Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 20 (300) 2009

Вернуться к номеру

Грипп: три года спустя

Авторы: Р.Л. Ахметшин, врач-кардиолог, юрист, г. Донецк

Версия для печати

Слушаю и удивляюсь… Ладно, японцы у себя отказались использовать тами­флю — у нас, наоборот, завезли. Понятно, мы же не японцы. Говорят, что завезли много, но после того как завезли, почему-то выясняется, что американский свиной грипп он уже не берет. Ну разумеется, мы же не в Америке и наш свиной грипп тоже не штатовский. Теперь вакцину завозят, и опять от свиного гриппа, 5 млн доз якобы ВОЗ бесплатно обещает, остальное нужно будет купить. И уже пошли дискуссии, рекомендации, и опять создается впечатление то ли добровольного, то ли добровольно-принудительного, то ли еще какого поголовного вакцинирования. Я в принципе понимаю и признаю, что в нестандартных условиях могут быть и меры не совсем стандартные, даже в некотором роде силовые. Однако одновременно те же лица нам говорят, что заболеваемость, тяжелые случаи и смерти обусловлены преимущественно сезонным гриппом. Исходя из озвучиваемой статистики, получается 1 случай от свиного к 10 от иного гриппа. К тому же про этот «свинячий» грипп говорят, что он новый, а он в популяции людей циркулирует уже около 100 лет, что означает — он не должен быть так опасен, так как для иммунной системы по крайней мере части населения он знаком. Последняя вспышка, вызванная штаммом H1N1 А/СССР/90/77, возникла в Северном Китае в 1977 и распространилась на Союз, но перед этим, как оказывается, бродила и по США.

Конечно, можно строить гипотезы, будет ли он страшным, или очень страшным, или так, пожурит. Однако вернемся к реальности, то есть к соотношению 1 : 10. Проблемы, получается, от одного вируса, а препараты завозят от другого, да еще настоятельно рекомендуют вакцинироваться от менее проблемного, но тогда проблема остается. Ведутся какие-то дискуссии. Это полный абсурд!

 

Ясно, что:

1. В плане микробиологической без­опасности цифра «0» для нас была бы положительным результатом.

2. Для того чтобы существенно встряхнуть Украину и подорвать государственность, достаточно запустить хорошо продуманную и подготовленную «утку» про вирусы.

3. Появление настоящего любого нового вируса с высоким эпидемическим потенциалом способно уничтожить наше государство.

4. Реальная циркуляция вирусов гриппа лихорадит всю страну и как минимум влечет экономические и политические проблемы.

5. И как итог констатируем: политический, экономический, управленческий потенциалы, способные решить эту, можно сказать, регулярную для всех государств проблему, у нас… Даже затрудняюсь подобрать слова, придумайте сами. Я уже не говорю о состоянии медицины.

Еще в феврале, марте, апреле 2006 г., когда в мире и в Украине царствовал птичий грипп, в газете «Новости медицины и фармации» (№ 3, 4, 8) были опубликованы материалы с анализом ситуации, прогнозами, угрозами для Украины, предложениями.

Если говорить коротко, прогнозы и тенденции сбываются.

 

Уроки истории

И еще: тогда, в 2006 г., приводился один интересный пример, который имеет прямое отношение к выборам и свиному гриппу H1N1. Предлагаю вновь с ним ознакомиться. Некоторые извлечения из публикаций.

Итоги национальной кампании США по массовой иммунизации населения против «испанского» гриппа в 1976 г. Тогда поводом к небывалой по масштабам иммунизации оказались необычные по этиологии и иммунологии заболевания в военном лагере Форт Дикс, где было сосредоточено 12 000 новобранцев. Первоначально там развилась эпидемия гриппа, вызванная господствовавшим тогда в США австралийским вирусом А/Виктория/75 (H3N1). В то же время от небольшой части солдат был выделен совершенно иной вирус, идентичный вирусу гриппа А свиней, — описанный Р. Шоупом в 1931 г. вирус А/swine/31 H1N1, признанный потомком «испанки».

