Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал «Медицина неотложных состояний» 1(14) 2008

Вернуться к номеру

Место Актовегина в лечении больных с нестабильной стенокардией

Авторы: В.В. Никонов, А.Н. Нудьга, Е.А. Ковалева, О.А. Сидоренко, Харьковская медицинская академия последипломного образования, Харьковская городская клиническая больница скорой и неотложной медицинской помощи

Рубрики: Медицина неотложных состояний, Кардиология

Разделы: Клинические исследования

Версия для печати


Резюме

В статье проанализировано влияние Актовегина на течение нестабильной стенокардии у 102 пациентов. Продемонстрировано положительное влияние препарата на отдельные показатели внутрисердечной гемодинамики, коррелировавшие с улучшением клинического состояния и повышением толерантности к физическим нагрузкам.


Ключевые слова

гипоксия, гипоэргоз, Актовегин, нестабильная стенокардия.

В развитии любого острого заболевания или повреждения особую роль играет гипоксия/ишемия, которая запускает целый каскад биохимических процессов, направленных на стабилизацию гемостаза поврежденного органа и организма в целом [4, 5].

Эти изменения обозначаются термином «гипоэргоз». Впервые этот термин в клиническую практику был введен в 1986 г. С.Н. Ефуниным и В.А. Шпектором. Гипоэргоз, или энергетическая недостаточность, — это несоответствие между потребностью организма (органа-мишени) в энергии и тем ограниченным количеством АТФ, которое может в данный момент использоваться для поддержания структурной целостности и функциональной активности ткани или органа [1, 5].

По мнению авторов, энергодефицит может возникать не только как следствие, но и в виде недостаточного количества субстратов окисления в клетке (так называемый субстратный гипоэргоз) или ферментативного гипоэргоза при ингибировании клеточных ферментов при нормальном или повышенном PO2. Чаще всего мы встречаемся с энергодефицитом в результате гипоксии или вследствие недостаточного количества субстратов окисления в клетке. Интересен и тот факт, что дефицит энергии, а точнее, АТФ, лежащий в основе любого вида гипоксии, как хронической, так и острой, приводит к качественно однотипным метаболическим и структурным сдвигам в различных органах и системах [3].

Для больных с клиническими проявлениями атеросклеротического процесса характерна хроническая гипоксия, часто переходящая в локальную острую, что проявляется, в частности, приступами стенокардии, инфарктом миокарда, ишемией мозга, нижних конечностей и т.д. [4].

Исходя из вышесказанного применение метаболических препаратов, уменьшающих гипоэргоз, то есть увеличивающих содержание АТФ в органах-мишенях, является обоснованным и требует более широкого внедрения в клиническую практику.

Одним из таких препаратов является Актовегин, который в условиях гипоксии увеличивает утилизацию О2 тканями, в частности, миокарда. Важным является то, что Актовегин не влияет на гемодинамику, не обладает прямым ино- и хронотропным действием, то есть не повышает потребности миокарда в кислороде. В основе любого метаболика, и тем более Актовегина, лежит переключение выработки энергии с окисления жирных кислот на окисление глюкозы. При этом АТФ образуется значительно больше, что и обусловливает выраженный клинический эффект [5].

Целью проведенной работы являлась оценка эффективности Актовегина у больных с клиникой обострения ишемической болезни сердца.

Полученные результаты и обсуждение

Под наблюдением находились 102 больных с нестабильной стенокардией. Из них — 67 мужчин и 45 женщин в возрасте от 45 до 66 лет (средний возраст 53,8 ± 3,5 года). Инфаркт миокарда в анамнезе имел место у 87,5 % пациентов, гипертоническая болезнь II–III степени — у 68 %, сахарный диабет — у 12,8 %, ожирение — у 8 % обследуемых. Признаки сердечной недостаточности II степени диагностировались у 49 % больных. Практически у подавляющего большинства пациентов отмечались разные нефатальные нарушения ритма.

Обследуемые больные методом случайной выборки были разделены на две группы по 51 человеку, сопоставимые по возрасту, тяжести и стажу заболевания.

Общим для всех больных был факт дестабилизации стенокардии, характеризующейся учащением приступов ангинозных болей, снижением толерантности к физическим нагрузкам, вплоть до появления ангинозных болей в покое. Кроме этого, больные отмечали рефрактерность к нитратам, которая выражалась в увеличении потребности в этих препаратах при купировании ангинозного приступа.

