Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» Неврология (316) 2010 (тематический номер)

Вернуться к номеру

Актуальные вопросы лечения депрессий


Резюме

2–4 декабря 2009 г. в Доме кино состоялся научный симпозиум «Актуальные вопросы неврологии, психиатрии и наркологии». В программе симпозиума были рассмотрены следующие проблемы: психическое здоровье и без­опасность общества; модели организации неврологической, психиатрической и наркологической помощи на разных этапах ее оказания; индикаторы качества оказания неврологической, психиатрической и наркологической помощи; сосудистые заболевания головного мозга; нейродегенеративные и демиелинизирующие заболевания нервной системы; последствия травм центральной и периферической нервной системы; депрессивные состояния: диагностика, лечение, реабилитация, профилактика; первичный психотичный эпизод: диагностика, лечение, организация помощи; зависимость от психоактивных веществ: диагностика, лечение, реабилитация, профилактика, социальные аспекты.

Новые подходы к терапии депрессий осветила в своем докладе Марута Наталья Александровна, доктор медицинских наук, профессор, главный специалист МЗ Украины по специальности «психиатрия». Тема депрессий актуальна и по сей день.

Говоря об эпидемиологии депрессии, следует отметить, что депрессия поражает более 10 % населения планеты — более 110 млн человек. По данным ВОЗ, депрессивные состояния как минимум один раз в жизни переживают 20–25 % женщин и 7–12 % мужчин, то есть каждый восьмой человек в своей жизни перенес хотя бы один депрессивный эпизод.

Распространенность депрессии высока как в развивающихся, так и в экономически развитых странах. Скрытая депрессия встречается у 11–14 % населения высокоразвитых европейских стран. Каждый пятый представитель пресловутого «золотого миллиарда» страдает депрессией.

Рассматривая медико-социальные аспекты депрессий, прежде всего следует отметить, что ВОЗ признала депрессию одной из самых «дорогих» болезней: в Европейском сообществе более 20 % расходов на здравоохранение составляют расходы на заболевания нервной системы, среди которых чаще всего встречается депрессия. В США размер расходов на депрессию ежегодно оценивают в 47,5 млрд долл., тогда как расходы на сердечно-сосудистые заболевания составляют 43 млрд долл.

Ожидается, что к 2020–2030 годам депрессия по распространенности может выйти на 1-е место в мире среди всех заболеваний и на 2-е место среди заболеваний, ведущих к инвалидизации (включая последствия суицидальных действий, тесно связанных с депрессиями).

Ежегодно до 15 % больных депрессией лишают себя жизни. По данным ВОЗ, в 1998 г. завершенные суициды вошли в первую десятку причин смерти, составляя среди последних 1,8 %, и, как ожидается, составят 2,4 % к 2020 году. В некоторых странах суицид входит в первую тройку причин смерти в возрасте 15–34 лет.

По прогнозам ВОЗ в 2020 году приблизительно у 1,53 млн человек в причинах смерти будет указан суицид, а количество суицидальных попыток по всему миру увеличится в 20 раз (World Health Organization, Geneva, 1999).

Эти показатели означают в среднем одну смерть каждые 20 с и одну попытку каждые 1–2 с.

Проведение комплексной своевременной терапии позволяет сократить сроки течения депрессии, облегчить страдания больного и предотвратить наиболее тяжелое осложнение — попытку самоубийства.

Проблема терапии депрессивных расстройств, несмотря на огромный арсенал антидепрессантов (а на сегодняшний день на фармацевтическом рынке существует более 100 антидепрессантов), остается актуальной в силу ряда причин. Прежде всего следует указать на патоморфоз депрессивных расстройств, в структуре которых преобладают маскированные формы с превалированием соматических, неврологических и других симптомов. Кроме того, в последние годы отмечается увеличение числа резистентных форм депрессии, характеризующихся снижением терапевтической эффективности антидепрессантов, и коморбидных форм патологии, требующих особых подходов к терапии.

В лечении депрессивных расстройств перед врачом стоят следующие задачи: эффективное лечение лиц с депрессивными расстройствами; предотвращение повторных эпизодов депрессии; улучшение качества жизни больных, перенесших депрессию, профилактика суицидального поведения.

Именно поэтому терапия депрессивных расстройств должна носить комплексный характер и включать антидепрессанты, общебиологическую терапию, психотерапию. Антидепрессанты являются этио­патогенетическими препаратами при лечении депрессий, но очень важным является и состояние «биологической почвы», ресурсного потенциала, адаптивных механизмов личности.

В связи с этим актуальной проблемой терапии депрессий является использование в комплексном лечении общеукрепляющих средств. К таким препаратам относится Нейровитан.

Препарат Нейровитан представляет собой таблетированный сбалансированный комплекс витаминов группы В с высокой степенью биодоступности. Дозировка каждого витамина соответствует лечебной дозе, необходимой организму: витамин В1 (октотиамин) — 25 мг, витамин В2 (рибофлавин) — 2,5 мг, витамин В6 (пиридоксин) — 40 мг, витамин В12 (цианокобаламин) — 250 мг. Препарат создан по уникальной технологии, благодаря которой каждый из витаминов, входящих в его состав, находится в микрокапсулах, что ограничивает их взаимодействие друг с другом.

