Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 1 (600) 2017

Вернуться к номеру

Этюды истории классической неврологиии

Авторы: Сиделковский Алексей Леонович
директор клиники современной неврологии «Аксимед», кандидат медицинских наук, врач-невролог высшей категории
Догузов Василий Дмитриевич
заведующий научно-методическим отделом Национального музея медицины Украины МЗ Украины, координатор EAMHMS по Центральной и Восточной Европе

Разделы: История медицины

Версия для печати

Статья опубликована на с. 26-31 (Укр.)

 

Продолжение. Начало в № 13, 2016

Предисловие
Авторы книги «Этюды истории классической неврологии» –Сиделковский А.Л. — директор клиники современной неврологии «Аксимед» и Догузов В.Д. — заведующий научно-методическим отделом Национального музея медицины Украины решили приоткрыть занавес уникальной книги, посвященной истории молодой науки с древними корнями — неврологии. Данное издание позволяет проследить основные ветви развития этой отрасли медицины, преемственность и взаимопроникновение научных школ и направлений.
Биографические и исторические эссе в сочетании с уникальным иллюстративным материалом и нередко малоизвестными историческими фактами позволяют читателю заглянуть в увлекательную историю изучения нервной системы.
Берлинский университет Фридриха Вильгельма (им. Гумбольдта)
Старейший из университетов Берлина, инициатором создания которого был Вильгельм фон Гумбольдт, выдающийся немецкий философ, лингвист и дипломат. С 1828 года университет носил имя прусского короля Фридриха Вильгельма III. Размещенный в бывшем дворце принца Генриха, университет в числе слушателей сразу принял 117 студентов Медико-хирургического института, составивших осенью 1810 года основную массу первого набора.
Учеными университета вполне реализован принцип Гумбольдта, гласивший, что университет должен быть не более высокой ступенью школы, а местом для свободной и самостоятельной деятельности в науке. Это подтверждается и количеством нобелевских лауреатов, чья деятельность была связана с ним, и именами многих других ученых, пусть не столь титулованных, но без которых трудно представить историю науки. Среди ярких имен медико-биологического направления были Иоганн Петер Мюллер, открыватель ряда нервных узлов и один из основателей онкологии, Рудольф Вирхов, один из создателей клеточной теории и всесторонне одаренный ученый, известный также своими работами по анатомии нервной системы, и Роберт Кох, признанный триумфатор в деле успешного поиска возбудителей туберкулеза, холеры и сибирской язвы.
Целый ряд передовых клиник Берлина стали клиническими базами для медицинского факультета университета. Первое место в этом ряду занимает знаменитая Шарите, которая на сто лет старше, чем сам университет.
Имя отца-основателя было присвоено университету в 1949 году, таким образом, ныне это Берлинский университет им. Гумбольдта.
Теодор Шванн (1810–1882)
Один из известнейших гистологов и физиологов в истории биологии и медицины, ученик Иоганна Петера Мюллера. В диссертации, выполненной под его руководством, Теодор Шванн показал важную роль кислорода в развитии куриного эмбриона. После учебы в Кельне, Вюрцбурге, Бонне и Берлинском университете Шванн работал в Бельгии (в Льеже и Лувене), где в качестве профессора преподавал анатомию и физиологию.
Основной заслугой ученого считается вклад в развитие клеточной теории. К исследованиям в этой области он обратился под влиянием наблюдений Матиаса Шлейдена о строении растений.
Несмотря на тот факт, что Шлейден первым «визуально» заметил особенности микроскопической структуры растительных тканей, многие исследователи считают, что именно Шванн сделал правильные выводы как из его, так и из своих собственных наблюдений и создал фундамент учения, называемого клеточной теорией. После обработки огромного количества образцов вышли три его статьи с предварительными результатами о строении тканей живых организмов. А в 1839, через два года после начала работы в этом направлении, Шванн публикует свой основной труд «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений». Здесь уже были сформулированы важнейшие постулаты клеточной теории: животные и растительные организмы состоят из особых ячеек, называемых клетками, важнейшей частью этих клеток была названа оболочка, а постоянным элементом — ядро. В 1847 появился английский перевод этого труда, сразу привлекший большое внимание. Теория Шванна была принята, несмотря на ошибки, допущенные им в том, что касается формирования и репродукции клеток.