Все пациенты в период пребывания в стационаре получали бета-блокаторы (за исключением 10 больных, у которых дестабилизация состояния наблюдалась на фоне брадикардии), НМГ, дезагреганты (кардиомагнил или клопидогрель), статины. По показаниям — диуретики, антиаритмические препараты, препараты калия, магния, ингибиторы АТФ.

Больные основной, или первой, группы в дополнение к комплексной терапии получали Актовегин в дозе 400 мг/сутки внутривенно капельно на 200 мл физиологического раствора. Скорость введения — 2 мл/мин.

У всех обследуемых больных в динамике оценивалась электрокардиограмма, проводилось ультразвуковое исследование сердца (центральной гемодинамики), определялись общепринятые клинические и биологические показатели крови, частота ангинозных приступов, количество принимаемых таблеток нитроглицерина, переносимость физической нагрузки. Все указанные параметры оценивались в день поступления и перед выпиской больных. Длительность лечения в среднем составляла 10,5 ± 1,2 дня.

Оценка клинической эффективности

Анализируя клиническое состояние больных в обеих группах, можно сделать следующий вывод: включение Актовегина в базисную терапию больных с дестабилизацией состояния привело к уменьшению количества приступов стенокардии в среднем на 40 ± 6 % в сутки по сравнению с контрольной группой, где количество приступов стенокардии уменьшилось только на 20 ± 3 % в сутки (Р < 0,001). Отмечено и снижение количества дополнительных таблеток нитроглицерина с 10,5 ± 3 в начале заболевания до 4,1 ± 2,1 уже к пятому дню пребывания в стационаре; в контрольной группе этот показатель составил 11,4 ± 5,2 в начале и 6,2 ± 3,3 к пятому дню лечения. Это свидетельствует о более раннем начале стабилизации состояния больных основной группы. К концу лечения количество принимаемых таблеток нитроглицерина в обеих группах было одинаковым и в среднем составляло соответственно 1,1 и 1,3 таблетки в сутки.

Отмечалось и быстрое (уже к пятому дню лечения) снижение числа ангинозных приступов покоя в основной группе на 60 %, тогда как в контрольной группе этот показатель составил 45,5 %. Справедливости ради необходимо отметить, что у 2 больных основной группы и у 3 больных контрольной группы на третий день пребывания в стационаре развились признаки острого инфаркта миокарда на ЭКГ, и эти больные были переведены в специализированное отделение.

В ходе клинического исследования выявлено, что прием Актовегина значительно улучшил переносимость нитратов — уменьшились или исчезли головные боли после приема нитроглицерина с одновременным увеличением его (нитроглицерина) эффективности.

Одновременно с уменьшением клинических проявлений нестабильности коронарного кровотока больные, получавшие Актовегин, отмечали уменьшение утренних головных болей, шума в ушах, головокружения. Многие (40 %) пациенты в основной группе обращали внимание на уменьшение тревожности, беспокойства, нормализацию сна, улучшение настроения.

Эти данные свидетельствуют о положительном влиянии препарата и на церебральные проявления ишемической болезни, свойственные больным с ИБС.

Анализ инструментальных исследований

В основной группе уже на третьи сутки по результатам ЭКГ покоя отмечены уменьшение смещения сегмента ST или инверсия зубца Т, у ряда больных положительные сдвиги на ЭКГ произошли уже на вторые сутки лечения, тогда как в контрольной группе эти изменения появились только на пятые сутки. У 5 больных основной и у 4 больных контрольной групп изменений на ЭКГ не выявлено, и это было объяснено наличием стойких изменений, связанных с перенесенными ранее обширными инфарктами миокарда с формированием хронической аневризмы сердца, которая подтверждалась как клинически, так и электрокардиографически. Аналогичные данные получены нами и у больных с длительно текущей сердечной недостаточностью. Отсутствие визуальных изменений на ЭКГ у этой категории больных не означает, по нашему мнению, отсутствие эффекта от лечения. Очевидно, метаболическая терапия у таких больных должна проводиться более длительное время.

