Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» Гастроэнтерология (367) 2011 (тематический номер)

Вернуться к номеру

Хроническая дуоденальная непроходимость и принципы консервативной терапии

Авторы: Т.Д. Звягинцева, И.И. Шаргород, Харьковская медицинская академия последипломного образования

Версия для печати


Резюме

Хроническая дуоденальная непроходимость (ХДН) играет существенную роль в развитии рефлюкс-гастрита и рефлюкс-эзофагита, хронического дуоденита, холецистита и панкреатита, в связи с чем ее рассматривают как одну из важных проблем гастроэнтерологии.

Моторно-эвакуаторные нарушения двенадцатиперстной кишки (ДПК) при заболеваниях органов гастродуоденальной зоны встречаются в 50–80 % случаев. Они способны выступать как в роли ведущего патогенетического фактора, так и в виде сопутствующих нарушений.

Синдром хронической дуоденальной непроходимости — это клинический симптомокомплекс, обус­ловленный нарушением моторной и эвакуаторной деятельности ДПК различной этиологии (органической или функциональной природы), который приводит к задержке (стазу) ее содержимого.

Диагностика ХДН затруднена вследствие многообразия клинических проявлений, вовлечения в патологический процесс окружающих двенадцатиперстную кишку органов (желудок, желчный пузырь, желчевыводящие пути, поджелудочная железа, печень и другие), что маскирует клинику самого синдрома ХДН.

Причины возникновения ХДН разделены на 2 группы: органические (механические) и функциональные — встречаются в 6 раз чаще, чем наличие механического препятствия.

Функциональные формы могут быть первичными (расстройства вегетативной иннервации или дистрофические изменения интрамурального нервного аппарата ДПК) и вторичными (отрицательные рефлекторные влияния с патологически измененных органов пищеварения).

Основные механизмы возникновения первичных нарушений моторной функции ДПК:

1. Нарушение функции и структуры гладкомышечных образований ДПК.

2. Разбалансированность внешней симпатической и парасимпатической иннервации ДПК.

3. Нарушение регуляторной функции автономных нервных сплетений ДПК.

Вторичная функциональная ХДН может сопровождать: язвенную болезнь ДПК, атрофический дуоденит, хронический холецистит, хронический панкреатит, микседему, а также быть проявлением постхолецистэктомического синдрома.

Причиной органической ХДН могут быть:

1. Врожденные аномалии ДПК, связки Трейца и поджелудочной железы, которые способствуют стазу в ДПК: мегадуоденум, мобильная (подвижная) ДПК (в норме она фиксирована на всем протяжении), что приводит к сужению просвета ДПК с задержкой дуоденального содержимого; резкое сужение дистальной части ДПК (врожденное), создающее препятствие к ее опорожнению; опущение ДПК; врожденное укорочение и другие аномалии связки Трейца, ведущие к образованию острого угла в области дуоденоеюнального перехода; кольцевидная и аберрантная поджелудочная железа (ПЖ), локализованная в ДПК.

2.  Экстрадуоденальные причины синдрома ХДН, которые приводят к сужению просвета ДПК за счет сдавления ее извне.

3. Интрамуральные патологические процессы в стенке ДПК: доброкачественные и злокачественные опухоли ДПК (циркулярный рак, рак большого дуоденального сосочка (БДС), злокачественная лимфома, обструктивная плазмоцитома ДПК как одно из проявлений рецидивирующей множественной миеломы), крупный внутрипросветный дивертикул ДПК, постбульбарный рубцово-язвенный стеноз ДПК как следствие рецидивирующей внелуковичной язвы, болезнь Крона ДПК со стенозированием ее просвета, рубцовый стенозирующий перидуоденит.

4. Редкие причины обтурации ДПК: закупорка крупным желчным камнем, проникшим в ДПК по холецистодуоденальному свищу, закупорка инородным телом (безоаром  и др.); обтурация ДПК клубком аскарид.

