



Сучасні академічні знання у практиці лікаря загальної практики - сімейного лікаря
UkraineNeuroGlobal
UkraineCardioGlobal
Сучасні тренди діагностики і лікування в стоматології
Актуальні інфекційні захворювання
Травма та її наслідки
UkraineOncoGlobal
Всесвітній день боротьби із запальними захворюваннями кишечника
день перший
день другий
UkrainePediatricGlobal
Національна школа терапевтів України
день перший
день другий
день третій
Жінка та війна: формули виживання
Коморбідний ендокринологічний пацієнт
Журнал "Медицина невідкладних станів" 4 (75) 2016
Повернутися до номеру
Перинатальное гипоксическое поражение центральной нервной системы и перспективы диагностики
Автори: Постернак Д.Г.
ГУ «Луганский государственный медицинский университет», г. Рубежное, Луганская область, Украина
Розділи: Медичні форуми
Версія для друку
Цель: определить генетические маркеры апоптоза (p53 и Вcl-2) у новорожденных детей с перинатальным гипоксическим поражением ЦНС средней и тяжелой степени.
Материалы и методы. 24 новорожденных с перинатальным гипоксическим поражением ЦНС средней и тяжелой степени. Гестационный возраст — 36–41 неделя. Контрольная группа — 20 здоровых доношенных детей. Тяжесть поражения ЦНС определяли, используя анамнез заболевания, шкалу Апгар, клинические критерии, классификацию неврологического статуса по Н.П. Шабалову, нейросонографию в В-режиме и эходопплероскопию сосудов головного мозга. Этапы исследования — 1-е, 3-и и 7-е сутки.
Результаты и обсуждение. У новорожденных с перинатальным гипоксическим поражением ЦНС средней и тяжелой степени на 3-и сутки регистрировалось увеличение явлений апоптоза. Это совпадало с ухудшением неврологического статуса. Допплерографически проявлялось снижением систолического компонента при уменьшении диастолической составляющей спектрограммы мозгового кровотока. Нейросонографически — полнокровие тканей и периваскулярный отек. Прогрессирующий отек мозга приводил к сдавливанию церебральных сосудов. Увеличивались исследуемые маркеры апоптоза: p53 возрастал в 16 раз по сравнению с контрольной группой, а Bcl-2 — на 11,4 нг/мл по сравнению с предыдущим этапом. На 7-й день, несмотря на тенденцию к снижению и возвращению маркеров апоптоза к первоначальному уровню, нейросонографически — прогрессирование отека тканей головного мозга (повышение эхоплотности, уменьшение просвета желудочков, сглаживание рельефа извилин), расширение субарахноидального пространства.
Выводы. Однонаправленная экспрессия Bcl-2 и р53 в исследуемой группе свидетельствует о компенсаторных механизмах экспрессии Bcl-2, направленной на супрессию апоптоза при гипоксическом поражении ЦНС.