При анализе первой записи ХМЭКГ у пациентов обеих групп обнаружено смещение сегмента ST косонисходящего или горизонтального характера до 2,4 ± 0,1 мм у 66,2 % основной группы и до 2,3 ± 0,2 мм — у 65,8 % больных контрольной группы. При повторном анализе результатов ХМЭКГ выявлено уменьшение количества эпизодов депрессии сегмента ST за 24 часа у 36,2 % пациентов основной группы, в контрольной — только у 17,5 % обследуемых. В количественном отношении это выглядит следующим образом: с 2,9 ± 0,5 до 1,3 ± 0,2 эпизода в сутки в основной группе и с 3,0 ± 0,6 до 1,9 ± 0,3 — в контрольной.

Положительная корреляционная связь между клинической стабилизацией пациентов основной группы и уменьшением количества эпизодов депрессии сегментов ST подтверждает положительное влияние препарата на функционирование миокарда в условиях гипоксии.

Анализ глубины депрессии сегмента ST к концу лечения показал, что в основной группе она уменьшилась с 2,4 ± 0,1 до 0,9 ± 0,2, в контрольной — с 2,3 ± 0,2 до 1,5 ± 0,2 мм. Эти данные также подтверждают положительное влияние Актовегина на течение ишемического процесса.

Влияние препарата на толерантность больных к физической нагрузке до и после лечения представлено на рис. 1, 2.

При изучении параметров внутрисердечной гемодинамики выявлено, что у 80,2 % под влиянием Актовегина уменьшился конечно-диастолический размер с 51,52 ± 1,07 до 48,92 ± 1,03 мм (в контрольной — с 52,32 ± 1,67 до 50,91 ± 1,82 мм), увеличилась фракция выброса (ФВ) с 56,1 ± 1,8 до 62,12 ± 1,2 % (в контрольной — с 55,1 ± 1,9 до 60,1 ± 1,3 %). Необходимо отметить, что у 19,8 % больных, несмотря на значимое клиническое улучшение и повышение толерантности к физической нагрузке, параметры внутрисердечной гемодинамики не изменились. Аналогичные данные получены и у пациентов контрольной группы. По всей видимости, это связано с тяжелым ишемическим процессом в миокарде.

В то же время нами обнаружено, что наиболее значимые сдвиги в центральной гемодинамике, особенно ФВ, произошли у пациентов с исходно низкими показателями ФВ. Так, у 12 % больных основной группы фракция выброса возросла с 43,1 ± 1,12 до 59,4 ± 1,0 % после лечения. Подобной картины у больных контрольной группы мы не наблюдали (соответственно 44,1 ± 1,3 и 49,12 ± 3,3 %).

Таким образом, клинические наблюдения за пациентами с нестабильной стенокардией показали, что включение в стандартную терапию метаболического препарата Актовегин у подавляющего большинства больных приводит к улучшению клинического состояния, что выражается в уменьшении количества ангинозных приступов, уменьшении дозы принимаемых нитратов, восстановлении их эффективности.

Вместе с тем на фоне терапии Актовегином не наблюдается синдрома обкрадывания в связи с отсутствием у препарата прямого вазоактивного действия. Это крайне важно, в особенности у пациентов с сопутствующим атеросклерозом сосудов головного мозга.

Полученные положительные клинические данные коррелируют с повышением толерантности к физической нагрузке и увеличением времени возникновения ангинозных болей при проведении ВЭМ-пробы. Одновременно увеличивается фракция выброса, уменьшается диастолическая перегрузка.

Наиболее значимые результаты получены при лечении больных с низкой фракцией выброса и большим конечно-диастолическим размером левого желудочка.

Все вышеизложенное позволяет рекомендовать препараты метаболической направленности, и в частности Актовегин, для лечения больных с проявлениями острого коронарного синдрома.


Список литературы

1. Деримедведь Л.В. Антиоксиданты в кардиологии // Провизор. — 1998. — № 13. — С. 13-18.

2. Неведов И.В. Место антиоксидантов в терапии пожилых больных с ИБС // Рос. мед. журн. — 2001. — № 9 (418). — С. 11-62.

3. Коган А.Х. Свободнорадикальные механизмы патогенеза ишемии миокарда // Патофизиология. — 1992. — № 2. — С. 5-15.

4. Никонов В.В. Избранные клинические лекции. — 2005. — С. 4-15.

5. Бояринов А.П. Метаболические эффекты актовегина в условиях гипоксии. Аспекты клинического применения // Кардиология Сибири. — 2005. — № 10. — С. 33-36. 


Вернуться к номеру