Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 01-02 (399-400) 2012

Вернуться к номеру

Современные возможности применения НПВП в комплексной терапии острого бактериального и хронического небактериального простатита


Резюме

Проблема воспалительных заболеваний мужской половой сферы в последние годы приобретает все большую актуальность. Принято считать, что после 30 лет простатитом страдает 30 % мужчин, после 40 — 40 %, после 50 — 50 % и т.д. При этом реальная заболеваемость намного выше зарегистрированной, что объясняется особенностями диагностики и возможностью течения заболевания в латентном виде.

Согласно современным представлениям, различают четыре основные формы простатита: острый бактериальный простатит, хронический бактериальный простатит, небактериальный простатит и простатодинию. У мужчин моложе 35 лет заболевание протекает обычно в виде острого бактериального простатита. Чаще всего простатит является одним из клинических проявлений заболеваний, передающихся половым путем: хламидиоза, трихомониаза, гарднереллеза или гонореи. Патогенные микроорганизмы могут проникать в предстательную железу из мочеиспускательного канала, мочевого пузыря, прямой кишки, по кровеносным и лимфатическим сосудам малого таза. Однако последние исследования доказывают, что в большинстве случаев инфекция наслаивается на уже имеющиеся нарушения структуры ткани предстательной железы и кровообращения в ней. В то же время при небактериальном простатите патогены выделить не удается, хотя это и не исключает их присутствия. У пациентов старшего возраста чаще диагностируют хронические формы заболевания.

В клинической картине простатита выделяют три основных синдрома: болевой, характеризующийся наличием боли над лобком, в промежности, пахово-мошоночной области, прямой кишке, крестце; дизурический, который проявляется расстройствами мочеиспускания — учащенными позывами к мочеиспусканию, слабой струей мочи, чувством неполного опорожнения мочевого пузыря; эректильный, когда пациенты жалуются на временное снижение полового влечения, нарушения эрекции.

Диагноз простатодинии устанавливают при наличии клинической картины простатита, выявления во время обследования уплотнения ткани предстательной железы без признаков ее воспаления.

Установление диагноза простатита требует проведения комплексного свое­временного лечения с дифференцированным подходом к проведению лечебных мероприятий. Полиэтиологичностью характера и многокомпонентностью патогенеза простатита объясняются трудности, возникающие при лечении этого заболевания.

В схеме патогенетической терапии простатита одним из ключевых моментов является применение нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП). Анальгетическое, противовоспалительное, противоотечное и антиагрегантное действие НПВП обеспечивает лучшее дренирование простатических протоков и улучшение микроциркуляции железистой ткани.

Сегодня существует свыше 70 различных по химической структуре лекарственных средств, которые относят к классу НПВП, с общим механизмом действия, основанным на метаболизме арахидоновой кислоты с участием фермента циклооксигеназы (ЦОГ) и образованием медиаторов воспаления: простагландинов и лейкотриенов.

Среди традиционных НПВП основные позиции занимает диклофенак натрия, считающийся по праву золотым стандартом по соотношению обезболивающего и противовоспалительного эффектов, частоты развития побочных эффектов и стоимости. Диклофенак натрия является производным арилуксусной кислоты. Механизм его действия обусловлен подавлением активности фермента ЦОГ, в результате чего ингибируются реакции метаболизма арахидоновой кислоты и нарушается синтез простагландинов Е2 и F2a, тромбоксана А2, простациклина, лейкотриенов и выброс лизосомальных ферментов, которые играют главную роль в патогенезе воспаления, боли и лихорадки. Как известно, уменьшение концентрации простагландина Е2 — ключевого медиатора воспаления приводит к снижению степени активации простаноидных рецепторов ЕР-типа, что обеспечивает выраженный анальгетический и противовоспалительный эффекты препарата.

