Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 19 (391) 2011

Вернуться к номеру

Виннитчина, В.П. Филатов и филатовцы

На этой уникальной фотографии Владимир Петрович Филатов с женой Варварой Васильевной в осенне-золотом парке санатория «Горный» села Бронница, деревья которого помнят великих людей последних трех столетий, побывавших здесь.

Чудом природы называла эти места Леся Украинка. Завораживал этот райский уголок взор геолога-исследователя В. Резниченко с верхушки Бронницкой горы, где когда-то была крепость, обрамленная 200-метровой кручей, у подножья которой змеился быстрый, чистый, судоходный Днестр.

Позднее в своем имении здесь обосновались фельд­маршал Петр Христофорович Витгенштейн и его потомки.

Полководец Витгенштейн — известная историческая личность, герой Отечественной войны 1812 года.

Не знаю, чем объяснить, почему великий Филатов облюбовал эти места и предпочел их «самому синему в мире» Черному морю или, скажем, Средиземному.

Может быть, Владимир Петрович знал о целебных свойствах местной минеральной воды, позитивной энергетике, розе ветров, климате больше, чем мы, современники. (Не хочу обижать руководителя ныне этой скромной здравницы Дмитрия Симончука, который занимается оздоровлением детей-чернобыльцев, детей, у которых нет родителей. Честь и хвала ему и его коллективу.)

Я всегда с гордостью говорю об этих, тоже близких моему сердцу местах, где прошло мое детство, первые годы моей юности.

О Филатове я впервые услышал, когда мне было всего 9 лет. Мы, послевоенные мальчишки, любили искать и находить военные трофеи на дорогах войны. Во взорванных дотах, окопах, воронках от авиабомб.

Здесь была граница, и инженеры генерала Карбышева много чего настроили, готовясь к будущей войне, а потом взорвали доты, оставив. на нашу беду, много недетских игрушек.

Наше любопытство не всегда нам приносило удовлетворение, скорее наоборот, в т.ч. и мне.

…Меня лечил местный врач-офтальмолог, ученик Филатова М. Нахманович. Представители местной медицины говорили моей матери: «Маруся! Ты что, повезешь своего хулигана в Одессу? Да у нас в Могилеве есть свой Филатов. Ты знаешь, какой он врач?!» В моем понимании так и было, не повезла меня мама в Одессу, послушала мудрых, спасибо им. Когда разошлись «тучи», единственно, чем я был опечален, а это было позднее, — я не смог рассчитывать, что попаду в авиацию. Авиацию, правда, пополнил мой старший сын.

Но имя Филатова, благодаря этой истории я сберег в своем сердце до сегодня. Во-первых — а это главное, мой младший сын сегодня — хирург-офтальмолог высшей категории, и надеюсь, что у него еще все впереди, его жена — доцент кафедры офтальмологии.

В свое время, работая в международном отделе МЗ УССР, по долгу своей службы я курировал Одесский НИИ глазных болезней и тканевой терапии.

Нужно сказать, что после Филатова институт укреп­лял и расширял свои международные связи, инициировал проведение конференций на базе НИИ с приглашением принять участие в их работе ведущих офтальмологов мира.

Наш отдел активно сотрудничал с последователями академика Филатова, академиком Пучковской Надеждой Александровной. (Если читатель внимателен, жена Филатова Варвара Васильевна подписывает фотографию Пучковским, с которыми они были очень дружны.) Надежда Александровна на посту директора НИИ очень много сделала, оценкой ее работы были высокие заслуженные награды — медаль «Герой Социалистического Труда» и орден Ленина.

После академика Н.А. Пучковской институт возглавил профессор И.М. Логай, а в наше время НИИ работает под руководством профессора Натальи Пасечниковой.

На последнем международном съезде, который проходил в Одесском НИИ глазных болезней в мае сего года, профессор Н. Пасечникова сообщила делегатам съезда о методике электросварки мягких тканей в офтальмологии, разработанной и внедренной институтом совместно с НИИ электросварки им. Е. Патона впервые в мире. Итак, каждый из названных мною руководителей всемирно известного НИИ глазных болезней внес свой вклад в детище академика В.П. Филатова, каждый сделал все, что мог, для его научного роста, для подготовки национальных и зарубежных профессиональных и научных кадров.

Я горд тем, что институт внес большую лепту в оказание практической офтальмологической помощи и народам развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки, направив в эти регионы врачей-офтальмологов высокой квалификации.

