Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал "Медицина невідкладних станів" 1(1) 2005

Повернутися до номеру

Реферативная информация по материалам научных источников

Проспективное исследование
качества искусственной вентиляции на догоспитальном этапе
у больных с тяжелой черепно-мозговой травмой
 
M. Helm, J. Hauke, L. Lampl, Federal Armed Forces Medical Center, Ulm, Germany
 
A prospective study of the quality of pre-hospital emergency ventilation in patients with severe head injury // Br.J.Anaesth. 2002 Mar; 88 (3): 345-9
 
Цель
Интубация трахеи на догоспитальном этапе с целью проведения искусственной вентиляции легких может предотвратить вторичное повреждение мозга у больных с тяжелой черепно-мозговой травмой. С учетом ограниченного использования оборудования для проведения мониторинга на догоспитальном этапе имеются ограниченные данные о качестве ИВЛ.
 
Методы
Проспективное исследование включало 122 пациента с тяжелой ЧМТ (оценка по шкале повреждений AIS > 3). Во всех случаях проводилась эндотрахеальная интубация на месте происшествия. При поступлении в стационар проводился анализ газового состава крови при тех же параметрах вентиляции, которые были установлены на догоспитальном этапе.
 
Результаты
При поступлении в стационар оптимальная оксигенация (РаО2 > 100 mm Hg) была достигнута в 85,2%, а адекватная вентиляция (РаСО2 = 35-45 мм рт.ст.) в 42,6% случаев. Оптимальная оксигенация в сочетании с адекватной вентиляцией была достигнута в 37,7% случаев. Гипоксемия (РаО2 < 60 мм рт.ст.) отмечалась у 2,5%, гиперкапния (РаСО2 > 45 мм рт.ст.) — у 16,4% и гипокапния (РаСО2 < 35 мм рт.ст.) — у 40,9% исследуемых больных. Частота развития гипокапнии была выше у больных с политравмой. У больных с контузией легких часто отмечалась как гипокапния, так и гиперкапния.
 
Выводы
Эндотрахеальная интубация и ИВЛ, начатые на догоспитальном этапе, не гарантируют поддержание оптимальной оксигенации и вентиляции у больных с тяжелой ЧМТ.
 
Неврологический дефицит после экспериментальной сердечно-легочной реанимации: результат позднего потенциально курабельного
повреждениянейронов?
 
X.L. Liu, A. Nozari, S. Basu, G. Ronquist, S. Rubertsson, L. Wiklund, Uppsala University Hospital, Uppsala, Sweden
 
Neurological outcome after experimental cardiopulmonary resuscitation: a result of delayed and potentially treatable neuronal injury? // Acta Anaesthesiol Scand 2002 May; 46 (5): 537-46
 
При сердечно-легочной реанимации (СЛР) в эксперименте баллонная внутриаортальная окклюзия, введение вазопрессина и гипертонического р-ра NaCl с декстраном улучшают мозговой кровоток. Ингибитор свободных радикалов и циклоспорин А смягчают повреждение нейронов после тотальной ишемии. Авторы изучали неврологический дефицит после экспериментальной остановки сердца, комбинируя эти методы лечения.
 
Методы
У 30 анестезированных поросят в течение 8 мин вызывалась фибрилляция желудочков с последующей СЛР с проведением закрытого массажа сердца в течении 5 минут. В группе комбинированной терапии применялись все перечисленные методы. В группе В баллонная окклюзия сочеталась с адреналином; в группе С симулировалась балонная окклюзия с применением адреналина. В венозной крови яремного синуса исследовались маркеры оксидантного стресса, воспаления, энергетического дефицита и гипоксии / аноксии. Оценка неврологического исхода проводилась через 24 часа после СЛР.
 
Результаты
Восстановление самостоятельного кровообращения достигалось быстрее, и неврологический исход был существенно лучше в группе комбинированной терапии, несмотря на отсутствие разницы между группами в коронарном перфузионном давлении. Венозное РаСО2 и уровень экстракции кислорода мозгом были ниже в группе комбинированной терапии через 5-15 мин после восстановления самостоятельного кровообращения.
 
Выводы
Сочетание мер, улучшающих мозговой кровоток, с применением ингибиторов свободных радикалов и циклоспорина А улучшает неврологический исход через 24 часа после восьмиминутной экспериментальной нормотермической остановки сердца, что указывает на развитие повреждения нейронов в фазе реперфузии.
 
