Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 11(217) 2007

Вернуться к номеру

Об аллергии, аллергическом рините, сирано де бержераке и не только…

Аллергия, согласно одному из современных определений, — чрезмерная реакция иммунной системы человеческого организма на чужеродные вещества. Хотя учение об аллергии возникло сравнительно недавно, в конце XIX — начале XX века, аллергические заболевания известны давно. Первые упоминания о них, вернее, о тех, кто страдал ими, относятся к древним временам. Так, египетский фараон Менес погиб от укуса пчелы, вернее, от шока, вызванного аллергией на этот укус. В Древнем Риме аллергической астмой страдал император Август. В Средневековье отмечались случаи «розовой лихорадки», обусловленной аллергией на цветы роз (вероятно, именно эта лихорадка стала предшественницей распространенного сегодня аллергического ринита). Подробное и точное описание «сенной лихорадки» (старое название аллергического ринита) встречается в публикациях, датированных 1890 годом [1].

Термин «аллергия» (от греческого «allos» — измененное состояние и «ergon» — реакция) был введен венским педиатром Клеменсом фон Перке в 1906 году. Он заметил, что у некоторых из его пациентов наблюдаемые симптомы могли быть вызваны воздействием аллергенов окружающей среды, таких как пыль, пыльца или некоторые виды пищи. На протяжении долгого времени считалось, что гиперчувствительность развивается в связи с нарушением функции иммуноглобулинов Е, однако вскоре стало ясно, что многочисленные механизмы развития аллергических реакций с участием различных химических веществ вызывают появление множества симптомов, ранее классифицированных как аллергия. P.G.H. Gell и R.R.A. Coombs выделили 4 основных типа реакций гиперчувствительности. На сегодняшний день известно 5 типов реакций гиперчувствительности. Термин «аллергия» был сохранен за первым типом реакций, характеризующимся классическими эффектами, опосредованными IgE [2].

Сегодня аллергические заболевания идут рука об руку с человечеством. Международная статистика свидетельствует о том, что за последние два десятилетия заболеваемость аллергией возросла в 3–4 раза и сегодня более 25 % населения страдает различными аллергическими заболеваниями. Такой резкий всплеск заболеваемости официальная медицина связывает в основном с усилением аллергенной нагрузки на человека, а также с изменением способности человеческого организма реагировать на эту нагрузку. Из основных причин указывают на ухудшение экологической ситуации, нерациональное питание, бесконтрольное применение лекарственных средств, возросшие стрессовые нагрузки, малоподвижный образ жизни, изменения климата. Существуют и иные, в той или иной степени заслуживающие внимания трактовки причин возникновения аллергии. Но перейдем непосредственно к рассмотрению аллергического ринита, который сегодня входит в пятерку наиболее распространенных хронических заболеваний и поражает около 10–30 % взрослого и до 42 % детского населения [4].

Аллергический ринит за всю историю своего существования и исследования имел множество названий: его описывали как «периодический насморк», «сезонный ринит», «сенная лихорадка», «весенний катар» и т.д. Это заболевание было известно с античных времен и описано еще Авиценной. Впервые необычную назальную реакцию некоторых людей на съеденные апельсины или кусок сыра обнаружил отец современной медицины — Гиппократ (VI–V век до нашей эры). За ним Клавдий Гален, древнеримский врач, живший во II веке нашей эры, впервые сообщил о заболевании, весьма напоминающем аллергический ринит, возникшем от запаха цветка. В 1565 году итальянский врач Боталлус описал больных, страдающих насморком, головными болями, одышкой, слезотечением, связанными с запахами цветущих роз, и назвал эту патологию «розовой лихорадкой». А в начале XIX века (в 1819 году) английский врач Джон Босток сделал официальное сообщение в Лондонском медико-хирургическом обществе о «случае периодического поражения глаз и груди» после контакта некоторых людей со скошенной травой, изложив при этом историю собственной болезни, которую сам назвал «сенной лихорадкой». И, хотя в дальнейшем сам предлагал для нее другие названия (например, «летняя простуда»), в медицине сохранился именно первоначальный термин. Через 17 лет после публикации Бостока (в 1836 году) Виман определил, что причиной аллергического ринита является пыльца растений.

Аллергический ринит отнюдь не есть удел слабых и бедных. История свидетельствует о том, что самым знаменитым аллергиком был Наполеон. По свидетельству историков, приступ «весеннего насморка» случился с ним во время знаменитого сражения при Ватерлоо, и кто знает, чем бы все обернулось, не вмешайся аллергия в ход истории Европы. Не менее известны страдавшие аллергическим ринитом Людвиг Ван Бетховен, Антонио Вивальди, Чарльз Диккенс, Марсель Пруст, Джон Кеннеди, Теодор Рузвельт, Лайза Минелли, Элизабет Тейлор, Мартин Скорсезе и многие-многие другие знаменитости [2].