В лагере Форт Дикс было выявлено 230 достоверных случаев заражения вирусом гриппа, которые протекали бессимптомно. Тогда этим доказывался более легкий характер вспышки свиного гриппа по сравнению с гриппозной инфекцией, вызванной господствовавшим среди новобранцев вирусом гриппа А — А/Виктория/75 (H3N1). 1 из 14 заболевших с клинически выраженной формой гриппа умер при обстоятельствах, резко ухудшивших течение заболевания. Как больной, он был направлен на лечение, но вместо этого принял участие в 8-километровом ночном марше со своей частью, после чего умер от геморрагической пневмонии. Из его легких был выделен вирус свиного гриппа. Эта смерть обострила внимание к вспышке гриппа, которую рассматривали как предвестницу «испанки». Весь эпизод продолжался две недели. После чего заболевания полностью прекратились. Казалось бы, инцидент следовало считать исчерпанным, однако интерес населения к появлению гриппа был обострен прессой и телевидением. Президент Форд готовился к перевыборам и использовал вспышку гриппа в политических целях. Он организовал передававшуюся по телевидению пресс-конференцию с участием руководителей здравоохранения и ведущих вирусологов, на которой сообщалось о возможности приближения «массовой и смертельно опасной эпидемии гриппа». Было выделено 135 млн долларов для срочной поголовной иммунизации всего населения. Однако полностью осуществить это решение не удалось из-за развившихся среди первых из 34 млн привитых повышенной заболеваемости восходящим параличом Ландри. В связи с выявившейся опасностью вакцины иммунизация была приостановлена (Смородинцев А.А. Грипп и его профилактика. — Л.: Медицина, 1984. — 384 с.). По мнению Смородинцева, эпизод в Форт Диксе впервые показал возможность воздействия на людей вируса свиного гриппа, а также его весьма ограниченную циркуляцию в человеческом коллективе, и был резко агравирован (преувеличен) американскими экспертами по гриппу (Новости медицины и фармации. — Февраль 2006. — № 4).

 

Спорные вопросы

Повторю одно стратегическое высказывание, в котором в разгар эпидемии говорилось, что «в Украине удалось локализовать эпидемию гриппа А, и соответственно, у нас пандемию свиного гриппа не допустили»…

Какие «молодцы»… Надо же! Просто нет комментариев: в мире пандемия есть — у нас нет… У нас всего лишь эпидемия.

Итак, главная стратегическая ошибка в том, что ситуация, как и раньше, при птичьем гриппе, так и сейчас, обсуждается в отрыве от реальности и без совмещения комплекса знаний различных наук прослеживается явная попытка вместо объективности поиметь или угадать… Хотя что угадывать, тоже непонятно.

К примеру, при птичьем гриппе на протяжении 10 лет были выявлены очаги вируса в различных регионах мира. И еще пытались эти очаги локализовать, убивали десятками тысяч кур, бегали «привидения» с дымовыми пушками и т.д. Отдельно обрызгивали курятники, где больше всего помета, что как бы логично — вирусы именно там; и говорили, источники — водоплавающие птицы; машины ездили по дезинфицирующим «коврикам», будто вирус предпочитает колеса (наверное, наркоман). Но, как оказалось, взять и элементарно сопоставить факты в комплексе никому не нужно… А реальная картина следующая. Водоплавающие — птицы перелетные, летают в теплые края и наоборот. Могут заражать других птиц. По пути своего перелета птицы, между прочим, отправляют надобности прямо на лету, следовательно, за десять лет вирусом покрыли все, что можно: и города, и села, и памятники, даже чьи-то костюмы. И если за это время птичий вирус не спровоцировал пандемию и вызывал лишь отдельные эпизоды заболеваний среди людей, а при этом очаги разбросаны по всему миру, значит, дело не в вирусе птичьего гриппа.