5. Патологические процессы, возникающие после операции на желудке: спаечный процесс в пилородуоденальной зоне; синдром приводящей петли после резекции желудка и гастроеюностомии; возникновение порочного круга в результате неудачной операции; сочетание спаечного процесса и гастроеюнальной язвы.

Стойкое повышение внутридуоденального давления, независимо от вы­звавшей его причины, приводит к нарушению микроциркуляции, ухудшению трофики слизистой оболочки, уменьшению ее регенераторных и защитных свойств, снижению устойчивости слизистой к агрессивным экзогенным и собственным пищеварительным субстанциям, богатым разного рода гидролизами.

Развивается дуоденит, в воспалительно-дегенеративный процесс вовлекаются мышечные жомы сфинктерного аппарата, что приводит к их неспособности выполнять свою замыкательную функцию. Это приводит к нарушению дуоденального пищеварения и повышению осмотического давления в полости кишки.

Клиническая картина ХДН зависит от стадии и причин ее развития, давности заболевания. Основными симптомами в разных сочетаниях являются боли, тошнота, рвота.

Больные отмечают склонность к запорам (редко диарея), может быть «шум плеска» в эпигастральной области после еды, периодически возникает рвота пищей со значительной примесью желчи, которая приносит временное облегчение. Иногда на фоне диспептических явлений возникает симптоматика «дуо­денальной мигрени»: внезапные приступообразные односторонние пульсирующие головные боли, вазомоторные расстройства, головокружения, светобоязнь, обильная рвота желчью, диарея.

Перечисленные симптомы сопровождаются общей слабостью, быстрой утомляемостью, снижением трудоспособности, похуданием, бессонницей, иногда субфебрилитетом.

При депрессивном состоянии психики больные предъявляют многочисленные жалобы сенестопатического типа: ощущение распирания, скручивания, жара в эпигастральной области, которые могут распространяться по всему животу и нарастают в связи с приемом пищи, а также при резких колебаниях метеорологических условий, психоэмоциональных нагрузках.

В течении синдрома ХДН различают компенсированную, субкомпенсированную и декомпенсированную стадии.

При компенсированной (или латентной) стадии ХДН повышается внутриполостное давление в ДПК при еще сохраненной замыкательной функции привратника. Постепенно мышечная оболочка ДПК гипертрофируется, транзит пищевого химуса задерживается, что приводит к стазу дуоденального содержимого.

При субкомпенсированной стадии ХДН нарастает гипертензия в ДПК, появляются антиперистальтические сокращения, возникает застой желчи и секрета ПЖ. ДПК постепенно расширяется, истощается ее нервно-мышечный аппарат. В свою очередь, это приводит к расслаблению привратникового жома и забросу дуоденального содержимого в желудок: развивается дуоденогастральный рефлюкс (ДГР). Желудок расширяется, а в результате повреждения его слизистой оболочки желчными кислотами и лизолецитином формируется рефлюкс-гастрит.

В стадии декомпенсации ХДН гипертензия и усиленная перистальтика ДПК сменяются гипотонией и атонией, значительной ее дилатацией, что приводит к развитию порочного круга: содержимое ДПК свободно перемещается через зияющий привратник в желудок и обратно. Длительный стаз в ДПК приводит к инфицированию содержимого и обусловливает развитие хронического дуоденита с прогрессирующей атрофией слизистой оболочки, появлением в ней эрозий и изъязвлений. При понижении тонуса сфинктера Одди возникает рефлюкс застойного дуоденального содержимого в ампулу большого дуоденального соска и далее в общий желчный и панкреатический протоки с развитием хронических холецистита и панкреатита, осложняющих течение ХДН.

Для диагностики ХДН используют рентгенологическое исследование, зондовую релаксационную дуодено­графию, фиброгастродуоденоскопию, ультразвуковое исследование органов брюшной полости, рН-метрию, по­этажную манометрию, дуоденодебитометрию, дуоденокинези­графию.

