения подобного рода конференций, т.к. встреча и обмен опытом отечественных специалистов с известным европейским урологом должны способствовать дальнейшему совершенствованию оказания специализированной медицинской помощи на местах. Тем более что в клинике профессора Альт­хауса уже стажировались 16 врачей из всех регионов Украины. К коллегам со словами приветствия и пожеланиями успешной работы также обратился И.Ю. Акиншевич, главный уролог Крыма, отметивший неслучайность совпадения даты начала работы симпозиума и дня рождения президента АМН Украины, директора Института урологии Александра Федоровича Возианова. С воодушевлением был составлен и отправлен в Киев текст приветственной телеграммы лидеру отечественной урологии академику А.Ф. Возианову.

Профессор Петер Альтхаус выступил с пятью докладами. Ученый подчеркнул, что ни к одному своему выступлению он еще никогда так напряженно не готовился.

Первый доклад был посвящен проблеме рака предстательной железы (РПЖ). Гость привел меткое высказывание доктора Адольфа Лоренца (1854–1946): «Простата — это орган, созданный и нецелесообразно размещенный Богом в час гнева, чтобы бичевать мужские существа, как грешные, так и невинные». Немецкий ученый представил оригинальные статистические данные и отметил, что, несмотря на то что заболеваемость РПЖ в его стране занимает первое место среди злокачественных опухолей других локализаций, смертность при данной патологии снизилась, что говорит о том, что методы диагностики и лечения стали более совершенными. Рак чаще поражает предстательные железы мужчин в возрасте 70–80 лет, опухоль в 80 % случаев гормонально зависима, расположена в периферической зоне железы, преимущественно является аденокарциномой, характеризуется относительно медленным прогрессированием и поздним метастазированием в лимфатические узлы малого таза, кости, печень и легкие.

Профессор заострил внимание на алгоритме ранней диагностики РПЖ. Одним из основных методов обнаружения этой группы опухолей является определение уровня простатоспецифического антигена — ПСА (PSA). Вместе с тем обращено внимание на то, что тотальный скрининг пожилых мужчин для выявления малосимптомных опухолей с экономической точки зрения нецелесообразен. Подозрение на рак возникает, если уровень свободного PSA в сыворотке крови составляет < 15 %. При этом обязателен следующий диагностический алгоритм: ультразвуковое исследование (предпочтительнее с помощью ректального датчика), пальцевое ректальное обследование и последующее проведение биопсии (8–12 проб). На этом участке диагностики очень важна помощь высокопрофессионального морфолога. РПЖ присущ гистологический полиморфизм, т.е. возможно одновременное сосуществование различных степеней злокачественности. Символ G1 обозначает максимальную степень клеточной дифференцированности, а G5 и выше характеризует низкодифференцированные опухоли. Если установлена начальная стадия развития опухоли (Т1–Т2), то имеются абсолютные показания для радикальной простатэктомии. В случае когда уровень PSA превышает 10 мн/мл, выполняются компьютерная томография (КТ), производятся лапароскопическая или открытая лимфаденэктомия. Если PSA > 20 нг/мл, необходимо получить КТ легких, печени, сделать остеосцинтиграфию или ПЭТ.

Говоря о современных подходах к лечению РПЖ, профессор привел высказывание, вызвавшее особый интерес у слушателей: «Лечение рака возможно, если это необходимо, и необходимо, если это нужно» (W.F. Whitmore). Заболевание считается излечимым, если объем опухоли составляет 0,5–4,0 мл (терапевтическое окно). Если объем опухоли превышает 12 мл, то заболевание уже неизлечимо. В настоящее время находят применение следующие оперативные методы лечения: радикальная позадилонная простатовезикулэктомия, лапароскопическая тазовая лимфаденэктомия в комбинации с тотальной промежностной простатовезикулэктомией, лапароскопическая внебрюшинная простатовезикулэктомия. Десятилетняя выживаемость пациентов после выполнения радикальных операций достигает 84 %.

Отмечено, что за последние годы значительно усовершенствованы методы лучевой терапии, поэтому при наличии современного высокоточного оборудования лучевое лечение этой категории пациентов служит веской альтернативой хирургическому подходу. Однако необходимо помнить о том, что после курса наружного облучения проведение хирургического лечения невозможно.

