Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» Психиатрия и неврология (215) 2007 (тематический номер)

Вернуться к номеру

Факторы суицидального поведения подростков и пути решения проблемы

Авторы: Анастасия ПИНЧУК Донецкий медицинский лицей ДонГМУ им. М. Горького

Рубрики: Психиатрия

Разделы: Справочник специалиста

Версия для печати

Насколько отношение между самоубийством и законами физического и биологического порядка сомнительны и двусмысленны, настолько непосредственны и постоянны соотношения между самоубийством и известными состояниями социальной среды.

Э. Дюркгейм

Проблема самоубийства подростков за последние два десятилетия во всех цивилизованных странах приобрела чрезвычайную актуальность и вызвала объективное опасение мирового сообщества по поводу психического здоровья подрастающего поколения. По данным Всемирной организации здравоохранения, это связано с увеличением абсолютного числа самоубийств и суицидальных попыток среди молодежи.

14-летний учащийся школы-интерната Миша С. свел счеты с жизнью, повесившись в изоляторе. Подросток был закрыт воспитательницей исключительно в педагогических целях: ей стало известно о том, что парень хочет удариться в бега. Вот и решила подстраховаться. Кто же мог предположить подобный финал?

Казалось бы, типичный пример для определенного контингента учащихся. Но статистика также показывает возрастающе число суицидов детей и подростков из достаточно благополучных и обеспеченных семей.

Не подлежит сомнению многофакторность и многогранность причин суицидального поведения. Одни исследователи отводят большую роль психическим и поведенческим расстройствам, другие — видят истоки самоубийств во взаимодействии между основными инстинктами. Отечественные суицидологи считают, что в основе самоубийств лежит социально-психологическая дезадаптация личности в условиях переживаемого ею конфликта. Поэтому проблемой предупреждения суицидов, кроме членов семьи, должны заниматься педагоги, психологи, социологи, юристы.

Профилактика самоубийств у детей и подростков должна начинаться с единого понимания современной суицидологической терминологии.

1. Суицид — (самоубийство) — следствие агрессивных действий личности, намеренно направленных на лишение собственной жизни. Критерий преднамеренности или предвидения смерти должен способствовать отграничению суицида.

2. Пресуицидальный период — состояние, характеризующееся определенными психологическими и психопатологическими признаками, длящееся от момента возникновения суицидальных тенденций до совершения суицидальной попытки.

3. Суицидальная попытка:

а) суицид, который по не зависящим от человека обстоятельствам не имел летального исхода (своевременное оказание помощи другими лицами, успешная реанимация и т.д.);

б) аутоагрессивное действие, прямо не направленное на лишение себя жизни, но и не исключающее летального исхода.

4. Суицидальные тенденции — прямые или косвенные показатели, свидетельствующие о снижении ценности собственной жизни, об утрате смысла жизни, о нежелании жить.

5. Демонстративно-шантажные действия — акты членовредительства или самоповреждений, направленные на оказание морального давления на окружающих с целью получения выгоды и не предусматривающие смертельного исхода. Например, ребенок шантажирует угрозами суицида своих родителей с целью обращения на себя их внимания или удовлетворения каких-либо требований.

6. Постсуицидальный период — состояние, определяющееся соматическими и психопатологическими расстройствами, продолжающееся от момента совершения суицидальной попытки до периода полной реабилитации.

Суицидальное поведение подростков во многом сходно с аналогичным поведением взрослых, но все же отличается определенным возрастным своеобразием. Это обусловлено спецификой физиологических, психологических и психопатологических процессов, свойственных формирующемуся организму и личности с еще не законченным процессом социально-биологического развития. Динамичность, незавершенность, неустойчивость нервно-психических функций в этом периоде, по мнению многих исследователей, являются благодатной почвой для развития психопатологических реакций. Еще в 1909 году исследователь В.К. Хорошко писал, что некоторые элементы психологии ребенка, и особенно подростка, «по одному факту своего существования» могут предрасполагать к самоубийству. При этом имеется в виду выраженная впечатлительность и внушаемость детей, их способность ярко чувствовать и сопереживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство подростков вызывается такими переживаниями, как гнев, протест, злоба, стремление наказать себя и других. В подростковом периоде часто наблюдается повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке действительности и собственной личности.

Препубертатному и пубертатному возрасту особенно присущи эмоциональная неустойчивость, склонность к философским рассуждениям, меланхолические переживания, неудовлетворенность собой, переоценка тяжести конфликта. Одной из причин особого эгоцентризма подростков является свойственное данному возрасту мнение о собственной исключительности. Многие формы поведения связаны с возрастным «кризисом оригинальности» — желанием отличаться от других. Специалисты отмечают, что нередко подростковая агрессия — не более чем защитный механизм, маскирующий пубертатную сомато-психическую астенизацию.

Конфликтность подростков, обусловленная возрастными психофизиологическими механизмами, как правило, выражается в форме разнообразных реакций. Несмотря на то, что такие реакции нередко выходят за рамки психологических, они в настоящее время больше известны педагогам, чем врачам.

Основные противоречия подросткового возраста часто бывают связаны с несовпадением полового и социального созревания, с неравномерностью взаимодействия отдельных сфер психики. Так, при достаточно высоком интеллекте сам процесс мышления нередко отличается чертами ригидности, импульсивностью решений, преобладанием идей эгоцентрического направления, снижением объективности суждений. По наблюдениям специалистов, эмоционально-лабильный тип личности, как вариант временного видоизменения характера, отмечается примерно у 25 % здоровых подростков.