Рентгенологическое исследование позволяет установить характер механического препятствия, его локализацию, протяженность, стадию синдрома ХДН, нарушение замыкательной функции привратника, наличие и выраженность ДГР.

Релаксационная зондовая дуоденография дает возможность проводить дифференциальную диагностику между функциональным и органическим дуоденостазом, изучить рельеф и пневморельеф слизистой оболочки ДПК.

Эндоскопический метод позволяет определять двигательные нарушения ДПК, недостаточность пилорического жома, наличие гастроэзофагеального (ГЭР) и/или дуоденогастрального рефлюкса. Изучение биоптатов гастродуоденальной слизистой дает возможность устанавливать характер поражения ДПК и желудка.

Исследование двигательной функции ДПК может проводиться как в ходе фракционного дуоденального зондирования, так и путем из­учения внутриполостного давления водным манометром Вальдмана.

Для выявления компенсированных форм ХДН проводится манометрия, изучается внутрикишечное давление после нагрузки, которая осуществляется путем введения в ДПК 100 мл теплого физиологического раствора и последующего измерения давления с интервалом в 10, 20 и 30 минут, с последующим изучением кривых манометрического давления в полости ДПК.

В диагностике ХДН используют эндорадиозондирование, радио­теле­­метрический метод, электро­миодуоденографию, динамическое изучение эвакуаторной функции желудка радионуклидным методом — путем приема определенного стандартного объема пищи, меченной триолеатглицерином (131J), непрерывную радиогастродуоденографию, радионуклидные методы.

Поскольку содержимое ДПК при ХДН почти всегда инфицировано, необходимо проводить бактериологическое исследование для выявления патогенной и условно-патогенной микрофлоры и определить ее чувствительность к антибактериальным средствам.

Лечение синдрома ХДН

Если причиной нарушения пассажа химуса по ДПК является механическое препятствие, то лечебные мероприятия сводятся к оперативному вмешательству: дренирование ДПК или выключение последней из пассажа пищевого химуса.

В медикаментозной терапии первичного и вторичного функциональных синдромов ХДН в компенсированной и субкомпенсированной стадии используют лекарственные средства, восстанавливающие двигательную функцию ДПК и желудка, подавляющие бактериальную инфекцию в ДПК и смежных с ней органах.

Наиболее эффективными для нормализации двигательно-эвакуаторной функции желудка и ДПК признаны прокинетики, к числу которых относятся блокаторы допаминовых рецепторов и агонисты 5-НТ4-рецепторов.

Прокинетики оказывают преимущественно стимулирующее влияние на гладкую мускулатуру желудочно-кишечного тракта: повышают тонус и сократительную активность желудка и ДПК, улучшают антродуоденальную координацию, ускоряют эвакуацию желудочного содержимого и тонкокишечный транзит.

В настоящее время рекомендуется использовать селективный прокинетический препарат ІІ поколения с комбинированным механизмом действия — Праймер (итоприда гидрохлорид), который считается препаратом выбора в лечении больных с моторно-эвакуаторными нарушениями желудка и ДПК:

— Праймер является одновременно антагонистом периферических допаминовых D2-рецепторов и блокатором ацетилхолинэстеразы (препарат активирует высвобождение ацетилхолина, препятствует его деградации и таким образом оказывает антихолинэстеразное действие);

— блокирование D2-рецепторов на фоне приема препарата способствует повышению активности аденилатциклазы в миоцитах пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки и уровня цАМФ, что вызывает стимуляцию двигательной активности этих органов;

— оказывает модулирующее влияние на гипоталамо-гипофизарно-адреналовую систему благодаря повышению концентрации гастроинтестинальных гормонов (мотилина, соматостатина) и снижению уровня холецистокинина, адренокортикотропного гормона;

— отсутствие ингибирования системы цитохрома Р450 свидетельствует о минимальной гепатотоксичности препарата;

— усиливает пропульсивную моторику желудка и ускоряет его опорожнение;

— повышает перистальтическую активность тонкой и толстой кишки за счет холиномиметического действия;

— оказывает противорвотный эффект, которой реализуется благодаря взаимодействию с D2-допаминовыми хеморецепторами триггерной зоны;

— не вызывает побочных нежелательных эффектов, присущих прокинетикам, гинекомастии, повышения уровня пролактина и удлинения интервала Q–T на электрокардио­грамме.

