Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



UkraineNeuroGlobal


UkraineNeuroGlobal

Международный неврологический журнал 4 (34) 2010

Вернуться к номеру

Некоторые клинические и психовегетативные особенности больных невралгией тройничного нерва в аспекте полового диморфизма

Авторы: Гафуров Б.Г., Уринов М.Б., Кафедра нервных болезней Бухарского медицинского института, Республика Узбекистан

Рубрики: Неврология

Версия для печати


Резюме

В работе проанализированы наличие и выраженность синдрома вегетативной дистонии и тревожности в эмоциональной сфере у 372 пациентов, страдающих идиопатической формой невралгии тройничного нерва. Установлено, что выраженность сопутствующих психовегетативных расстройств при невралгии тройничного нерва преобладает в группе женщин и в возрастной группе старше 45 лет независимо от пола. В группе мужчин синдром вегетативной дистонии и тревожность в эмоциональной сфере более выражены преимущественно при правосторонней форме поражения, а в группе женщин — при левосторонней латерализации. По мнению авторов, полученные данные следует учитывать при назначении вегетотропных и психотропных средств в рамках комплексной терапии невралгии тройничного нерва.

До последнего времени в диагностике и лечении многих заболеваний, в том числе неврологических, фактору пола не придавалось особого значения. Исследования по изучению действия новых лекарственных препаратов часто проводились лишь на мужчинах­добровольцах, и особенности их влияния на женский организм упускались из виду [8]. Во многих публикациях отсутствовали указания на пол обследуемых, в других для сохранения чистоты эксперимента намеренно исключались женщины [13]. В то же время опыт показывает, что одни заболевания более характерны для мужчин, тогда как другие — для женщин [1, 9]. Тяжесть течения заболевания, его исход, ответ на лечение также во многих случаях зависят от пола пациента [5, 6, 14, 15].

Настоящий бум в изучении проблемы половых различий начался чуть более 10 лет назад, после широкого внедрения в практику магнитно­резонансной томографии, когда были обнаружены морфологические различия мозга у мужчин и женщин. Врачи, ученые, психологи и социологи представили общую картину, указывающую на четкую половую дифференциацию [10–12, 18]. Однако исследований по этой проблеме при неврологических заболеваниях очень мало. В отечественной литературе, в рамках СНГ, к сожалению, таких работ практически нет.

Принято считать, что главным отличием мужчин от женщин являются особенности репродуктивной системы. Однако органом, определяющим развитие организма по мужскому или женскому типу, является головной мозг [3]. В период бластогенеза происходит дифференцирование мозга по мужскому или женскому типу, что проявляется в определенных анатомических, морфологических особенностях, в различном распределении рецепторов, установлении разных связей в мозге. Это в конечном итоге определяет различия в функционировании мозга мужчин и женщин. Согласно большинству данных эпидемиологических исследований, женщины чаще мужчин предъявляют жалобы на различные по характеру боли. При этом боли у них более частые и длительные [16]. Эти различия не всегда можно объяснить биологическими факторами. Известно, что мигренью, лицевой болью (невралгия V нерва), болями в спине и груди женщины страдают чаще. Хроническая пароксизмальная гемикрания является исключительной прерогативой женщин. Причинами могут быть различия в метаболизме мозга и биологических механизмах передачи боли. Исследования на животных выявили различия в анальгетическом ответе, продемонстрировав возможность вовлечения эстрогензависимых механизмов. Однако самый весомый вклад в характер проявления болевого синдрома часто вносит психический фактор. Стресс и болевые стимулы вызывают более выраженный эмоциональный ответ именно у женщин при достаточно сходных изменениях в соматической, нервной и надпочечниково­адреналовой системах [4]. У мужчин и женщин существуют различия в восприятии боли. Мужчины употребляют больше опиоидов (морфина) после операций, чем женщины. При этом в соответствии с экспериментальными данными у представителей женского пола ниже болевой порог и выше напряжение мышц [7].