Что касается вируса H1N1, то этот «аксакал» в людской популяции циркулирует более 100 лет, а среди животных, пожалуй, больше. Возникает вопрос: что должно произойти, чтобы этот вирус стал агрессивнее, чем раньше? Ведь известна закономерность, что паразит приспосабливается к организму хозяина, а хозяин — к паразиту, что обеспечивает выживание как одного, так и другого.

Можно сказать, произойдет шифт (существенное изменение антигенов за счет обмена), но ведь тогда это уже не вирус H1N1, с одной стороны. Тогда с другой — зададим вопрос шире: что должно произойти с семейством ортомиксовирусов? И будут ли они нарушать или менять соответствующие закономерности? Поспорим?

Пока мы будем ломать голову над этими вопросами или дискутировать, параллельно вспомним, чем, как и насколько подавляется иммунитет человека, какие сверхзвуковые лайнеры научились летать, чтобы за считанные часы распространить вирус по всему земному шару, почему в среде циркулируют штаммы-мутанты, антигенная структура которых — частично от диких штаммов, частично от штаммов вакцин, почему раньше выявлялся один серотип вируса, а теперь — сразу несколько гриппов в один сезон, какая загазованность, радиация, что едим, чем подкармливаем вирусы гриппа, как откармливаем птиц, поросят и т.д.

К тому же обратим внимание и на простой, но демонстративный вопрос: как и насколько защитят тепловизоры в аэропортах от распространения вируса гриппа А, если известно, что больной человек может и не полететь, зато в инкубационном периоде полетит наверняка, и в связи с отсутствием высокой температуры в этот период тепловизор его «пропустит», а через денек хитрые вирусы уже на другой стороне Земли начнут «кашлять» и «чихать»?

Вирус гриппа был, есть и будет. Он был хитрым и коварным и таким остается. Зачем ему что-то менять, у него и так все «в шоколаде» получается, причем в пределах своих традиционных природных свойств! Тем не менее новая опасная инфекция действительно может появиться. Может, это будет и не грипп. К сожалению, сам человек делает все, чтобы приблизить такой момент.

Но мы увлеклись лирикой. Начнем наконец работать над ошибками.

 

Работа над ошибками

Во-первых, сразу всю вину свернули на свиной вирус, и создавалось такое впечатление, что вокруг других микроорганизмов вовсе и нет. Какое неуважение к микрофлоре! Она такого не прощает! Ведь сразу не известно, что за инфекция губит нацию, вдруг действительно материализовался такой «Фантом-Киллер», назовем его коротко — Ф-К (знатоков английского и иных полиглотов, асов лингвистики, прошу не острить по этому поводу, сходство случайное, но, заметьте, красноречивое). Каждый понял по-своему. На самом деле одновременно циркулирует множество вирусов, бактерий и несколько подтипов вируса гриппа А. Любой из них может попадать в организм и вызывать заболевания — отдельно, по очереди или в ассоциации (или тот же Ф-К). Отсюда и лечение определяется с учетом…

Теперь представим, что действительно появился вирус гриппа А, опасный для жизни всего окружающего, то есть уже легендарный (Ф-К). Ему по статусу полагается плевать на экономику, юриспруденцию, чьи-то интересы и т.д. А марлевые маски, допустим, его могут притормозить. Следовательно, нужно как можно быстрее распространить маски среди населения. Нет собственных ресурсов — используй как можно быстрее иные возможные. И надо четко уяснить: сколько ни говори «зяяя» или «незяяя», масок больше не станет, скорее наоборот. В ситуации, когда угроза для жизни всех, главное — быстрее… Как это сделать? Очень просто. У простых граждан, предпринимателей и т.д., у кого больше, у кого меньше, есть и марля, и бинты, и, на худой конец, ХБ материалы. Тогда нужно рассказать по ТВ всем, как их делать, разрешить всем их делать и продавать без всяких ограничений и налогов, при этом разъясняя критерии качества. Два-три дня, и все желающие будут в дешевых масках, некоторые — «от кутюр».