Они были впоследствии исправлены Рудольфом Вирховом, ставшим еще одним отцом клеточной теории. Шванном были изучены и стадии развития клеток, ему также принадлежит честь установления роли пепсина как пищеварительного фермента. В области гистологии отмечены такие заслуги профессора, как исследования тонкого строения кровеносных сосудов и гладких мышц, ткани ногтей и зубной эмали.
Им же был выведен закон сокращения мышц, гласящий, что сила мышцы увеличивается пропорционально уменьшению сокращения этой мышцы. Для неврологов же особое значение имеет факт открытия им шванновской оболочки нервного волокна, или же неврилеммы, состоящей, в свою очередь, из леммоцитов, или шванновских клеток. Успехи Теодора Шванна были широко признаны еще при жизни, а его теория была развита многочисленными последователями и поныне считается одним из величайших достижений человека в изучении живой природы.
«Однажды, когда я обедал с г. Шлейденом, этот знаменитый ботаник указал мне на важную роль, которую ядро играет в развитии растительных клеток. Я тут же вспомнил, что видел подобный же орган в клетках спинной струны…» Из воспоминаний Т. Шванна.
Мориц Генрих Ромберг (1795–1873)
Один из крупнейших европейских медиков первой половины XIX века. Уроженец Саксонии, Мориц Генрих Ромберг изучал медицину в Берлине, свою диссертацию он посвятил проблеме рахита. Затем практиковал в Вене, где большое влияние на него оказал его друг Иоганн Петер Франк, один из основателей социальной гигиены, также изучавший заболевания спинного мозга.
По возвращении в Берлин три десятка лет Ромберг посвятил лечению неимущих больных. Параллельно, начиная с 1830‑х годов, преподавал в университете пропедевтическую клинику с демонстрацией физических методов обследования больных. Став профессором (1838), вел сначала поликлинику, затем — частную патологию и терапию.
Признак расстройства статической координации, впоследствии названный симптомом Ромберга, впервые был описан автором в 1837 году как характерный для диагностики спинной сухотки.
В опытах на животных доказал, что продолжительное и сильное раздражение периферических нервов электрическим током приводит к быстрому расстройству соответствующих нервных центров.
Ромберг не был первым, кто описал гемиатрофию лица, но именно он, через тридцать лет после англичанина Галиба Парри, дал детальное описание ее симптоматики, после чего укоренился термин «синдром Парри — Ромберга». Ученый также сделал ряд переводов медицинской литературы с английского для немецких читателей.
Широко известны работы Ромберга о мозговых кровоизлияниях и параличе дыхания, а его учебник нервных болезней имел огромную популярность, многократно переводился и издавался даже через десятки лет после смерти ученого.
Большую роль в сохранении и издании наследия великого невропатолога сыграл его племянник, терапевт и педиатр Эдуард Генох, также профессор Берлинского университета. Он был директором детской клиники в Шарите, его имя вошло в название геморрагического васкулита — болезнь Шенлейна — Геноха.
Густав Теодор Фритч (1838–1927)
В 1900 году офис главного хирурга США объявил Густава Теодора Фритча умершим еще в 1891 году. Но тот не только был жив, но и прожил еще 27 лет своей яркой и разнообразной жизни.
Родился он в прусском Коттбусе, в семье чиновника и дочери крупного промышленника. В 19 лет юноша начал изучать в Берлине физиологию у Иоганна Мюллера. Почетную воинскую повинность Фритч отбывал в гвардейском полку. В 1862 году он стал доктором медицины, но вскоре на три года за свой счет отправился в Южную Африку с антропологическими и географическими исследованиями. По возвращении участвовал в Австро-прусской войне, после чего в Берлине стал ассистентом Карла Рейхерта в Анатомическом институте, продолжал путешествия. После этого в короткие сроки вышли книга об Африке, тезисы работы на должность доцента и совместная работа Фритча и Эдуарда Гитцига. Им и принадлежит пальма первенства в установлении факта раздражимости клеток головного мозга электрическим током.
Их опыты 1870 года по раздражению и удалению участков мозга доказали наличие двигательных центров в коре головного мозга, что привело к быстрому прогрессу топической диагностики неврологических заболеваний. Эти же опыты поставили под сомнение тезис о том, что причина эпилептических приступов — в продолговатом мозге.
Впоследствии Фритч в рамках Берлинской академии наук сотрудничал с Эмилем Дюбуа   Реймоном, Рудольфом Вирховом и Генрихом Вальдейером. Прекрасный фотограф, он предпринял еще ряд экспедиций, получив ценные данные по анатомии и зоологии, в частности по электрическим рыбам, особенностям различных рас, собрал огромный антропологический материал. Лекции читал до 1921 года.
