Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.


Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

 

"Emergency medicine" 1(1) 2005

Back to issue

Случай успешной многократной дефибрилляции на догоспитальном этапе

Authors: Т.В. РЯБОВА, г. Харьков

Categories: Family medicine/Therapy, Medicine of emergency

print version

Одним из наиболее грозных осложнений инфаркта миокарда является фибрилляция желудочков, ведущая к клинической смерти. В связи с этим вопрос о длительности проведения реанимационных мероприятий требует от врача тщательной оценки параметров основных жизненных функций.

Цель нашего сообщения — ознакомить врачей со случаем успешной реанимации, продолжавшейся в течение 48 минут у больного с инфарктом миокарда, осложненным фибрилляцией желудочков и клинической смертью.

Больной М., 81 г. (в/карта №1755 от 12.07.2002 г.) в 23.00 внезапно почувствовал давящие боли за грудиной, которые не купировались приемом нитроглицерина. Была вызвана СМП; в анамнезе у больного пять лет назад был инфаркт миокарда. Линейной бригадой больному были введены: ренальган, гепарин 10 тыс. ЕД, фентанил 2 мл в/в, дексаметазон 1 мл в/в, вызвана специализированная бригада. Во время осмотра больного кардиологом и снятия ЭКГ произошло внезапное ухудшение состояния; на ЭКГ — крупноволновая фибрилляция желудочков. АД 0/0, ЧДД 4 в мин. Проведен прекардиальный удар, начаты реанимационные мероприятия: санация ротовой полости, ИВЛ, наружный массаж сердца, внутрисердечно адреналин 2 мл 0,01%-ного раствора, атропина сульфат 1 мл 0,1%-ного раствора, электрическая дефибрилляция зарядом 3 кВт, затем 4 кВт. На ЭКГ — идиовентрикулярный ритм. Реанимационные мероприятия продолжены: ИВЛ, внутрисердечно адреналин 2 мл, атропина сульфат 1 мл, ЭИТ — 4 кВт, затем дважды 5 кВт. На ЭКГ — микроволновая фибрилляция желудочков, единичные дыхательные движения, АД 0/0. Внутривенно введен лидокаин 2% 2 мл на 20 мл изотонического раствора хлорида натрия. Проведена серия электрических дефибрилляций зарядом 5 кВт. Когда общее количество разрядов достигло 17, появилась пульсация на сонной артерии, на ЭКГ зафиксирован синусовый ритм, АД 200/120, ЧСС 100 в 1 минуту, ЧДД 20 в 1 минуту. Больному начато внутривенное капельное введение лидокаина 2% 2 мл на 150 мл изотонического раствора NаCl, раствора магния сульфата 25% 5 мл, натрия гидрокарбоната 4% 60 мл. Послереанимационный период осложнился приступом судорог, купированных введением в/в сибазона 2 мл 0,5%-ного раствора, натрия оксибутирата 20 мл. АД снизилось до 60/20. Введен раствор дофамина 0,5% 5мл в/в капельно на 200 мл реополиглюкина. В связи с появлением клинических признаков ОЛЖН выполнены внутривенные инфузии фуросемида 4 мл 1%-ного раствора, аспаркама 5 мл. Все перечисленные выше мероприятия продолжались в течение четырех часов. После оказанной помощи больной пришел в сознание, АД 140/80, ЧСС 90, ЧДД 20 в 1 мин, на ЭКГ — ритм синусовый, ишемическая фаза инфаркта миокарда в переднеперегородочно-верхушечно-боковой областях. Больной госпитализирован в реанимационное отделение ГКБ №8. После курса лечения больной через месяц выписан из стационара.

Данное наблюдение свидетельствует о том, что успешная реанимация возможна спустя длительный период после наступления клинической смерти при условии грамотных, непрерывных и настойчивых действий бригады скорой помощи.


Back to issue