Эти признаки часто ассоциируются с болевыми синдромами, которые чаще встречаются у женщин (мигрень, головная боль напряжения, миофасциальный болевой синдром, миалгии, в том числе фибромиалгия). Однако даже если допустить, что мужчины и женщины по­разному реагируют на боль, это нельзя объяснить только различиями в болевых порогах [17]. Требует изучения вопрос о значимости психовегетативных характеристик болевых синдромов в аспекте полового диморфизма.

Учитывая вышеизложенное, нами проанализированы некоторые клинические и психовегетативные характеристики невралгии тройничного нерва (НТН) у мужчин и женщин. Поводом для выбора данной нозологии послужило то, что данное заболевание, известное с очень давних времен, сопровождается мучительной болью, резко ограничивающей качество жизни пациентов.

Материал и методы исследования

Под нашим наблюдением находились 372 больных, страдающих идиопатической формой НТН, — 234 женщины и 138 мужчин. Проводилось сплошное ретроспективное и проспективное исследование по материалам Бухарской областной клинической больницы и городской больницы города Бухары. С учетом этого уже с самого начала можно отметить, что НТН в 1,7 раза чаще страдают женщины. Проведенный нами возрастной анализ показал, что в целом НТН как в группе женщин, так и в группе мужчин чаще встречается в возрасте старше 45 лет, с достоверным преобладанием в группе лиц женского пола. В то же время в группе мужчин отмечена тенденция к большей представленности заболевания в возрастных группах младше 45 лет, причем по представленности у больных в возрасте до 35 лет мужчины почти вдвое опережают женщин. Анализ стороны поражения также выявил характерные различия. В целом независимо от пола достоверно чаще выявлялись правосторонние НТН по сравнению с левосторонними. Причем анализ в общих группах (женщины и мужчины) показал примерно одинаковую представленность право­ и левосторонних форм поражения. Однако возрастной анализ выявил, что в группе мужчин до 45 лет правосторонняя НТН встречается чаще, чем в аналогичной возрастной группе женщин, в то же время в возрасте старше 45 лет отмечается некоторое преобладание правосторонних форм заболевания в группе женщин.

В целях изучения психовегетативных нарушений нами использовались скрининговая анкета и схема для выявления балльной оценки синдрома вегетативной дистонии (СВД), разработанные в ММА им. И.М. Сеченова под руководством академика А.М. Вейна, и тест Спилбергера для оценки наличия и выраженности реактивной и личностной тревожности (Ю.Л. Ханин, 1976). Статистический анализ цифровых данных проводился непараметрическими методами с использованием критерия Вилькоксона — Манна — Уитни.

Результаты исследования

Полученные результаты представлены в табл. 1 и 2. Из табл. 1 видно, что как по результатам теста Спилбергера, так и по данным скрининговых исследований на предмет наличия и выраженности СВД между группами мужчин и женщин имеются существенные различия. Обращает на себя внимание тот факт, что в целом в группе женщин имеется тенденция к преобладанию тревожности в эмоциональной сфере. При этом выявлены достоверные различия по реактивной тревожности, особенно в возрастной группе старше 45 лет. По личностной тревожности выявлены достоверные различия в возрастной группе моложе 35 лет. Сравнение наличия и выраженности СВД в исследованных группах выявляет достоверно более выраженное превалирование балльной характеристики СВД в группе женщин в целом во всех возрастных группах. Эти различия особенно заметны в возрастном отрезке от 35 до 45 лет.