Внутрибольничная сердечно-легочная реанимация: организация,
проведение и подготовка
в медучреждениях различной
специализации
 
M.B. Skrifvars, M. Castren, J. Kurola, P.H. Rosenberg, Helsinki University Hospital, Helsinki, Finland 
 
In-hospital cardiopulmonary resuscitation: organization, management and training in hospitals of different levels of care // Acta Anaesthesiol Scand. 2002 Apr; 46 (4): 458-63
 
Исследование имело целью описание организации подготовки и клинического применения сердечно-легочной реанимации в финских больницах различного уровня. Авторами проведено почтовое анкетирование, включавшее все районные и центральные больницы, а также университетские клиники. Опросник охватывал методы проведения внутрибольничной реанимации и курс подготовки. Больницы были разделены на три группы в соответствии с уровнем специализации.
 
Результаты
В большинстве госпиталей (72%) есть врач или медицинская сестра, которые являются ответственными за проведение реанимации и проведение подготовительных курсов. Подготовку по квалифицированному поддержанию жизненно важных функций медсестры проходили чаще (80%), чем врачи (53%). Неожиданностью стало мнение большинства респондентов о недостаточности их подготовки к сердечно-легочной реанимации. В отделениях общего профиля, как и в кардиологических отделениях, дефибрилляция чаще проводилась врачом (91% и 51% соответственно) и реже медсестрой (16% и 31%). В медицинских центрах второго и третьего уровня специализации лечение остановки сердца проводилось группой быстрого реагирования (53% и 62% соответственно), а в больницах начального уровня — дежурным врачом (56%), анестезиологом или врачом интенсивной терапии по вызову (44%). Большинство госпиталей пользовались инструкциями для прекращения реанимации (83%), но лишь 33% имели стандартную форму отчетности. Систематический сбор информации осуществлялся в 55% больниц, преимущественно с использованием собственных моделей.
Выводы
Исследование выявило необходимость в акцентировании внимания на проведении сердечно-легочной реанимации в больницах Финляндии. В настоящее время 25% больниц не имеют должности врача или медсестры, ответственных за организацию проведения СЛР. Исследование обнаружило также недостаточность регулярной организованной подготовки по проведению реанимационных мероприятий для врачей. В 55% больниц производится систематический сбор данных, но только в 11% случаев это мероприятие проводится по методике Upstein, без чего дальнейшее повышение качества представляется проблематичным.
 
Возможности церебральной
реанимации при остановке сердца
 
P. Safar, W. Behringer, B.W. Bottiger, F. Sterz, University of Pittsburgh, Pittsburgh, USA 
 
Cerebral resuscitation potentials for cardiac arrest // Crit. Care Med. 2002 Apr; 30 (4 Suppl): S140-4
 
Стойкое повреждение мозга после остановки сердца и реанимации зависит от множества факторов. Прежде всего от времени отсутствия кровотока, времени сердечно-легочной реанимации (низкий кровоток) и температуры тела. В 1970-е годы научные исследования были направлены на смягчение последствий постишемической и гипоксической энцефалопатии. Эти усилия привели к некоторому улучшению исхода заболевания, что недавно было показано на надежных моделях исследования исхода в эксперименте на собаках и в клинических исследованиях. В экспериментальных исследованиях 14 лекарственных средств выяснилось, что только антиоксидант темпол, назначенный в начале пролонгированной остановки сердца, улучшал функциональный исход у собак. Стимулирование церебрального кровотока путем артериальной гипертензии и гемодилюции при реперфузии также приводило к улучшению исхода заболевания у собак. Кратковременная артериальная гипертензия после восстановления кровотока ассоциировалась с улучшением исхода и у людей. С учетом возникающей после остановки сердца гиперкоагуляции проведение с лечебной целью тромболизиса ассоциировалось с улучшением неврологического исхода у животных и у людей. На надежных клинических моделях исхода у собак было показано, что умеренная гипотермия (34°С), примененная сразу с началом реперфузии и поддерживаемая в течение 12 часов в комбинации со стимуляцией церебрального кровотока, приводили к увеличению максимальной продолжительности остановки сердца, после которой возможно полное восстановление мозговой деятельности с 5 мин до 10 мин и более. Последние клинические испытания, проведенные в Австралии и в Европе, показали эффективность умеренной гипотермии, проводимой путем охлаждения поверхности тела. Раньше остановки сердца считались неизлечимыми. Начиная с 1980-х годов, наука на моделях собак с обескровленной остановкой сердца продемонстрировала реанимацию с полным восстановлением функций и нормальной гистологией после остановки сердца вплоть до 90 мин. При тимпанической температуре 10°С, вероятно, такая реанимация возможна и до 120 мин. Эта стратегия «висящего выживания для отсроченной реанимации» включает промывание аорты холодным физиологическим раствором (или консервирующим раствором) на протяжении первых 5 мин после прекращения кровотока. Эта стратегия должна быть также распространена на большое количество «нереанимируемых» больных с внегоспитальной остановкой сердца. «Висящее выживание» для сохранения жизнеспособности может предоставить время для транспортировки и сохранения организма во время гипотермического отсутствия кровотока для последующей реанимации. Эта методика может также служить мостом для дальнейшего применения продленного искусственного кровообращения.
 
