Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 11-12(331-332) 2010

Вернуться к номеру

Песни и танец как средство влияния на человека

Авторы: А.Ф. Яковцева, д.м.н., профессор, И.В. Сорокина, д.м.н., профессор, Н.В. Гольева, д.м.н., профессор, Харьковский национальный медицинский университет; И.И. Яковцева, д.м.н., профессор, Харьковская медицинская академия последипломного образования

Версия для печати

Каждому виду искусства присущи свои непревзойденные особенности, свой арсенал художественных способов и свое влияние на человека.
Е. Солейко

Отдельно необходимо отметить особое влияние на человеческий организм таких видов искусства, неразрывно связанных с музыкой, как песни и танец.

По мнению солиста Кисловодской филармонии, выпускника Ленинградской консерватории по классу вокала Василия Черкасова, романс лечит. Лечит душу. А если будет здорова душа, будет здорово и тело. Во всяком случае, врачу будет легче лечить такого больного. Василий Черкасов считает романс своего рода музыкотерапией и очень часто дает сольные концерты в здравницах, ведь туда приезжают не абсолютно здоровые люди. Вокалист полагает, что медицина и музыка имеют самую тесную связь. Давно замечено, что прекрасная музыка, в частности классическая, отражает всю глубину человеческих чувств. Она благотворно влияет на организм, а стало быть, и на здоровье. Такая музыка успокаивает, вселяет в душу радость и порождает прекрасные порывы. Она настраивает на мажорный лад, то есть дает хорошее устойчивое душевное состояние.

Отношение Василия Черкасова к модной современной музыке, в частности к рок-ансамблям и музыке, звучащей на дискотеках, на сто процентов отрицательное. Певец утверждает, что такая музыка воздействует на организм отрицательно. Мало того, что там, как правило, нет никакой мелодии, вернее, вся мелодия состоит из трех монотонно звучащих на манер отбойного молотка нот, ее опасность еще и в чрезмерной громкости, от которой можно оглохнуть в прямом смысле слова. Ведь давно известно, что шум, превышающий предельно допустимую норму (а на рок-концертах он достигает 120 децибелов), ведет к потере определенного процента слуха. Это во-первых, а во-вторых, такая музыка отрицательно действует на нервную систему и психику. Она может привести даже к истерике.

Ну а если использовать музыку в лечебных целях, то для каждого она должна быть «своя». Возьмем, например, музыку и психиатрию. Допустим, что больной, меланхолик по характеру, страдает депрессией и навязчивыми идеями. Такого больного вряд ли удастся сразу развеселить. Поэтому для начала ему надо дать прослушать грустную мелодию, то есть произведение, написанное в миноре, — оно будет созвучно его настроению, поможет ощутить и почувствовать грусть, сопереживание, а затем для него должна звучать задорная, радостная, светлая, взывающая к жизни музыка. Для такого пациента очень подходит и динамичная музыка — она вселяет мужество, смелость, уверенность.

О великом композиторе Исааке Шварце Булат Окуджава сказал: «Музыкант, соорудивший из моей души костер. Мелодии, которые рождаются в его сердце, волшебны».

И. Шварц живет вдали от городской суеты, и мелодии, которые рождаются в его сердце, первыми слышат куст сирени под окном, старые сосны, речка Оредж... А может, они ему их подсказывают... Наверное, для творчества здесь совсем особый воздух, ведь не случайно же под этим небом Пушкин задумал повесть о станционном смотрителе.

И все-таки каким же образом является на свет мелодия? Ну никак мне не понять! Например, вот это воистину чудо из фильма «Нас венчали не в церкви»: «Ах, только тройка не сбилась бы с круга, бубенчик не смолк под дугой. Две вечных подруги — любовь и разлука — не ходят одна без другой...». Ну откуда возникло сие божественное сочетание звуков? Все пытаю, пытаю об этом Исаака Иосифовича, но он лишь разводит руками:

— Ни один серьезный музыкант не объяснит, как рождается музыка. Кстати, рождается она у каждого. Каждый человек — потенциальный композитор.

— Ну уж каждый! В музыкальных поделках, которые звучат ныне с эстрады, грохочущего ритма с избытком, но вот мелодии в этом «авангарде», по сути, нет.

— Не могу утверждать подобное столь огульно, но большая доля истины в ваших словах, увы, есть.