Ведь кроме научного сотрудничества наш департамент занимался подготовкой медицинских кадров для работы за границей. Среди них я помню многих, которые сейчас в почтенном возрасте, вернувшись из заграницы, работают в институте, защитили докторские диссертации, возглавляют отделения.

В нашем Винницком национальном медицинском университете «афганец», д.м.н., профессор И.Р. Солдан, заведует кафедрой офтальмологии. Сын академика Филатова Сергей Владимирович в конце 70-х годов прошлого столетия тоже принял участие в интернациональной миссии от Советского Союза и был направлен в ведущую клинику офтальмологии Алжирского медицинского университета.

Очень жаль, что его командировка закончилась досрочно… И такое было.

Кто знает, возможно, на определенном этапе жизненного пути, если б не неизлечимая болезнь, младший Филатов продолжил бы дело своего отца.

Будучи в Одессе, посетив по необходимости НИИ глазных болезней, я нашел много уникального для себя, ранее мне неизвестного. А этой фотографии даже нет в музее НИИ, фототеке, которая в своих кладовых бережет все и вся филатовское. Ведь мудрые говорят: «Нет ничего дороже, чем память…»

В 2010 году исполнилось 135 лет со дня рождения всемирно известного ученого, основателя Одесской офтальмологической школы академика В.П. Филатова.

Он является создателем трех научных направлений, к которым относятся: пересадка роговицы, тканевая терапия и круглый стебель.

Все эти направления вышли далеко за пределы офтальмологии. Одним из выдающихся изобретений академика Филатова является метод круглого стебля, положивший основу новой эры реконструктивно-пластической хирургии. Краткая характеристика, данная изобретению Филатова академиком Н.Н. Петровым еще в 1927 году: «Круглый стебель — это эпоха хирургии лица» (добавим: и не только лица!), нашла подтверждение и в дальнейшем.

В.П. Филатов же научно обоснованно подошел к оценке своего изобретения, предопределил перспективу развития, создал системную базу для его использования в пластической хирургии. Отстаивая свой приоритет, В.П. Филатов впоследствии скажет: «Я отстаивал приоритет советской науки».

Не могу не отметить то, что сделал великий ученый — это часть челюстно-лицевой хирургии, один из разделов стоматологии, которым я и занимался, работая за рубежом.

Поэтому я не удивлен, что в своей последней книге «Мои пути в науке» В.П. Филатов приводит фотографии успешных ученых — челюстно-лицевых хирургов Великой Отечественной войны Б.Е. Франкенберга и Н.Г. Васильевой за их работой. В выступлении на конференции, посвященной 75-летию академика В.П. Филатова, директор Украинского НИИ стоматологии М.Н. Кухарева сообщила, что за период 1944–1950 гг. в челюстно-лицевом отделении института было проведено более 700 восстановительных операций с использованием филатовского стебля!..

Вдохновленный сподвижник в медицине, врач и ученый с мировым именем, прославленный ортодокс, в своих исследованиях В.П. Филатов настойчиво и страстно искал истину и открыл столь много ранее неизвестного и поучительного, проявляя беспощадную честность в делах, что невозможно было не оценить по достоинству его врачебный и научный подвиг.

В.П. Филатов относился к числу не часто встречающихся ученых мира, которые самоотверженно отстаивали свои убеждения на протяжении всей своей жизни, не уставая доказывать их важность, привлекая к себе большое число сторонников, которые, в свою очередь, инициировали развитие этих идей.

Любовь к больному, соединенная с необычайной терапевтической активностью, и оптимистический подход к вопросам лечения объясняют эффект, которого нередко добивался В.П. Филатов, в случаях, когда, казалось бы, нет надежды на излечение.

Ему было дано в большей мере, чем другим, испытать радость, переполняющую сердце врача при каждой успешной операции.

Жизненный и научный путь был славен, прекрасен. Это был несомненно счастливый человек, так как еще при жизни стал свидетелем торжества своих идей и успехов своего труда. Он поднял отечественную науку до небывалых до того высот.

Владимир Петрович с 1903 года жил и творил в Одессе, отказывался от других предложений. Государство достойно оценило труд академика В.П. Филатова: кавалер 4 орденов В.И. Ленина, Красного Знамени, ордена Отечественной войны первой степени и многих медалей, Герой Социалистического Труда, действительный член Академии наук УССР и Академии медицинских наук СССР, обладатель престижной академической золотой медали им. И.И. Мечникова.

Это важно. Но еще важнее, я так думаю, то, что он создал ФИЛАТОВСКУЮ школу и этим себя увековечил.

В. Пинчук, г. Могилев-Подольский



Вернуться к номеру