Если мужчина старше 75 лет, а результаты биопсии опухоли менее 6 баллов по шкале Gleason и PSA не превышает 8 нг/мл, нужно ждать и наблюдать.

Были рассмотрены методы лучевой терапии, отдаленные результаты после радикальной операции на стадии Т1–Т2, отдаленные результаты после лапароскопических и промежностных операций, терапевтические алгоритмы, особенности проведения различных способов брахитерапии, паллиативное лечение, и отмечено, что будущее принадлежит молекулярно-биологической и генетической диагностике и терапии.

Следующие доклады были посвящены диагностике опухолей почек, органосохраняющим операциям при этой патологии, лечению рецидивов почечно-клеточного рака. В Евросоюзе в 2007 году было зафиксировано 85 000 новых случаев рака почки, что составляет 3 % всех злокачественных опухолей у взрослых. 40 % этих больных умирают от рака почки, 20–30 % уже имеют метастазы при первичной диагностике. Проблемы заключаются в том, что до сих пор нет надежной адъювантной терапии и надежных факторов прогноза. Основными методами диагностики на сегодняшний день являются сонография, компьютерная томография, магнитно-резонансная ангиография. Рассматривались проблемы, возникающие при резекции опухолей почек, техника резекции. Была дана оценка новых медикаментозных методов в терапии почечно-клеточного рака. Профессор отметил, что несмотря на многие терапевтические достижения, метастатический рак почки является неизлечимым заболеванием и таргетную терапию целесообразно применять при наличии неоперабельных метастазов или рецидива. Во время оживленной дискуссии Петеру Альтхаусу был задан вопрос: врачи какой специальности, на его взгляд, должны заниматься лечением пациентов, страдающих онкоурологическими заболеваниями, — онкологи или урологи? Ученый без колебаний воскликнул: «Конечно, урологи! По мере необходимости – химиотерапевты и радиологи. Экономически нецелесообразно «превращать» онколога в уролога».

Доклад гостя из Израиля И.А. Синельникова (Университет Бен-Гуриона, Институт патологии), члена Международной академии цитологии (MIAC) и Коллегии американских патологов (IFCAP), был посвящен диспластическим процессам, развивающимся в предстательной железе. Эти процессы в настоящее время привлекают пристальное внимание специалистов разных стран. Аденозис — атипичная аденоматозная гиперплазия (AAH), атипичная мелкоацинарная пролиферация (ASAP), базальноклеточная гиперплазия (BCH), постатрофическая гиперплазия (PAH) и, конечно же, простатическая интраэпителиальная неоплазия (PIN) – пока не очень привычные термины в среде онкоурологов. Однако с учетом высокой заболеваемости раком предстательной железы и нарастающей потребности в его своевременной диагностике все отчетливей ощущается необходимость в точной морфологической идентификации этой нозологии на фоне многочисленных видов простатической дисплазии. Не случайно 1061 заседание Московского общества урологов, прошедшее 25 ноября 2008 г., было посвящено именно этой проблеме. Представляется важным, что на нем рассматривалось как клинико-морфологическое значение диспластических изменений в предстательной железе, так и обсуждалась возможность их медикаментозной коррекции. Особое внимание PIN и ASAP было уделено во время работы Шестого совещания Европейского общества онкологической урологии (ESOU), прошедшего 16–18 января 2009 г. в Стамбуле (Турция). Участники форума заполняли специально подготовленные многоуровневые опросники, цель которых состояла в изучении отношения и позиции каждого специалиста в случае обнаружения указанных дисплазий. Таким образом, назначению адекватного медикаментозного лечения на стадии развития дисплазии, которая фактически может служить предраковым маркером, принадлежит будущее в борьбе с этим грозным и часто фатальным недугом.

Участники и гости Крымского урологического симпозиума единодушно отметили, что проведение мероприятия уже традиционно стало событием в профессиональной жизни украинских урологов, и выразили надежду на то, что через два года будут иметь возможность вновь участвовать в очной дискуссии с профессором Петером Альтхаусом.

 Подготовила Т. Брандис



Вернуться к номеру