Наступление быстрого и длительного клинического эффекта связано со способностью молекулы диклофенака натрия связываться с белками плазмы крови и накапливаться в очаге воспаления. Такое свойство препарата позволяет решить важную задачу в терапии острого бактериального простатита — минимизировать степень поствоспалительных изменений в ткани предстательной железы. Антиагрегантный эффект обеспечивает снижение экссудации, резкое уменьшение перемещения плазматических факторов крови в паренхиматозную и стромальную ткани, снижение продукции гуанилатциклазы, что активизирует синтез коллагена фибробластами. Не исключено также влияние диклофенака натрия на выраженность поствоспалительного фиброза и склероза аутоиммунного генеза.

Благодаря торможению воспалительного процесса и анальгезирующему эффекту противовоспалительная терапия острого и хронического простатита рассматривается в качестве полезной для облегчения симптомов, ее применение рекомендо­вано Международной сотрудничающей сетью по исследованию простатита NIH.

Воспалительный процесс в ткани предстательной железы нередко протекает на фоне сопутствующей патологии (энтероколит, гастродуоденит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет, панкреатит), что не позволяет в полном объеме назначать стандартную противовоспалительную тера-
пию и требует назначения лекарственных форм НПВП в виде суппозито­риев.

Процент побочных реакций на применение препаратов класса НПВП относительно низок, наиболее важными клиническими последствиями являются гастропатии и желудочно-кишечные кровотечения. Среди всех неселективных НПВП диклофенак натрия по безопасности занимает второе место после ибупрофена, но значительно превосходит его по собственной противовоспалительной активности. В течение многих лет в Украине успешно применяется диклофенак натрия производства компании Berlin-Chemie (Германия) под названием Диклоберл®. Нали-
чие Диклоберла® в лекарственной форме ректальных свечей, отсутствие кумуляции и привыкания являются преимуществами препарата и позволяют применять эту лекарствен-
ную форму у больных с риском ­развития гастроэнтерологических ­осложнений.

Клиническая эффективность и безопасность суппозиториев Диклоберл® подтверждены результатами клинических исследований и литературными данными. Так, существует положительный опыт безопасного клинического применения препарата Диклоберл® в комплексной тера-
пии различных воспалительных заболеваний.

На базе клиники воспалительных заболеваний Института урологии АМН Украины (Киев) проведено исследование, посвященное изучению клинической эффективности и безопасности применения препарата Диклоберл® (диклофенак натрия) в форме суппозиториев (Berlin-Chemie, Германия) в дозе 50 мг в комплекс-
ном лечении острого бактериального простатита у 60 мужчин в возрасте 18–86 лет (средний возраст —
44,3 года).

Диагностический алгоритм обследования больных включал учет жалоб, анамнестических данных, а также результатов пальцевого ректального обследования предстательной железы, данных УЗИ почек и предстательной железы, результатов общеклинических анализов крови и мочи, культурального исследования мочи после пальцевого обследования предстательной железы. Большинство пациентов раньше неоднократно получали лечение по поводу уретрита разной этиологии или простатита. Обострения простатита возникали у больных через 1–3 месяца после проведенного лечения.

Больные были распределены на две группы по 30 человек: в первую группу (основную) вошли пациенты, которые получали в комплексе с антибактериальной терапией препарат Диклоберл® по 50 мг в форме суппозиториев 2 раза в сутки в течение 10 дней. Во вторую (контрольную) группу были включены пациенты, которые получали суппозитории простатилена по аналогичной схеме. Выраженность клинических симптомов и лабораторных изменений в обеих группах до начала лечения была сопоставимой. У всех мужчин определялись симптомы инфекционно-воспалительного процесса в предстательной железе: дизурия, странгурия, болевой синдром, фебрильная температура тела, озноб, тахикардия. Ведущими лабораторными признаками острого болевого простатита были лейкоцитурия, бактериурия и лейкоцитоз (табл. 1).

