Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 3 (444) 2013

Вернуться к номеру

Местная терапия при неосложненных фарингитах

Фарингит — распространенное заболевание, встречающееся во всех возрастных группах. Инфекционно­воспалительные поражения ротоглотки отличаются устойчиво высоким уровнем заболеваемости с сезонной тенденцией к увеличению.

Полиморфизм бактериальной обсемененности слизистой оболочки не дает оснований связывать возникновение и течение фарингита с каким­то одним видом микробов. Известно, что бактериальная флора представлена исключительно условно­патогенными бактериями, способными проявить вирулентность лишь в условиях сниженной общей или локальной резистентности организма, в связи с чем в патогенезе фарингита микробной флоре не принадлежит роль ведущего и определяющего фактора, а первостепенное значение имеет нарушение защитных механизмов слизистой оболочки. Первой линией защиты слизистых оболочек является система врожденного иммунитета. Она представлена множеством элементов, находящихся в слюне и других секретах, защищающих слизистые оболочки, а также определенными типами лейкоцитов. И растворимые факторы, и клетки врожденного иммунитета распознают характерные микробные субстраты: грамотрицательные бактерии, пептидогликан и липотейхоевые кислоты грамположительных ми­кробов, маннозу, бактериальную ДНК, N­формилметионин, двунитчатую РНК вирусов, гликаны клеточных стенок грибов и многое другое. Система врожденного иммунитета включается в работу немедленно, но ее возможности ограничены: она может распознать только около 1000 структур.

Известно, что примерно 70 % фарингитов вызываются вирусами, среди которых отмечают риновирусы, коронавирусы, респираторный синцитиальный вирус, аденовирус, вирусы гриппа и парагриппа. Наиболее типичным возбудителем острого фарингита являются риновирусы. Исследования последних лет показывают, что их значение стремительно растет, и теперь риновирусы ответственны более чем за 80 % случаев острых респираторных вирусных инфекций в период эпидемий. Вирусное инфицирование часто является лишь первой фазой заболевания и основанием для последующего присоединения бактериальной инфекции. Проникновение экзогенного возбудителя в слизистую оболочку миндалин может происходить воздушно­капельным и алиментарным путем. Однако чаще заболевание возникает вследствие аутоинфекции микробами или вирусами, которые вегетируют на слизистой оболочке в норме.

Хронические фарингиты часто являются следствием острых фарингитов. Факторами риска развития хронического фарингита и возможной причиной болезни могут быть очаги хронической инфекции в глотке, полости рта, носа, околоносовых пазухах. Несмотря на очевидное значение инфекции, имеется много оснований полагать, что в генезе фарингитов главная роль принадлежит защитным силам организма. Такое заключение сделано исходя из неэффективности (во многих случаях) антибиотикотерапии.

Хронический фарингит — полиэтиологическое заболевание, в генезе которого играют роль многочисленные факторы, однако причиной обострения воспалительного процесса в глотке чаще всего является воздействие микроорганизмов. Обосновано заключение о том, что инфекция играет основную роль не в возникновении, а в хронизации фарингита.

Неосложненный фарингит обычно не требует системного назначения антибиотиков. В этой ситуации становится обоснованным проведение не системной, а местной антимикробной терапии, которая может быть назначена и в виде монотерапии. В связи с этим местное лечение патологических изменений в глотке является крайне актуальным. В настоящее время в арсенале врача имеется значительное количество лекарственных средств, воздействующих на слизистую оболочку глотки путем орошения, полоскания, смазывания, ингаляций или рассасывания.

Чаще всего это безрецептурные средства, что обусловлено относительной безопасностью их ингредиентов. В состав этих лекарственных форм входят активные антисептические вещества (наиболее часто — производные фенола) в комбинации с нестероидными противовоспа­лительными препаратами (НПВП) и местными антибиотиками. Однако, несмотря на такое разнообразие, появление молекулы, сочетающей в себе противовоспалительные, антибактериальные и местноанестезирующие свойства, всегда вызывает интерес со стороны врачей как возможность эффективного лечения и минимизации побочных действий. В связи с этим определенный интерес представляет препарат бензидамина гидрохлорид, обладающий противовоспалительным, обезболивающим и антимикробным действием.