В музыке «царица доказательств» — мелодическое начало, именно мелодия. И даже не просто мелодия, а музыкальная тема. Она, как путеводная нить, как нить Ариадны, ведет нас к восприятию даже самой сложной музыкальной формы...

— Ну и где же вы отыскиваете ту одну-единственную мелодию, от которой у нас потом восторг, мурашки по телу?

Шварц разводит руками:

— Скажем, надо было для фильма «Звезда пленительного счастья» написать «Песенку кавалергарда» — но это же девятнадцатый век, я его вообще хорошо знаю и люблю. Да к тому же сам Окуджава помог своими дивными стихами: «Кавалергарда век не долог, и потому так сладок он. Труба трубит, откинут полог, и где-то слышен сабель звон...» — ведь уже в них заключена мелодия. Стихи Окуджавы вообще поразительно афористичны. «Святая наука — расслышать друг друга сквозь ветер на все времена! Две странницы вечных — любовь и разлука — поделятся с нами сполна...» — ну как такие строки могут не вдохновить?!

Известный поэт, кинодраматург, лауреат Государственной премии имени Т.Г. Шевченко, автор многих почти народных песен Украины Михаил Ткач по профессии врач. Может, именно поэтому его песни «Чуєш чи не чуєш, чарівна Марічко», «Ясени», «Сніг на зеленому листі», «Сину, качки летять», «Прилетіла ластівка», «Ой висока та гора», «Журавлі», «Мама Mapiя», «Добрий вечір, доле», «Чуєш, мамо», «Квітка розмарія», «Білі лебеді» так тревожат и лечат человеческую душу.

Военный врач в отставке Н. Пекло в своих фронтовых воспоминаниях описывает один замечательный случай.

«Шли наступательные бои, раненые поступали в медсанбат беспрерывно, хирургу иногда приходилось стоять у операционного стола двое-трое суток. Наконец корпус перевели на короткий отдых для пополнения. Был отдан приказ самый большой сарай переоборудовать под клуб. Все соскучились по духовной пище. Пригласили и меня с гитарой, которую я любил с юности. На концерте присутствовали офицеры, командир корпуса генерал-майор Белогорский. Я исполнил «Землянку» и романс «Голубой цветок». А через неделю меня срочно вызвали к Белогорскому. Адъютант сообщил, что у того малярия. Генерал сидел за столом, кутаясь в шинель. Его сильно знобило, температура была высокой. Я вынул из сумки коробочку с хинином. «Не надо, — сказал генерал. — Принесите гитару и спойте ваш «Голубой цветок», для меня это лучшее лекарство». Я пел и наблюдал. Ему на глазах становилось лучше. Озноб прекратился, на лице появилась испарина. Измерили температуру — оказалось 37,1.

Теперь о том фронтовом концерте мне напоминает почетная грамота с подписью генерала Белогорского».

13 февраля 2003 года исполнилось 130 лет со дня рождения Ф.И. Шаляпина. Жизнь и поступки этого необычайного человека характеризуют его не только как блестящего оперного певца и артиста, но и как очень чуткого, доброго, искреннего россиянина, который в тяжелое для отчизны время старался внести свой вклад, чтобы облегчить участь соотечественников, попавших в беду.

...1914 год. Первая мировая война. Федор Иванович Шаляпин в это время уже известный артист. Гастроли, концерты, служба солистом императорских театров. Но душа скорбит: идет война, с фронта поступают тревожные сводки, много раненых. Не могло сердце русского человека остаться равнодушным к этой беде. И вот в газете «Речь» за 9 сентября появляется заметка: «Федор Иванович Шаляпин решил устроить два лазарета для раненых воинов по 25 кроватей в каждом. Один лазарет будет устроен в Петербурге, а другой в Москве. Лазареты эти будут оборудованы на средства, которые поступят с организуемых Ф. Шаляпиным в обеих столицах концертов».

Никто не считал, сколько благотворительных концертов дал Ф. Шаляпин в пользу раненых. Но поверьте: содержать два госпиталя в Петербурге и в Москве да еще посылать медикаменты, табак, гостинцы и теплое белье для нижних чинов с передовых позиций довольно сложно, для этого требовались немалые средства.

Дочь певца Ирина Федоровна Шаляпина вспоминала, что на открытие лазарета на Новинском бульваре в Москве приезжал городской голова. Увидев, насколько хорошо был оборудован лазарет, он предложил Федору Ивановичу предназначить его для офицеров, на что отец ответил: «Вот потому именно, что лазарет оборудован хорошо, здесь будут лечиться солдаты».

