Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 15(335) 2010

Вернуться к номеру

Кальций и камни в почках

Авторы: Данные проспективных когортных исследований, рандомизированных контролируемых исследований и систематических обзоров свидетельствуют о том, что молочные продукты, и особенно кальций, могут снижать риск развития камней в почках.

Версия для печати

Механизмы, с помощью которых молочные продукты могут снижать риск развития камней в почках, хорошо известны. Основной из них сводится к поддержанию кальций/оксалатного баланса в моче. Более низкое потреблении кальция может приводить к более высокой концентрации оксалатов в моче и формированию камней в почках.

Из компонентов, содержащихся в молочных продуктах, значимую роль в предупреждении камнеобразования играют следующие:
— кальций;
— калий;
— магний;
— вода.

Данные исследований

В 2008 г. Robert P. Heaney выполнил систематический обзор, в котором просуммированы известные на сегодняшний день данные об употреблении кальция и риске формирования камней в почках [1]:

— Ряд исследований свидетельствует об увеличении распространенности мочекаменной болезни среди женщин США в течение последних 40 лет.

— Риск формирования камней в почках в течение жизни у мужчин составляет 12 %, у женщин — 7 %.

— Около 74 % камней в почках, обнаруживаемых в Северной Америке, состоят из оксалата кальция.

— Было обнаружено, что оксалаты мочи являются более мощным фактором риска для образования камней, нежели кальций мочи.

— В большинстве популяционных исследований изучены пищевые источники кальция, в то время как в большинстве клинических исследований — препараты с кальцием.

— Повышенное потребление кальция с пищей или препаратов способствует снижению риска образования камней в почках.


— Данные 12 рандомизированных контролируемых исследований свидетельствуют о том, что прием препаратов с кальцием (до 2000 мг/день) не увеличивает риск камнеобразования.

— В нескольких наблюдательных исследованиях были получены те же данные в отношении частоты и распространенности камнеобразования при употреблении кальция.

— Только в одном рандомизированном контролируемом исследовании (кальциевая ветвь исследования «Инициатива во имя здоровья женщин» (Woman’s Health Initiative Study) было показано, что потребление большого количества кальция в виде препаратов увеличивает риск камнеобразования. Однако к этому исследованию имеется ряд критических замечаний, включая тот факт, что пациенты сами сообщали у наличии у них камней в почках.

— В целом доступные данные не подтверждают наличие связи между употреблением кальция и формированием камней в почках как в случае кальциевых препаратов, так и при поступлении кальция с пищей.

В рамках пятилетнего рандомизированного контролируемого исследования были изучены эффекты двух диет (с нормальным и низким содержанием кальция) у 120 мужчин с рецидивирующими камнями из оксалата кальция и гиперкальциурией. В результате было обнаружено, что при назначении диеты с нормальным содержанием кальция риск рецидивов достоверно снижается на 51 % (относительный риск (ОР) = 0,49; 95% доверительный интервал (ДИ) 0,24–0,98, p = 0,04) [2].

В восьмилетнем проспективном когортном Исследовании здоровья медсестер II (Nurses’ Health Study II) изучили влияние пищевых факторов на риск развития камней в почках. В работу было включено 96 245 женщин в возрасте 27–44 года. В результате было обнаружено [3]:

— Многофакторный относительный риск у женщин из самого высокого квинтиля по потреблению пищевого кальция по сравнению с женщинами из самого нижнего квинтиля составил 0,73, что соответствует 27 % снижению частоты камнеобразования в почках (95% ДИ 0,59–0,90, р для тренда = 0,007).

— Прием кальциевых препаратов не связан с риском камнеобразования в почках.

— Прием фитата приводит к снижению риска камнеобразования. Относительный риск в самом высоком квинтеле по потреблению фитата по сравнению с самым нижним квинтелем составил 0,63 (95% ДИ 0,51–0,78).

— Более высокое потребление животных белков и жидкости также носило защитный характер, в то время как большее потребление сахарозы было связано с увеличением риска камне­образования:

– животный белок: ОР = 0,84 (95% ДИ 0,68–1,04), р для тренда = 0,05;

– жидкость: ОР = 0,68 (95% ДИ 0,56–0,83), р для тренда < 0,01;

– сахароза: ОР = 1,31 (95% ДИ 1,07–1,60), р для тренда = 0,01.

— Прием натрия, калия и магния не влиял на риск камнеобразования в почках (после поправок на другие пищевые факторы).
В другом проспективном когортном исследовании (фрагмент Исследования здоровья медсестер I), длившемся 12 лет и включавшем 91 731 женщин в возрасте 34–59 лет, было показано, что [4]:

— После поправок на потенциальные факторы риска, употребление кальция с пищей было обратно связано с риском образования камней в почках.

— Относительный риск камнеобразования у женщин из самого верхнего квинтиля по потреблению пищевого кальция по сравнению с женщинами из самого нижнего квинтиля составил 0,65 (95% ДИ 0,50–0,83);

— Относительные риски для других пищевых факторов у женщин из самого верхнего квинтиля по потреблению кальция по сравнению с женщинами из самого нижнего квинтиля составили:

– сахароза: ОР = 1,52 (95% ДИ 1,18–1,96);

– натрий: ОР = 1,30 (95% ДИ 1,05–1,62);

– жидкость: ОР = 0,61 (95% ДИ 0,48–0,78);

– калий: ОР = 0,65 (95% ДИ 0,51–0,84).

Аналогично в другом проспективном когортном исследовании, длившемся 14 лет и включавшем 45 619 мужчин в возрасте 40–75 лет, было показано, что [5]:

— Относительный риск в группе из самого верхнего квинтиля по потреблению кальция по сравнению с группой из самого нижнего квинтиля составил 0,69, что соответствует снижению риска на 31% (95% ДИ 0,56–0,87, р для тренда = 0,01).

— Этот же риск составил 0,83 после проведения поправок на другие потенциально значимые факторы, такие как индекс массы тела (ИМТ), прием тиазидных диуретиков, кальциевых препаратов, животного белка, калия, натрия, витамина С, магния, алкоголя и жидкости.

— Относительный риск, связанный с другими пищевыми факторами, составил: калий = 0,54, магний = 0,71, жидкость = 0,71 и животный белок = 1,38. Натрий, фосфор, сахароза, фитат, витамин В6, витамин D и кальциевые препараты сами по себе не были связаны с этим риском.

Потенциальные механизмы действия

Гиперкальцийурия является наиболее частым метаболическим нарушением, сопровождающим образование камней в почках. Однако было сообщено, что оксалаты мочи являются более значимым фактором риска для образования камней, нежели кальций мочи [1]. Большое количество потребленного кальция остается неабсорбированным в кишечнике, где он формирует комплексы с оксалатами и предотвращает их абсорбцию. Тем самым снижается содержание оксалатов в почках [2].

Ряд факторов приводит к увеличению риска формирования камней в почках, например, высокое потребление оксалатсодержащей пищи, белков и солей, малое потребление жидкости, волокон, калия, магния и фосфатов [1].

Выводы

Накоплены убедительные доказательства, свидетельствующие о том, что большее потребление молочных продуктов и кальция не увеличивает риск камнеобразования в почках, и может фактически снижать этот риск.

Перевод А.В. Савустьяненко
Оригинал статьи опубликован на http://www.dairynutrition.ca/scientific­evidence



Вернуться к номеру