У 4 больных (13,3 %) 1-й и 5 (16,7 %) — 2-й группы наблюдалась терминальная макрогематурия вследствие воспаления простатического отдела мочеиспускательного канала и шейки мочевого пузыря. У 6,6 и 10 % пациентов соответствующих групп определялись симптомы реактивного проктита (боль и тенезмы, слизистые выделения из прямой кишки, задержка дефекации и отхождения газов). Лейкоцитоз отмечался у 27 (90 %)
больных 1-й группы и составлял в среднем (11,6 ± 0,6) · 109/л. Такие же показатели во второй группе составляли 24 (80,0 %) и (10,5 ± 0,7) · 109/л.
У всех пациентов наблюдалась лейкоцитурия. Культуральное исследование мочи дало положительный результат только у 10 (33,3 %) больных 1-й и 12 (40 %) — 2-й группы.

Комплексное лечение больных включало назначение антибактериальных препаратов широкого спектра действия. Эмпирически назначали комбинацию цефтриаксона по 1,0 г внутримышечно 1 раз в сутки и ципрофлоксацина по 0,5 г перорально 2 раза в сутки. После получения результатов культурального исследования мочи и с учетом характера течения заболевания вносились соответствующие изменения в схемы антибактериальной терапии.

Критериями объективной оценки эффективности терапии были: длительность фебрильной температуры тела, динамика физикальных данных, лабораторных и эхографических показателей. Субъективную оценку эффективности лечения осуществляли с учетом нормализации общего состояния пациентов, уменьшения степени выраженности болевого и дизурического синдромов. Оценку указанных критериев проводили в динамике на момент госпитализации и на 10-е сутки лечения.

По данным контрольного клинико-лабораторного обследования после завершения комплексного лечения (10-е сутки) установлено, что у 28 (93,3 ± 5,2 %) пациентов 1-й группы и у 23 (76,7 ± 8,1 %) — 2-й полностью или практически полностью редуцировались субъективные (общие, местные, функциональные) признаки воспаления предстательной железы. Двое (6,7 %) больных 1-й и 7 (23,3 %) — 2-й группы (сравнения) демонстрировали частичное улучшение (уменьшение локальных болевых ощущений и частоты мочевыделений при нормализации общего состояния). Достоверная разница отмечена в значениях средней длительности фебрильной температуры тела. Так, в 1-й группе она составила 0,7 ± 0,1 дня, тогда как во 2-й достигала 1,1 ± 0,1 дня (р < 0,01).

Противовоспалительный эффект комплексной терапии при оценивании 10-дневного курса лечения по данным пальцевого ректального обследования заключался в уменьшении очагов уплотнения и размеров предстательной железы у 100 % пациентов 1-й группы и у 21 (70 %) пациента 2-й группы, что свидетельствует о достоверности разницы (р < 0,05) в пользу группы пациентов, принимающих Диклоберл®. Параллельно с ликвидацией клинических симптомов заболевания в обеих группах прослеживалась подобная позитивная динамика по результатам лабораторных исследований (снижение уровня лейкоцитоза и сдвиг лейкоцитарной формулы влево, уменьшение лейкоцитурии).

По данным УЗИ, выполненного до начала лечения, выявлены такие изменения структуры предстательной железы: диффузное снижение эхогенности предстательной железы у 26 (86,7 ± 6,4 %) и 25 (83,3 ± 6,8 %) больных 1-й и 2-й групп соответственно; эхонегативные образования у 6 (20,0 ±
± 7,1 %) и 8 (26,7 ± 7,8 %) пациентов соответственно; рубцово-склеротические изменения паренхимы железы и гиперэхогенные включения (фиброз, кальцинаты) констатированы у 26 (86,7 ± 6,4 %) пациентов 1-й и 24 (80,0 ± 7,0 %) — 2-й группы. Отсутствие существенной разницы между всеми указанными показателями
(р > 0,05) свидетельствует об однородности сравниваемых групп пациентов. Результаты контрольного УЗИ, выполненного после 10-дневного курса лечения, свидетельствуют об уменьшении размеров предстательной железы, восстановлении структуры ее ткани, регрессе рубцово-склеротических изменений, отсутствии или уменьшении кистозных гипо- и анэхогенных образований. Достоверной разницы в среднем объеме предстательной железы до и после 10 суток лечения выявлено не было, несмотря на отчетливую тенденцию к уменьшению размеров предстательной железы у большинства пациентов, более выраженную у больных 1-й группы. Аналогичные выводы касаются и других приведенных выше параметров оценки состояния предстательной железы по данным УЗИ.