О том, как тепло и сердечно относился он к раненым, говорит и тот факт, что на должность главного врача лазарета был приглашен Иван Иванович Красовский, профессионал очень высокого класса, который лечил творческую элиту Москвы. Сестрами милосердия работали в лазарете дети Федора Ивановича и жена Иола Игнатьевна. Сам он часто навещал раненых, беседовал с ними, приносил подарки и гостинцы.

Художник К. Коровкин вспоминал: «Шаляпин любил свой лазарет, приказывал раненых кормить хорошо. Велел делать пельмени по-сибирски и часто ел с ними вместе, учась у них песням, которые они пели в деревне. И сам пел им деревенские песни: «Прощай, радость» и «Эх ты, Ванька, разудала голова». (Осознанно или неосознанно Федор Иванович проводил музыкальную терапию раненых солдат). Слушая песни, солдаты плакали, да и сам певец был растроган, захваченный сочувствием к слушателям». Концерты, которые давал певец в пользу раненых, собирали такое количество слушателей, что желающие вынуждены были стоять за билетами ночами. Все они проходили с неизменным успехом.

Музыка обладает способностью захватывать своим ритмическим строем. Слушая зажигательную танцевальную мелодию, каждый в свое время непременно ловил себя на том, что его пальцы непроизвольно сами начинают вдруг отбивать такт, а ноги и не стоят на месте, готовые тут же сорваться в пляс.

Способность музыки активно стимулировать и регулировать движения нашего тела делает ее незаменимым компонентом всевозможных видов лечебной ритмики и физкультуры.

Активное движение очень важно для здорового развития и функционирования человеческого организма. Оно усиливает процесс обмена веществ, способствует обновлению тканей, придает силу мышцам и гибкость суставам. Движение, организованное музыкальными ритмами в танец, обогащенное эстетическим содержанием, удваивает свои оздоровляющие возможности. Отсюда — давнее использование танца как средства традиционной медицины. Любопытно отметить, что в Бразилии в условиях современного научно-исследовательского института проводилась экспериментальная проверка эффективности некоторых методов применения танца в традиционной медицине, и эта проверка дала положительные результаты. Искусство танца совершенствует пластику, развивает музыкальный слух и чувство ритма, тренирует и закаляет не только мышечную, но и сердечно-сосудистую и нервную системы, а также духовно обогащает, воспитывая эстетическое чувство, воображение и творческую фантазию. Все это делает искусство танца незаменимым компонентом использования в медицине. Оно получило такое распространение, что, например, в США в середине 60-х годов возникла целая профессиональная организация под названием «Американская ассоциация танцетерапии», объединившая медиков, практикующих этот метод лечения. Публикации американских врачей показывают, что на Западе наиболее распространено использование танцетерапии для создания лечебно-охранительного режима в психиатрических клиниках. При этом танец в основном выступает в роли средства бессловесного общения и разрядки эмоционального напряжения. По мнению М.Р. Тумбе и других американских врачей, для этой формы терапии наиболее подходят современные танцы, основанные на естественных движениях тела без их строгой регламентации.

Вот что рассказывал о влиянии танца на человека профессиональный танцор, народный артист, герой труда Махмуд Эсамбаев:

— На гастролях в Херсоне перед началом концерта меня попросили встретиться с учащимися хореографического училища. Я согласился. Два часа рассказывал им о своей жизни, профессии. Светловолосый юноша, сидевший в первом ряду, очень старательно все записывал в тетрадку. Когда стали задавать вопросы, он подал мне свою тетрадь. Заглянув в нее, я сказал: «Знаешь, дорогой, пока ее прочту, пройдет еще два часа, лучше задай вопрос». В ответ он отрицательно покачал головой, а зал хором ответил: «Он немой». Тогда я прочел следующее: «Дорогой дядя Махмуд. Я не могу вымолвить ни единого слова. Учусь в училище. Получаю 35 рублей. Родители не помогают. Если вы скажете, что мне учиться не стоит, я не буду».

Я все понял и сказал ему: «Дорогой Толя (так звали мальчика), ты очень правильно выбрал профессию. Ты не говоришь, а язык танца понимают все в мире. Вот я танцую в своем родном селе Старые Атаги и на Ямайке, а все равно всем все понятно». Он сидел рядом со мной такой счастливый... Пригласил его на концерт, а поскольку мест не было, поставили дополнительный стул.