Итоприд следует рассматривать как идеальный прокинетик, так как этот препарат, единственный из всех существующих классов прокинетических средств, стимулирует контрактильную активность всего пищеварительного тракта (от желудка до кишечника) и обладает максимальной прокинетической активностью среди других прокинетиков.

Проведенные двойные слепые рандомизированные сравнительные исследования в Европе и России показали достоверные преимущества в отношении эффективности и безопасности итоприда гидрохлорида перед цизапридом, метоклопрамидом, мосапридом и дом­перидоном.

Праймер назначают внутрь по 1 таблетке (50 мг) 3 раза в сутки независимо от приема пищи, суточная доза составляет 150 мг.

В исследовании И.Ю. Пирогова (2010) назначение итоприда в качестве прокинетика в составе комплексной терапии позволило достичь регресса клинической симптоматики при явлениях желудочной и кишечной диспепсии, связанной с нарушением моторики пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки. В данном исследовании в качестве второй исследуемой группы были выбраны пациенты с явлениями дуоденостаза, у которых полное отсутствие жалоб после лечения итопридом наблюдалось в 66 % случаев и в 34 % — уменьшение клинической симптоматики.

Если нет возможности перорального приема, пациенту рекомендовано парентеральное введение прокинетиков (метоклопрамид по 2 мл (10 мг) внутримышечно 3 р/день — 3–4 недели). Такой препарат, как сульпирид (Эглонил), для этих целей назначают гораздо реже из-за выраженного центрального действия, чаще при необходимости использовать амбивалентность его свойств — прокинетика и нейролептика.

Прокинетики эффективны главным образом при функциональных формах синдрома ХДН. Если клинический эффект не достигнут в течение 7–10 дней, то прокинетики следует отменить и продолжить поиски истинной (вероятнее всего, механической) причины дуо­деностаза.

Также можно назначить пациенту препарат тримебутин, который способен купировать болевой синдром и в какой-то степени восстановить моторику ДПК. Он модулирует высвобождение желудочно-кишечных пептидов, оказывает позитивный эффект как при гипомоторной, так и при гипермоторной дисфункции желчного пузыря. Препарат назначают в дозе 200 мг 3 раза в день за 30 минут до еды в течение 28 дней.

Среди миотропных спазмолитиков заслуживает внимания мебеверина гидрохлорид, который в 20–40 раз превышает эффект папаверина. С целью нормализации нарушенной двигательно-эвакуаторной функции желудка и ДПК дуспаталин может использоваться в комплексной терапии ХДН. Препарат назначают по 1 капс. (200 мг) 2 раза в день за 15 мин до еды на протяжении 3–4 недель.

Определенную симптоматическую помощь оказывают невсасывающиеся антациды (Фосфалюгель, Альмагель), способные абсорбировать компоненты желчи, попадающие в желудок. Принимают препараты этой группы через 30–40 мин после еды по 1 пакету 3 раза в день и на ночь на протяжении 2–3 недель.

Инфицирование содержимого ДПК при синдроме ХДН может иметь серьезные последствия из-за возможности проникновения инфекции через несостоятельный сфинктер Одди в панкреатический проток и желчные пути и реальной опасности возникновения панкреатита, холецистита, холангита. С целью подавления бактериальной инфекции назначают курсы антибактериальных средств (полусинтетические пенициллины, макролиды, нитрофураны, нитроимидазолы).

