Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 2(233) 2008

Вернуться к номеру

Венозный тромбоз и легочная эмболия свидетельствуют о высоком риске инфаркта миокарда и инсульта: результаты крупного популяционного исследования

Венозный тромбоз и эмболия и артериальный тромбоз традиционно рассматриваются как отдельные процессы, поскольку в первом случае тромб состоит в основном из фибрина, в то время как во втором основное значение придают тромбоцитарному звену гемостаза. Вместе с тем появляются эпидемиологические свидетельства большей распространенности бессимптомного атеросклеротического поражения сонных артерий и кальцификации сосудов сердца у больных, перенесших эпизод венозного тромбоза или легочной эмболии, который возник без видимой причины. В ряде исследований отмечено, что у больных, перенесших венозный тромбоз или эмболию, в последующем повышен риск сердечно-сосудистых осложнений. Однако изучение было проведено на небольшом числе больных, а связь между неинвазивными признаками атеросклероза и венозными тромбозами выявлялась не во всех исследованиях. Для получения более надежной информации было выполнено крупное эпидемиологическое исследование.

Для анализа использовался Национальный регистр больных Дании, в котором с 1977 года аккумулируется информация практически обо всех больных (99,4 %), выписавшихся из стационаров, оказывающих непсихиатрическую неотложную помощь. С 1994 года в него включается также информация об амбулаторных визитах. В этой базе данных были отобраны больные старше 40 лет, выписавшиеся с 1980 по 2005 гг. с впервые установленным диагнозом тромбоза глубоких вен нижних конечностей и/или легочной эмболии, не имевшие указаний на наличие сердечно-сосудистого заболевания. На каждого подобного больного в Регистрационной системе граждан Дании случайным образом были отобраны по 5 человек для контрольной группы, сопоставимых по полу, возрасту и области проживания. В качестве исходов учитывались госпитализации с острым инфарктом миокарда или инсультом. Наблюдение осуществлялось до возникновения одного из указанных событий, смерти, эмиграции или истечения срока в 20 лет.

В анализ были включены 25 199 больных с тромбозом глубоких вен нижних конечностей, 16 925 больных с легочной эмболией и 163 566 граждан Дании, составивших контрольную группу. Случаи венозного тромбоза и/или легочной эмболии, возникшие у беременных, больных раком, а также выписавшихся с диагнозом перелома или другой травмы или перенесших в стационаре хирургическое вмешательство, расценивались как спровоцированные. Остальные случаи венозного тромбоза и/или легочной эмболии считали возникшими без видимой причины (неспровоцированными).

У больных, выписавшихся из стационара после тромбоза глубоких вен нижних конечностей, в последующий год риск развития инфаркта миокарда, рассчитанный с учетом различий по полу, возрасту и году включения в исследование, составил 1,6 (95 % границы доверительного интервала (ДИ) 1,35–1,91), инсульта — 2,19 (95% ДИ 1,85–2,6). Со 2-го по 20-й год наблюдения риск указанных неблагоприятных исходов составил 1,18 (95% ДИ 1,11–1,26) и 1,31 (95% ДИ 1,23–1,39) соответственно.

У больных, выписавшихся из стационара с диагнозом легочной эмболии, в последующий год риск возникновения инфаркта миокарда, рассчитанный с учетом различий по полу, возрасту и году включения в исследование, составил 2,6 (95% ДИ 2,14–3,14), инсульта — 2,93 (95% ДИ 2,34–3,66). Со 2-го по 20-й год наблюдения риск указанных неблагоприятных исходов составил 1,32 (95% ДИ 1,21–1,43) и 1,29 (95% ДИ 1,18–1,40) соответственно.

Аналогичная закономерность отмечена при учете случаев спровоцированного и неспровоцированного венозного тромбоза и легочной эмболии, а также последующих госпитализаций с диагнозом ишемического инсульта.

Авторы пришли к заключению, что после эпизода венозного тромбоза или легочной эмболии на протяжении длительного времени существенно повышен риск артериальных сердечно-сосудистых осложнений. Очевидно также, что полученный результат касается больных старше 40 лет. Причины выявленной взаимосвязи пока не ясны. Среди гипотез — общность факторов риска возникновения венозного тромбоза и прогрессирования атеросклероза (в частности, ожирение, курение, артериальная гипертензия, сахарный диабет), а также механизмов тромбообразования (в частности, изменения системы гемостаза, способствующие тромбообразованию, описанные при атеросклерозе, различных тромбофилиях, острой инфекции). Следует учитывать и ограничения проведенного популяционного исследования: отбор участников и суждение об исходах по диагнозам, занесенным в административную базу данных и установленным при выписке из стационара или на амбулаторном приеме, отсутствие более детальных сведений о больных, обстоятельствах возникновения тромботических осложнений и лечении. Очевидна также условность выделения групп спровоцированного и неспровоцированного венозного тромбоза. Соответственно, необходимо дальнейшее изучение как самой закономерности, так и связанных с ней особенностей лечения больных, перенесших венозный тромбоз или легочную эмболию.



Вернуться к номеру