...Программа подходила к концу. Заканчиваю, как всегда, «Макумбой», а финал у нее потрясающий. Там все сливается в сумасшедшем ритме, шаман бешено мечется по сцене в дикой, неистовой пляске, затем в изнеможении падает и умирает. Нескончаемые аплодисменты, овации — и вдруг истошный крик: «А-а-а!..» Я обомлел. Страшно расстроился. Танцевал более двух часов — и такое безобразие. Потом вижу, кого-то несут к сцене на руках. Это был Толя. К нему вернулся голос, и он страшно закричал, потом потерял сознание и упал со стула. Очнувшись, он снова закричал: «Махмуд! Ко мне вернулся голос! Вы слышите? Я говорю!» Это было такое счастье! Его учительница Тамара Федоровна обнимает меня и повторяет: «Вы — Бог! Вы — Бог!» А я был в костюме Макумбы, весь в перьях и гриме, и ее красивый белый костюм стал разноцветным, а она все повторяет: «Пачкайте, пачкайте, сколько хотите, я так счастлива, это мой любимый ученик!» Вот такое событие произошло у меня на концерте.

— И что это было?

— Ничего сверхъестественного. Я таких случаев знаю немало. Ритуальный танец «Макумба» вызывает очень сильное нервное потрясение, стресс, восторг. Во время исполнения этого танца мною еще были случаи, когда люди в зале падали в обморок. Целебная сила внезапных раздражителей известна многим психиатрам. Тогда об этом писали все газеты, выступали ученые, врачи. Вот так большое искусство помогает медицине.

Некрасов верно сказал, что в балете мирный гражданин, восторгаясь танцами, «позабывает лета, позабывает чин».

Итальянская ассоциация «Волонтерство за мир», в центре внимания которой — социальный и внутренний мир человека сквозь призму культурного наследия всех пяти континентов, использует методы раджа-йоги, хатха-йоги, чи-кунг, фри-данса для гармонии души и тела человека. Приводим несколько советов итальянских ученых.

Если вы чем-то сильно расстроены, постоянно «на нервах», попробуйте в течение нескольких дней выполнять это простое, но очень полезное упражнение. Придя домой, лягте на пол, раскиньте руки в стороны ладонями вниз, закройте глаза и расслабьтесь. Не вскакивайте через 5 минут, вспомнив про домашние дела! Постарайтесь удержать себя в неподвижном состоянии 20 минут.

Включите музыку — классическую или современную, любую мелодию, которая Вам нравится. Двигайтесь в такт музыке, но в том темпе, который Вас устраивает. Даже если мелодия быстрая, а Вам хочется танцевать танго, двигайтесь, как Вам хочется. Постарайтесь делать вдох и выдох под музыку. Не слушайте мелодию, а дышите ею. Танец, музыка и движение помогут Вам снять нервное напряжение и ощутить в себе новые силы.

Множатся методы применения разных видов музыкального искусства в лечебно-оздоровительных целях. Успехи и популярность метода за последние годы выросли настолько, что некоторые из его поклонников начинают явно преувеличивать его возможности и выдают музыку за чудодейственное средство от любых бед и недугов. Американец Р.Г. Шоффлер создал специальную «музыкальную фармакопею», где перечислены основные виды психических расстройств и заболеваний и в отношении каждого указано, прослушивание каких произведений музыкальной классики гарантирует исцеление больному. Автор игнорирует личность больного, его музыкальную культуру, вкусы и индивидуальные способности к восприятию музыки, то есть делает то, о чем еще в 20-е годы предупреждал В.М. Бехтерев. Категоричность подобных предписаний Шоффлера вызывает справедливую критику со стороны его коллег. Так, доктор Р. Лякруа в статье «Медицина и музыка» упрекает Шоффлера в субъективизме и даже некотором фантазерстве. Лякруа справедливо замечает, что хотя музыкотерапия и применяется с успехом для преодоления беспокойства, неуравновешенности, тревоги, некоторой угнетенности или, напротив, излишней возбужденности, но и здесь она «не основа лечения, а вклад, которым не следует пренебрегать».

Именно эта линия использования музыкотерапии прежде всего как удачного дополнения к другим методам лечения, профилактики и оздоровления особенно перспективна.

Из книги А. Яковцевой, И. Сорокиной, И. Яковцевой, Н. Гольевой
 «Медицина и искусство» 



Вернуться к номеру