При нарушениях микробиоценоза кишечника назначают пробиотики и пребиотики.

Для коррекции процессов нарушенного пищеварения используют полиферментные средства.

Панкреатические ферменты (Креон) ускоряют переваривание пищи в ДПК, приводят к снижению внутридуо­денального содержимого, вследствие чего облегчается опорожнение желудка, снимается давление в желчевыводящих и панкреатических протоках.

Доза панкреатического фермента подбирается индивидуально. В большинстве случаев для коррекции нарушенного полостного пищеварения в ДПК у пациентов с хроническим дуоденитом, сопровождающимся вторичной недостаточностью поджелудочной железы, достаточно приема 3 капсул Креона 10 000 в сутки во время еды. При тяжелой экзокринной недостаточности поджелудочной железы Креон назначают в минимальной дозе 25 000–40 000 единиц липазы во время еды.

Показано назначение ингибиторов протонной помпы для профилактики эрозивно-язвенных повреждений гастродуоденальной слизистой, устранения симптомов эзофагита (при дуоденогастроэзофагеальных рефлюксах, обусловленных нарушением гастродуоденальной моторики).

С целью дренирования ДПК используют лечебные дуоденальные зондирования (4–5 на курс через день) без стимуляторов желчевыделения (можно спровоцировать выраженный болевой синдром).

Для стимуляции моторно-эвакуаторной функции ДПК используют физиотерапевтические методы: транскутанную электроимпульсную стимуляцию синусоидальными модулирующими токами низкой частоты; зондовую электростимуляцию моторики ДПК; диадинамические токи; электростимулирующее воздействие на ДПК с помощью специальных электростимуляторов.

При соматизированной депрессии основной группой лекарственных средств являются психотропные препараты, антидепрессанты и нейролептики.

Результаты изучения качества жизни пациентов после комплексного курсового лечения свидетельствуют об улучшении таких параметров, как физическое самочувствие и работоспособность.

Таким образом, коррекция моторно-эвакуаторных нарушений ДПК требует системного и тщательного индивидуализированного подхода к лечению.

Важным условием для эффективной терапии данной патологии является своевременная диагностика дуоденостаза.

Выводы

1. Синдром ХДН имеет хроническое прогрессирующее течение и способен выступать в роли ведущего патогенетического фактора в развитии многих заболеваний желудочно-кишечного тракта.

2. Клиническая картина ХДН зависит от стадии и причин развития, давности и течения заболевания.

3. Препаратом выбора для коррекции моторно-эвакуаторных нарушений ДПК при функциональных формах ХДН является универсальный прокинетик комплексного действия итоприда гидрохлорид (Праймер).


Список литературы

1. Бабак О.Я., Можина Т.Л. Прокінетичні препарати (від метоклопраміду до ітоприду) у клінічній практиці // Сучасна гастроентерол. — 2008. — № 5. — С. 4-11.

2. Звягинцева Т.Д., Мирзоева Л.А., Шаргород И.И. Хроническая дуоденальная непроходимость: Учебное пособие. — Харьков, 2006. — 42 с.

3. Абдуллаев Р.Я., Звягинцева Т.Д., Мирзоева Л.А. Основные принципы ультразвуковой диагностики патологии желудка и двенадцатиперстной кишки / Зб. «Сучасні досягнення в гастроентерології». — Х.: Прапор, 2006. — С. 8-9.

4. Шептулин А.А. Нарушения двигательной функции желудка и современные возможности их патогенетической терапии // Рос. журн. гастроэнтерол., гепатол., колопроктол. — 2007. — № 5. — С. 49-54.

5. Пирогова И.Ю., Бастриков О.Ю. Применение Ганатона при желудочной и кишечной диспепсии // Рос. журн. гастроэнтерол., гепатологии, колопроктологии. — 2010. — № 5, т. XX, прил. № 36.


Вернуться к номеру