 

Интересные данные получены при сопоставлении выраженности СВД и тревожности в эмоциональной сфере в зависимости от стороны поражения. Как видно из табл. 2, в группе мужчин отчетлива тенденция к большей выраженности как тревожности, так и СВД при правосторонней латерализации процесса. Внутри группы женщин при большей выраженности СВД и тревожности между подгруппами с правосторонними и левосторонними латерализациями процесса статистически значимых различий не выявлено. Вместе с тем отмечается четкая тенденция к превалированию выраженности СВД и тревожности при левосторонней латерализации процесса в подгруппе женщин по сравнению с аналогичной подгруппой мужчин.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о наличии существенных различий в сопутствующих психоэмоциональных расстройствах у мужчин и женщин, страдающих идиопатической формой НТН. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Выраженность сопутствующих психовегетативных расстройств при НТН преобладает в группе женщин.

2. В целом сопутствующие психовегетативные нарушения при НТН более выражены у лиц в возрасте старше 45 лет.

3. В группе мужчин СВД и тревожность в эмоциональной сфере более выражены преимущественно при правосторонней форме поражения, а в группе женщин — при левосторонней латерализации.

4. Полученные данные следует учитывать при назначении вегетотропных и психотропных средств в рамках комплексной терапии НТН.


Список литературы

 1. Вейн А.М. и др. Болезни нервной системы у мужчин и женщин // Журн. невропатол. и психиат. — 1993. — Т. 93. — С. 67-73.

2. Ханин Ю.Л. Краткое руководство по применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. — Л., 1976. — 89 с.
3. Нишлаг Э., Бере Г.М. Андрология. — М.: МИА, 2005. — С. 860.
4. Alexander F. Psychosomatische Medizin. — Berlin: De Gruyter, 1951. — Р. 180.
5. Blanchard E.B. Management of Chronic Headaches: a Psychological Approach. — New York: Pergamon Press, 1985. — P. 32-56.
6. Blumenthal S.J. Women’s mental health: The new national focus // Ann. NY Acad. Sci. — 1996. — Vol. 789. — P. 1-16.
7. Fillingim R.B., Maixner W. Gender differences in the responses to noxious stimuli // Pain Forum. — 1995. — Vol. 4. — P. 209-221.
8. Fillingim R. Sex, gender and pain: women and men really are different // Curr. Rev. Pain. — 2000. — Vol. 4. — P. 24-30.
9. Haley W.E., Turner J.A., Romano J.M. Depression in chronic pain patients: relation to pain activity, and sex differences // Pain. — 1985. — Vol. 23. — P. 337-343. 
10. Haug H. Brain sizes, surfaces, and neuronal sizes of the cortex cerebri stereological investigation of man and his variability and a comparison with some mammals (primates, whales, marsupials, insectivores, and one elephant) // Amer. J. Anat. — 1987. — Vol. 180. — P. 126-142.
11. Kimura D. Sex differences in the brain // Sci. Amer. — 1992. — Vol. 267. — P. 118-125.
12. Klonoff E.A., Landrine H. Culture and gender diversity beliefs about the causes of sex illnesses // J. Behav. Med. — 1994. — Vol. 17. — P. 407-418.
13. Legatto M. Principles of gender specific medicine. — New York: Elsevier, 2006. — P. 12.
14. Lindenstrom E., Boysen G. Lifestyle factors and risk of cerebrovascular disease in women: The Copenhagen City Heart Study // Stroke. — 1993. — Vol. 24. — P. 1468-1472.
15. Langly R. Sex and Gender Differences in Health and Disease. — New York, 2003. — 240 р.
16. Unruh A.M. Gender variations in clinical pain experience // Pain. — 1996. — Vol. 65(2–3). — Р. 123-167.
17. Vein A.M., Voznesenskaya T.G., Danilov A.B. Central action of aspirin. CNV and RIII data in healthy voluntiers and migraine patients // 8th Congress of the International Headache Society (abstract). — Amsterdam, 1997. — P. 14.
18. Vogel S.A. Gender differences in intelligence, language, visualmotor abilities and academic achievement in students with learning disabilities: a review of the litterature // J. Learn. Disabil. — 1990. — Vol. 23. — P. 44-52.

Вернуться к номеру