В условиях клиники неврозов и пограничных состояний ГУ «Институт неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины» проведено исследование оценки терапевтической эффективности препарата Нейровитан в комплексной терапии больных с умеренным депрессивным эпизодом.

Исследование проводилось в сравнительном аспекте в двух группах больных с диагнозом умеренного депрессивного эпизода. В І группе больных (основная группа), которая включала 30 человек, назначали антидепрессивную терапию и препарат Нейровитан, ІІ группа больных (контрольная группа) принимала только антидепрессивную терапию (30 больных). Обследование носило комплексный характер и включало психопатологическое обследование с оценкой динамики выраженности субъективных жалоб и особенностей психического статуса пациентов в процессе терапии. Особое внимание уделялось изучению аффективных нарушений, степени выраженности депрессии, тревоги, наличию и характеру астенических нарушений. Психометрическое обследование включало оценку выраженности депрессии по шкалам Гамильтона (HDRS) и MADRS, выраженности уровня ситуационной и личностной тревожности по шкале Спилбергера — Ханина, а также оценку состояния пациента по шкале астенического состояния (ШАС). Исследование социального функционирования пациентов проводилось с помощью интегративных шкал «Показатель качества жизни».

Клиническая картина умеренного депрессивного эпизода характеризовалась наличием как типичных симптомов депрессии в виде сниженного настроения, апатии, тревоги, снижения желаний, так и симптомов астении в виде повышенной истощаемости, снижения активности, ощущения бессилия, снижения энергичности, чувства усталости.

В процессе терапии в основной группе отмечалось более быстрое регрессирование депрессивной симптоматики. Особенно выраженные различия между группами отмечались по таким параметрам, как сниженное настроение, утрата интересов и удовольствия, снижение энергичности, пониженная активность, сниженная способность к сосредоточению и вниманию, пониженные самооценка и чувство уверенности в себе, появление идей виновности и уничижения, мрачное и пессимистическое видение будущего, нарушение сна, повышенная утомляемость, сниженный аппетит, что проявлялось в настроении больных, расширении их интересов, повышении самооценки. Динамика основных показателей депрессии по шкале Гамильтона (HDRS) представлена на рис. 1.

 

Как видно, до начала лечения у всех пациентов выраженность симптомов депрессии соответствовала среднему уровню депрессии. В ходе лечения наблюдалась положительная динамика состояния больных обеих групп, однако в основной группе, принимающей препарат Нейровитан, уже после 4 недель лечения отмечена более быстрая динамика купирования симптомов. Данная тенденция наблюдалась и при последующем наблюдении. Аналогичная динамика проявлений депрессии отмечалась и по шкале MADRS (рис. 2).

Рассматривая динамику отдельных показателей по шкале MADRS, можно отметить, что по таким показателям, как трудность концентрации, апатия и нарушения аппетита, у больных основной группы темпы восстановления опережали таковые у больных контрольной группы уже через 4 недели терапии, а через 8 недель у больных, принимающих дополнительно Нейровитан, отмечено достоверно большее снижение показателей по основным значениям шкалы — наблюдаемая печаль, трудности концентрации, печаль, о которой пациент говорит, вялость, внутреннее напряжение, неспособность чувствовать, ухудшение сна, пессимистические и суицидальные мысли, нарушение аппетита, что свидетельствовало о более быстром ответе на проводимое лечение данных пациентов.

Что касается показателя тревожности, то наблюдаемое снижение было равномерным в обеих группах с преобладанием тенденции к быстрому восстановлению в основной группе больных, принимающих Нейровитан (рис. 3).

 

Динамика показателей шкалы ­астенического состояния в процессе терапии демонстрирует, что до начала лечения у всех больных отмечалась умеренная астения, в основной группе динамика показателей была более выражена уже на 28-й день терапии и сохранялась в течение всего курса лечения (рис. 4).

Результаты оценки интегративной характеристики физического, психологического, эмоционального и социального функционирования пациентов до и после 12-недельного курса терапии представлены на рис. 5.

 

На рис. 5 видно, что более выраженная динамика отмечалась по шкале «Физическое благополучие», что в последующем способствовало стабилизации состояния больных. К 28-му и особенно существенно к 56-му дню по шкалам «Физическое благополучие», «Физическая работоспособность» и «Психологическое/эмоциональное благополучие» показатели были достоверно выше, чем в контрольной группе.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Дополнительное назначение больным с умеренным депрессивным эпизодом препарата Нейровитан по 1 таблетке 2 раза в день в течение 12 недель усиливает антидепрессивный эффект основной терапии.

2. Терапевтические эффекты препарата Нейровитан включают редукцию астенического компонента депрессии, что ускоряет восстановление эмоционального состояния больных и подтверждается динамикой психометрических шкал.

3. Препарат Нейровитан хорошо переносится больными и на протяжении 12 недель лечения ни у кого из включенных в исследование пациентов не вызвал каких-либо ожидаемых или неожидаемых побочных эффектов, не оказал отрицательного влияния на показатели общего клинического состояния.

4. Под влиянием терапии с применением Нейровитана у пациентов отмечается стойкое достоверное улучшение интегративного показателя качества жизни, что позволяет рекомендовать препарат в качестве дополнительной терапии в комплексном лечении больных с умеренным депрессивным эпизодом.

Подготовила Галина Бут



Вернуться к номеру