Комплексная оценка результатов клинико-лабораторного обследования, данных пальцевого ректального исследования и УЗИ позволила оценить эффективность лечения 28
(93,3 ± 4,7 %) больных 1-й группы как хорошую и удовлетворительную. Только у 2 (6,7 ± 4,6 %) пациентов с неудовлетворительным результатом определялись остаточные болевые симптомы, легкая дизурия, неполная нормализация лейкограммы и данных общего анализа мочи. У больных 2-й группы выявлены достоверно более низкие показатели эффективности — 76,7 ± 7,6 % (р < 0,05) и 23,3 ± 7,8 %
(р < 0,05) соответственно.

Средняя длительность пребывания больных в стационаре составила во 2-й группе 12,3 ± 3,6 суток. В 1-й группе показано достоверно меньшее количество койко-дней — 7,4 ± 2,1 суток (р < 0,05).

Анализ побочных эффектов проведенной терапии (табл. 2) не выявил достоверного их повышения в группе больных, которым назначали Диклоберл® в форме суппозиториев. Так, частота развития побочных гастро­энтерологических эффектов составила в совокупности 16,6 ±
± 6,7 % и 13,3 ± 5,6 % в 1-й и 2-й группах соответственно (р > 0,05). Больше половины побочных эффектов (3 из 5) в 1-й группе связаны с временным раздражением слизистой оболочки прямой кишки, определенным как легкая степень, не требующая отмены Диклоберла®.

Результаты оценки переносимости консервативной терапии приведены в табл. 3.

Таким образом, сопоставимая частота развития побочных эффектов при назначении разных схем терапии острого бактериального простатита свидетельствует о безопасности применения Диклоберла® в суппозиториях у данной категории пациентов. Назначение свечей Диклоберл® при остром бактериальном простатите ­патогенетически обосновано, позволяет оптимизировать лечение данного заболевания и достичь быстрых по­ложительных результатов с вы­раженным клиническим эффектом
и минимальным риском развития ­осложнений.

Длительный положительный опыт применения Диклоберла® в разных странах и в Украине позволяет рассматривать Диклоберл® в качестве препарата первой линии патогенетической терапии для купирования гипертермии, болевого синдрома, снижения активности и ускорения редукции воспалительного процесса у больных с острым бактериальным простатитом.

В исследовании, проведенном на базе Ивано-Франковского медицинского университета, изучалась эффективность и переносимость Диклоберла® в суппозиториях в комплексном лечении хронического небактериального простатита. В исследовании приняли участие 60 больных с хроническим небактериальным простатитом. Пациенты были разделены на три группы. Больные І группы получали Простамол уно по 1 капсуле 1 раз в день, ІІ группы — Простамол уно по 1 капсуле 2 раза в день и ІІІ груп-
пы — Простамол уно по 1 капсуле 2 раза в день и свечи Диклоберл®. Анализ результатов лечения показал, что применение Простамола уно по 1 капсуле 2 раза в день и Диклоберла® в суппозиториях позволяет достичь лучших результатов при хроническом небактериальном простатите в сравнении с таковыми в І группе и достичь стойкого клинического эффекта.

Полученные результаты исследований позволяют рекомендовать препарат Диклоберл® в форме суппозиториев в составе патогенетической терапии больных острым бактериальным и хроническим абактериальным простатитом. Включение его в комплексную терапию указанных заболеваний достоверно повышает эффективность терапии и сокращает сроки госпитализации пациентов. Диклоберл® в суппозиториях доказал свою безопасность и хорошую переносимость у пациентов разных возрастных групп.

Подготовила Галина Бут


Список литературы

Список литературы находится в редакции


Вернуться к номеру