Исходные условия и постреанимационные повреждения
 
T.L. Vanden Hoek, University of Chicago, Chicago, USA 
 
Preconditioning and postresuscitation injury // Crit. Care Med. 2002 Apr; 30 (4 Suppl): S172-5
 
Главная проблема выживаемости после остановки сердца — это повреждение органов, которое происходит после возобновления спонтанного кровообращения. Постреанимационные повреждения приводят к тому, что до 90% больных не доживают до выписки из стационара. Исходные условия и адаптационный физиологический ответ органов и систем способствуют защите ишемизированных тканей от реперфузии при восстановлении спонтанного кровообращения. Лучшее понимание того, как исходные условия могут изменить постреанимационные повреждения, важно по двум причинам. Первая — найти наиболее эффективные защитные условия, которые уменьшают ишемически-реперфузионные повреждения. Фармакологические и нефармакологические средства должны быстро инициировать и, возможно, усилить этот защитный ответ, что имеет большой потенциал для улучшения выживаемости после глобальной ишемии, вызванной остановкой сердца. Вторая — потенциальные факторы исходного состояния, такие как уровень аденозинтрифосфат-чувствительных натриевых каналов и НАД(Ф)-оксидаз (NAD(PH)-oxidases), вероятно, играют важную роль в постреанимационной фазе остановки сердца, их модификация может быть важным компонентом в будущем лечении больных при восстановлении спонтанного кровообращения.

Аргинин-вазопрессин во время
сердечно-легочной реанимации: лабораторные доказательства,
клинический опыт, рекомендации
и взгляд в будущее
 
V. Wenzel, К.Н. Lindner, Leopold-Franzens-University, Innsbruck, Austria
 
Arginine vasopressin during cardiopulmonary resuscitation: laboratory evidence, clinical experi­ence and recommendations, and a view to the future // Crit. Care Med. 2002 Apr; 30 (4 Suppl): S157-61
 
 
При индуцированной у свиней желудочковой фибрилляции или шоке, вызванном электромеханической диссоциацией, вазопрессин улучшал кровоток в жизненно важных органах, доставку кислорода к мозгу, исход реанимации и неврологическое восстановление эффективнее, чем адреналин. В педиатрической практике при асфиксии адреналин имел преимущества по сравнению с вазопрессином. Вместе с тем у поросят с фибрилляцией желудочков и на моделях асфиксии комбинация вазопрессина и адреналина показала наивысшую эффективность. Это может свидетельствовать о том, что различная эффективность препаратов вазопрессина у детей и у взрослых и различный эффект при дисритмиях и асфиксии с остановкой сердца могут иметь существенное значение. До настоящего времени неизвестно, может ли эта теория быть экстраполирована на людей. У больных с внегоспитальной желудочковой фибрилляцией отмечена большая 24-часовая выживаемость при лечении вазопрессином по сравнению с адреналином. В то же время при проведении реанимации в стационаре краткосрочная выживаемость была сравнима в группах лечения вазопрессином и адреналином. В настоящее время в Германии, Австрии и Швейцарии начаты большие исследования по сравнению результатов лечения вазопрессином и адреналином у больных с внегоспитальной остановкой сердца. В новых руководствах по сердечно-легочной реанимации как Американской кардиологической ассоциации, так и Европейского реанимационного консилиума у взрослых больных с фибрилляцией желудочков одинаково эффективными мероприятиями считают и внутривенное введение 40 единиц вазопрессина и 1 мг адреналина. Однако в связи с отсутствием клинических данных нет рекомендаций по использованию вазопрессина у взрослых при асистолии и электромеханической диссоциации, а также у детей.


Повернутися до номеру