 

Бензидамина гидрохлорид — производное индозола, но в отличие от остальных НПВП — без карбоксильной группы, что придает ему ряд особенностей:

- является слабым основанием, тогда как большинство НПВП — слабые кислоты;

- обладает высокой липофильностью, по градиенту рН хорошо проникает в очаг воспаления, где рН ниже, и накапливается в терапевтических концентрациях.

 

Проведенные в последнее время фармакодинамические исследования показали, что бензидамин подавляет продукцию провоспалительных цитокинов, особенно фактора некроза опухоли a, в меньшей степени — интерлейкина­1р. Основной особенностью является то, что бензидамин — слабый ингибитор синтеза простагландинов, но в то же время — мощный ингибитор провоспалительных цитокинов. Бензидамин оказывает антибактериальное и специфическое антимикробное действие за счет быстрого проникновения через мембраны микроорганизмов с последующим повреждением клеточных структур, нарушением метаболических процессов и лизисом клетки. Он обладает противогрибковым действием в отношении Candida albicans. Вызывает структурные модификации клеточной стенки грибов и метаболических цепей мицетов, таким образом препятствуя их репродукции, что является основанием для применения бензидамина при воспалительных процессах в ротовой полости, включая инфекционную этиологию.

Результаты исследований эффективности и безопасности бензидамина

Бензидамин является лекарственным средством для местного применения с очень незначительной системной абсорбцией, следовательно, серьезных системных побочных эффектов при его приеме нет. Бензидамин имеет хороший профиль безопасности, что подтверждается в клинических испытаниях.

В одном из исследований эффективность бензидамина (Тантум Верде®) в форме спрея для ротовой полости при лечении острого или хронического тонзиллита без одновременного проведения антибактериальной терапии сравнивалась с эффективностью комбинации, содержащей антисептик гексамидин и анестетик тетракаин. Лечение показало сопоставимую эффективность, хорошую переносимость и хорошие вкусовые качества, однако более быстрый и выраженный эффект терапии был отмечен в группе, получавшей спрей бензидамина.

При местном применении бензидамин проявляет свойства местного анестетика. В ходе клинических испытаний, проведенных среди 87 здоровых добровольцев, было установлено, что при местном применении на слизистой оболочке в течение 60 секунд бензидамин оказывает выраженный анестезирующий эффект, который превосходил группу контроля (цетилпиридиния гидрохлорид 0,025%) и группу плацебо (раствор для полоскания рта), проявляя также длительный эффект (более 90 минут). На этом основании был сделан вывод, что бензидамин чрезвычайно эффективен при лечении болевых симптомов полости рта и горла из­за быстрого снижения боли.

Открытое исследование с участием 7618 пациентов с заболеваниями орофарингеальной зоны было выполнено с целью контроля частоты побочных эффектов в результате применения бензидамина. Отмечена хорошая переносимость бензидамина при местном применении. В процессе исследования никаких серьезных побочных эффектов не отмечалось, 340 из 7618 пациентов (4,5 %) сообщали о незначительных побочных эффектах.

В другом проведенном исследовании у пациентов с острым фарингитом и тонзиллитом при использовании Тантум Верде®, раствора для ротовой полости (15 мл каждые 1,5–3 часа в течение 7 дней), отмечено более значительное уменьшение боли и жжения начиная со 2­го дня терапии по сравнению с плацебо. Дисфагия и гипо­акузия также значительно уменьшились в группе, получавшей бензидамин. Кроме того, уменьшение гиперемии и отека слизистой оболочки глотки, а также гипертрофии лимфатических узлов наблюдали с 1­го дня лечения при применении бензидамина. Shachtel и соавторы подтвердили эти данные еще в двух последних плацебо­
контролируемых клинических испытаниях с участием 283 взрослых пациентов с острой болью в горле.

 

Таким образом, бензидамин при местном применении в лор­практике уменьшает воспалительный процесс, отечность пораженных тканей, а также способствует купированию болевого синдрома. При применении препарата при хронических неосложненных фарингитах был получен высокий противовоспалительный, анальгезирующий и антибактериальный эффект.

Подготовила Татьяна Брандис


Список литературы

Список литературы находится в редакции


Вернуться к номеру