Большое значение в формировании суицидального поведения имеет пробуждающаяся сексуальность подростков. Новое представление о своей внешности, эротические переживания, типично юношеская идеализация любви и сексуальных отношений — это лишь некоторые из существенных механизмов возникновения внутреннего разлада и конфликтности. Недовольство собой нередко вызывают и те пубертатные сдвиги в облике и моторике, которые делают подростка угловатым, неуклюжим, создавая проблему «гадкого утенка».

Суицидальные попытки в детско-подростковом возрасте, в отличие от взрослых, не имеют прямолинейной зависимости от наличия депрессии. В этой связи чрезвычайно важная роль принадлежит опосредующему влиянию окружающей среды.

Особые трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и частота неожиданных для окружающих случаев самоубийств во многом обусловлены непониманием всей сложности вопроса взрослыми, которые считают проблемы подростков несерьезными, незначительными.

В плане предупреждения самоубийств необходимо также иметь в виду возрастные особенности депрессивных расстройств в детско-подростковом возрасте. В клинической картине депрессий в этом периоде наряду с типичными проявлениями данного синдрома наблюдаются и сугубо возрастные признаки: соматические и вегетативные эквиваленты; астенические черты; пассивность интересов и желаний, агрессивность и довольно типичные нарушения поведения: побеги из дома, «страх школы», школьная дезадаптация, конфликты с родителями. Эти признаки могут маскировать истинно депрессивный характер состояния, а следовательно, и недоучитываться как показатель суицидальной опасности. Практика показывает также, что суициды подростков нередко бывают связаны с формированием кратковременных психогенных реакций и разнообразных реактивных состояний. Чаще всего имеется взаимосвязь самоубийств и их попыток с некоторыми видами отклоняющегося поведения: прогулами школьных занятий, вредными привычками, мелкими правонарушениями, конфликтными взаимоотношениями с родителями, сексуальными эксцессами и т.д.

Наиболее типичными для детей и подростков являются следующие мотивы суицидального поведения:

— обида, одиночество, отчужденность, непонимание окружающих;

— действительная или мнимая утрата родительской любви, неразделенная любовь, ревность;

— смерть близких, развод родителей;

— чувство вины, стыда, оскорбленное самолюбие, угрызения совести, недовольство собой;

— боязнь позора, насмешек, унижения;

— страх наказания, нежелание принести извинение;

— любовные неудачи, сексуальные эксцессы, случайная беременность;

— чувство мести, злобы, протеста;

— угроза, вымогательство со стороны кого-либо;

— желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, сложной ситуации;

— сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

В исследовании, в котором участвовали 45 учащихся 11 классов в возрасте 16–17 лет, подросткам предлагалась анкета, включавшая вопросы о наличии перепадов настроения, агрессивности, злобности, раздражительности, медлительности мышления, разочарования, излишней самоуверенности, склонности к демонстративному поведению, необдуманному риску и т.д.

При обработке данных была составлена корреляционная матрица с помощью показателей ранговой корреляции Спирмена.

Ответы на вопросы оценивались следующим образом: 0 баллов — ответ «никогда», 1 балл — «иногда» и 2 балла — «часто».

В результате исследования было доказано, что вопросы под № 1 — нестабильность настроения или чрезмерная изменчивость, № 2 — агрессивное поведение, злобность и № 5 — раздражительность наиболее влияют на результат ответов в вопросах № 13 (Бывает ли Вам грустно и тоскливо?), № 14 (Бывает ли у Вас чувство, что никому до Вас нет дела?), № 15 (Бывает ли у Вас чувство, что жить дальше не стоит?) и № 16 (Возникают ли у Вас мысли о самоубийстве?).

Первый показатель из рассчитанных формул равнялся 0,691, второй — 0,652, третий — 0,595, что доказывает весомую значимость 1, 2 и 5 вопросов в анкете для определения суицидальной склонности у подростка.

По результатам анкеты была выведена формула расчета показателя склонности к суициду (Р):

P = (–0, 83839) + 1, 436547 x 1 + 1, 016414 x 2 + 0, 967121 x 3, что отражено на гистограмме (рис. 1).

На первый вопрос анкеты 67 % респондентов ответили «иногда», 21 % — «часто», 12 % — «никогда». На второй вопрос: «никогда» — 27 % респондентов, «иногда» — 70 %, «часто» — 3 %. На пятый вопрос ответили «никогда» 6,1 % респондентов, «иногда» — 85 %, часто — 8,9 % (рис. 2).

Таким образом, самоубийства в среде детей и подростков являются сложным многоплановым явлением, требующим пристального внимания родителей, преподавателей, психологов, философов, священнослужителей, врачей, социологов, других специалистов. Сегодня это явление представляет собой серьезную проблему для общественного здоровья, и для ее разрешения во главу угла должны быть поставлены профилактические меры, повышение уровня психологических знаний населения и создание эффективных государственных целевых программ.


Список литературы

1. Амбрумова А.Г., Бородин С.В. Актуальные проблемы суицидологии.— М., 1981. — С. 6-8.

2. Гурьева В.А., Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. — М.: Медицина, 1980. — 272 с.

3. Кибрик Н.Д., Кушнарев В.М. Профилактика дезадаптации и суицидального поведения у обучающейся молодежи: Методические рекомендации. — М., 1998. — 21 с.

4. Корнетов Н.А. Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. В. Я. Семке. — Томск, Кемерово,1998. — С. 36-40.

5. Лопатин А.А., Угушев Е.В., Жук В.А., Климова Ж.И. Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. В.Я. Семке. — Томск, Кемерово, 1998. — С. 63-65.

6. Abbey K., Madsen C.H., Polland R. Suicide and Life-Threatening Behavior. — 2004. — Vol. 19. — P. 216-222.


Вернуться к номеру