Аллергический ринит стал своеобразным литературным персонажем, он был воспет классиками: так, во всемирно известном произведении Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» одноименный герой стал «литературным прототипом и олицетворением» не только носа, но и этого заболевания. Безобразный нос поэта Сирано де Бержерака, по мнению большинства литературных критиков, — это расплата за гениальность. Извечна — проблема отношений неординарной личности с окружением: быть талантливым и одиноким или лишится Божьего дара, стать таким, как все, и познать воспетую любовь? Ведь ни общество с его ценностями, ни даже любимая кузина не догадываются, что за огромным носом скрывается огромный непознанный и непризнанный потенциал, острый ум, наблюдательность, душа, способная любить безответно, и творить, творить, творить. Недаром красавица Роксана, у ног которой весь Париж, страстно влюблена в великолепные стихи своего кузена, Сирано де Бержерака [3].

Что такое сезонный аллергический вазомоторный ринит? Попробуем ответить на этот вопрос. Сегодня «сенную лихорадку», «сенной насморк» объединяют в понятие «поллиноз» (от греческого «pollen» — пыльца). Таким образом, уже в названии определена причина этого заболевания — воздействие пыльцы различных трав, цветов, деревьев и кустарников на слизистую оболочку носа. Поллиноз — заболевание сезонное, связанное с определенным периодом цветения того или иного растения. Пыльца является очень сильным аллергеном, поэтому ее попадание на слизистую оболочку носа у некоторых людей, имеющих аллергическую предрасположенность, вызывает целую цепочку аллергических реакций в слизистой оболочке носа.

Коварство аллергического ринита заключается в том, что при тяжелом многолетнем течении у 10–30 % больных развивается пыльцевая бронхиальная астма, характеризующаяся тем, что классические приступы удушья возникают в период пыления соответствующих растений [4].

Механизмы развития аллергического ринита за последние 15 лет изучены довольно подробно. Ведущая роль в патогенезе заболевания принадлежит IgE-опосредованным аллергическим реакциям, ответственным за развитие аллергического воспаления и гиперреактивности слизистой оболочки носа. Это подтверждается наличием эозинофильного воспаления и усиления экспрессии адгезивных молекул на эндотелиальных и эпителиальных клетках верхних дыхательных путей, накоплением активированных тучных клеток и клеток Лангерганса, базофилов, Т-лимфоцитов, цитокинов и хемокинов в слизистой оболочке носа [5].

Существенным прорывом в лечении аллергического ринита стало появление в арсенале врача интраназальных кортикостероидов, которые по праву можно назвать средствами патогенетической терапии, применяющимися как для предупреждения, так и для облегчения симптомов, обусловленных ранней и поздней фазами аллергического ответа. Все больше врачей отдают предпочтение флутиказона пропионату (Фликсоназе) компании «GlaxoSmithKline», эффективность и безопасность которого подтверждена в многочисленных исследованиях. Благодаря оригинальным фармакологическим свойствам (высокая липофильности, селективность и сродство молекулы флутиказона пропионата к глюкокортикоидным рецепторам) препарат характеризуется, с одной стороны, выраженной местной противовоспалительной активностью, а с другой — низкой биодоступностью и отсутствием ингибирующего влияния на выработку кортизола надпочечниками, что позволяет считать его достаточно безопасным при длительном применении.

Из преимуществ Фликсоназе необходимо указать на способность прерывать каскад аллергических реакций, в отличие от препаратов других фармакологических групп. Например, антигистаминные препараты действуют только на один медиатор воспаления — гистамин, тогда как влияние Фликсоназе гораздо шире — он воздействует на все медиаторы и фазы аллергического воспаления, что позволяет реализовать при его назначении более широкий патогенетический подход, и, соответственно, достичь более значимого клинического улучшения.

При воздействии на биологические мембраны Фликсоназе уменьшает проницаемость капилляров, оказывая таким образом противовоспалительный эффект.

Последующее изменение цепи превращения арахидоновой кислоты и уменьшения холинергического действия нервной системы снижает продукцию медиаторов воспаления и цитокинов лимфоцитами — Т-хелперами II типа, а также предотвращает инфильтрацию слизистой оболочки носа эозинофильными и базофильными гранулоцитами.

В настоящее время ингаляционные кортикостероиды — наиболее эффективные противовоспалительные препараты в лечении аллергического ринита и бронхиальной астмы. Исследования показали их эффективность, которая проявлялась в улучшении функции внешнего дыхания, снижении гиперчувствительности бронхов, уменьшении симптомов болезни, уменьшении частоты и тяжести обострений и улучшении качества жизни больных [6].

Подготовила Галина Бут
«Новости медицины и фармации»


Список литературы

1. Цитокины и воспаление. — 2005. — № 3.

2. http://www.vitapharm.ru/notes/2.

3. Дыхательная система. Полость носа // Популярная медицина. — 2002. — Т. 01, № 3.

4. Вакцинопрофилактика неинфекционных заболеваний. — 2004. — № 4 (34), июль — август.

5. Ханферян Р.А. Аллергический ринит: механизмы развития, особенности локальной терапии.

6. Суточникова О.А. Ингаляционные глюкокортикостероиды — наиболее эффективные и безопасные противовоспалительные препараты для лечения астмы // Русский медицинский журнал. — 2007. — Т. 15, № 10.


Вернуться к номеру