Конечно, для создания иллюзии борьбы можно сделать одну маску, потом на одной стороне написать: «Против Ф-К», потом подумать, добавить с другой: «Против Ф-К», затем по бокам разместить дизайнерские находки. Это, конечно, кажется мелочью, но тем не менее четко демонстрирует стратегию и тактику при борьбе с настоящим Ф-К.

Следующий момент. Пошли по аптекам группками, перебежками, переползаниями контролеры в поисках спекулянтов. Вроде как справедливо. Но и здесь вирусу все равно. В аптеках сосредоточиваются носители вируса, больные и люди пока еще без четких проявлений. Контролеры в одной аптеке подцепили вирус и по другим благополучно разнесли. Конечно, при реальной опасности борьбу со спекулянтами в этот период придется провалить. Ведь Ф-К — более важная и опасная проблема. Но с другой стороны, если бы в больницах был необходимый набор, кто втридорога стал бы покупать лекарства? Ведь мы платим налоги, должен быть стратегический запас, и вообще — бесплатные лекарства в больницах (какую утопию написал, самому неудобно).

Теперь о вакцинации. Для нашей гипотетичной ситуации — вирус появился новый с новой антигенной структурой. Это главное условие, как говорит наука, для «обхода» иммунной защиты человека. Поверим ей, имею в виду — науке. Такой вирус быстро распространяется, вызывает более тяжелые болезни и чаще провоцирует осложнения. Но именно против такого нового вируса на самом деле вакцина отсутствует. До появления новой инфекции, точнее, даже ее выявления, что происходит гораздо позже, антигенную структуру заразы не знает никто. Следовательно, эффективную вакцину создать до того, как инфекция развернется, демонстративно и нагло раскроет свои коварные планы по поводу популяции людей, практически невозможно. Пока вакцину создадут, получат в необходимом объеме и т.д. и т.п., новый агрессор-вирус (АВ) легко реализует свой основной и эпидемический, и пандемический потенциал, даже обладая обычными свойствами гриппа А. Выходит, для такого, самого противного, случая эффективной вакцины-то и не существует… А вирус-то (Ф-К, АВ) уже плодится и распространяется, есть и «боинги», и «конкорды», и ТУ с АНами летают, и, кстати, тот самый надежный барьер — тепловизор…

Следующий момент — коротко и понятно (напоминаю, что мы боремся с гипотетической особо контагиозной высокоагрессивной инфекцией): люди в белых халатах становятся легкой добычей первой волны паразита-оккупанта (ПО), а также своей наивности по поводу зарплат, доплат, социальной защиты и т.д. А если подробнее, заметим, что вызывать врача на дом в условиях паники будут больные самыми разными респираторными и даже не респираторными заболеваниями, кто-то — просто от страха. А медработник, «зацепив» инфекцию (Ф-К, АВ, ПО) в одном месте, понесет ее по всем домам, семьям, в итоге по ходу посещений перемешает все в себе, в лучшем случае на себе и продолжит распространять совокупность инфекций по всем обратившимся — домам, квартирам. И наконец, основную массу заразы, которая накопилась за день, доставит любимым членам семьи. Или, может, вы полагаете, что после работы в опасном очаге инфекции медик проведет мероприятия, подобные тем, которые проводят военные при дезактивации, и к тому же уничтожит свою одежду, примет душ и голым, точнее, только в маске, пойдет домой?

Отдельно отметим: прежде всего аптеки, больницы, возможно, и многие прочие места автоматически превращаются в места скопления людей и коктейль с большим количеством самой разной инфекции (Ф-К, АВ, ПО), этакий микробиологический фрэш. То есть в такой ситуации вместо того чтобы сказать: «Иду в аптеку за лекарствами» или «к врачу в больницу» правильнее говорить: «Иду за порцией заразы».

Короче говоря, меры и средства борьбы против гипотетической страшной инфекции (СИ) полностью отсутствуют.

Кстати, забыли о главных — о журналистах. Они, получается, лучшие друзья паразита или паразитов. Ко всему прочему (наряду с проверяющими и медиками), они добровольно в погоне за сенсациями находят места с самыми «злыми» вирусами (Ф-К, АВ, ПО, СИ), где тяжелые больные, где больше смертей, но в отличие от двух предыдущих групп, которые сеют и пересевают инфекцию в пределах одного населенного пункта и членов своей семьи, последние, мотаясь между городами, больницами и т.д., — незаменимая поддержка эпидемии. Катают вирусы и на себе, и в себе, и на колесах, и в салоне, даже в самолете и т.д.

Вот и получается, что в таких условиях и при подобных действиях все зависит от свойств инфекции, при этом люди, поменяв свое поведение, как это произошло у нас, способствуют более широкому и быстрому системному ее распространению.

Кто-то скажет, что это только грипп. Но тогда к нему и нужно относиться как к гриппу, если это удалось установить. А исходя из наших реалий, это можно относительно достоверно подтвердить через пару недель где-то в Лондоне, куда отправляют анализы. То есть лишь то, что в отправленных материалах от нескольких человек обнаружен такой-то инфекционный агент. А если с первого раза не выявили? А если причина — другая зараза? А если инфекция вообще новая? А если враги-буржуины или плохиши-террористы подсунули не тот анализ или началась тайная война с кибальчишами с применением биологического оружия нового типа под видом обычного гриппа? И т.д. и т.п. Разве можно в условиях распространения неизвестной особо опасной инфекции полагаться на единичные данные, полученные от другого государства по нескольку штук раз в две-три недели? Такие данные для всей популяции даже статистически не являются достоверными.

 

Рекомендации и предложения

1. Если это грипп типа А, то и относиться к нему следует как к гриппу типа А (тут тоже немало проблем, но в этой статье не об этом).

2. Если предполагается неизвестная инфекция, то и относиться к ней следует так же. То есть тогда, в самом начале, инфекцию следует локализовать в очаге и прервать возможные и невозможные пути ее распространения. Для этого как минимум должны быть силы и средства. Такими силами могут быть специально подготовленные медицинские подразделения МЧС или военные с обязательным использованием средств индивидуальной защиты и разворачиванием специальных коек в очаге или рядом, и уж точно за пределами лечебных учреждений общего профиля желательны специальные передвижные госпитали, так как не исключено, что их после использования придется уничтожить. К ним должны передаваться силы МВД для обеспечения порядка и мер ограничения передвижения в очаге. Если не хватает возможностей МЧС и военных — подключать специально подготовленных медиков, опять-таки обеспеченных как минимум индивидуальными средствами защиты. Индивидуальные средства защиты, когда предполагается неизвестная особо опасная инфекция, должны обеспечивать надежную защиту всех органов и систем человека, при этом желательно, чтобы они уничтожались после использования или легко обрабатывались. То есть для этого предназначены специальные костюмы. Где они? Кто их использовал?

3. Если инфекционный агент неизвестен и выявлено большое количество тяжелых заболеваний и смертей, предполагающее возможность инфекционного процесса, следует до выяснения причин проводить меры как при особо опасной инфекции.

4. Для получения оперативной достоверной информации обойтись без сети стационарных и передвижных собственных лабораторий невозможно. Следует создать такие лаборатории. Еще раз отмечу: обязательно должно быть хотя бы несколько передвижных лабораторий. Ну не возить же материалы всех больных с особо опасной инфекцией по всей стране! И в такой ситуации важную роль могут играть не только дни, но и секунды. Информация должна быть получена в кратчайшие сроки — тогда это будет не констатацией факта наличия инфекции или поводом для дискуссий через несколько лет специалистами других выживших государств, а достоверными данными для непосредственного использования в ходе предпринимаемых мер.

 

Констатируем факты

— грипп, как всегда, создавая приобретенный специфический иммунитет, вытесняет себя эффективнее, чем любая вакцинация, при этом он успевает использовать свой инфекционный потенциал;
— эффективные барьеры против теоретически возможной особо опасной инфекции на путях ее распространения в Украине отсутствуют.



Вернуться к номеру