Йенский университет
С относительно небольшим, стотысячным тюрингским городом Йеной прочно ассоциируются два названия, не нуждающиеся в рекламе: фирма оптики «Карл-Цейс-Йена» и Йенский университет. Они имеют прямую связь между собой: Цейс, основатель знаменитой оптической мастерской, был слушателем университета, а свои наиболее популярные модели микроскопов он создал после начала работы с физиком Эрнстом Аббе, преподававшим там же.
Корни университета уходят в XVI век, когда курфюрст Саксонии Иоганн-Фридрих Великодушный задумал создание высшей школы для подготовки протестантских священников и учителей. Его дети реализовали эту идею, поддержанную затем императором Фердинандом I Габсбургом.
С деятельностью университета связаны имена таких мыслителей, как Гете, Шиллер, Гегель, Фихте, формировавших духовный ландшафт далеко за пределами маленького немецкого городка. В то же время до сегодняшнего дня Йенский университет знаменит и как один из ведущих центров преподавания и изучения медицины и фармации, располагающий прекрасной инфраструктурой: анатомическим музеем, ботаническим садом, многочисленными лабораториями, клиниками и крупнейшей коллекцией образцов микроорганизмов в Германии.
На медицинском факультете преподавали такие известные в науке личности, как хирург, ботаник и фармацевт Георг Ведель, анатом Юстус Лодер, невропатолог и психиатр Отто Бинсвангер — один из авторитетнейших исследователей церебрального атеросклероза и эпилепсии своего времени.
Следует также добавить, что Йенский университет, с 1934 года носящий имя Фридриха Шиллера, имеет на своем счету уже шесть нобелевских лауреатов.
Матиас Шлейден (1804–1881)
Немецкий ботаник Матиас Якоб Шлейден был одним из первых, кто, пусть и с ошибками,  указал на ключевую роль ядра клетки в появлении новых клеток, что ставит его в один ряд с Теодором Шванном и Рудольфом Вирховом, развившими клеточную теорию и уточнившими ее положения. 
Уроженец Гамбурга, сначала он получил образование в области права и даже некоторое время работал адвокатом. В 1831 Шлейден резко меняет направление своей деятельности и приступает к изучению медицины и естественных наук. В период с 1840 года и на протяжении более двадцати лет он был профессором ботаники в Йенском университете.
Работы Шлейдена в области ботаники имели большой вес в научном сообществе. Его «Основы ботаники» (1842-1844) вообще считаются фундаментом для научной ботаники в целом, трудом, предопределившим направление научного поиска на много десятилетий вперед. В этой книге ученый подчеркивает важность изучения истории развития форм и органов растений, необходимость применения научного индуктивного метода в ботанике, так, как это делается в физике и химии. Вместе с немецко-швейцарским ботаником Карлом фон Негели он также издавал «Журнал научной ботаники», популяризировавший эти подходы в научной среде.
В вопросе об образовании новых клеток Шлейден ошибочно считал, что сначала в бесструктурной массе появляются зернышки, которые он называл слизью, затем эта слизь конденсируется с образованием ядрышек, вокруг которых создается оболочка, и так образуется новая клетка. Для обозначения ядра ученый прибегнул к термину «цитобласт». Тем не менее его теория привлекла внимание многих исследователей к изучению строения клеток растений и животных, что вылилось в итоге в гораздо более верные выводы.
Короткий период активной работы Матиаса Шлейдена был связан с Дерптским университетом, после чего он жил преимущественно в Дрездене и Висбадене, занимался литературной деятельностью, писал стихи и научно-популярные труды. Среди них, написанных в разное время, приобрели известность и были переведены на многие языки книги «Море», «Дерево и лес», «Этюды», «Растение и его жизнь».
В последние годы своей жизни профессор также подготовил ряд изданий по истории науки и истории еврейского народа.
Университет Бреслау (Вроцлавский университет)
Историческая область Силезия, столицей которой ныне является польский город Вроцлав, до 1945‑го — немецкий Бреслау, за свою историю неоднократно переходила от одного владетеля к другому. Каждый период накладывал свой отпечаток как на архитектурный облик, так и на развитие культуры и образования.
Подобно многим другим, университет Бреслау был создан на основе иезуитской школы. Открытый в 1702 году под именем Академия Леопольдина, он имел лишь теологическое направление преподавания. В 1811 году, после слияния с университетом Виадрина из города Франкфурт-на-Одере, в Бреслау появился и медицинский факультет. Первое время ему крайне не хватало помещений, занятия происходили в бывшем госпитальном анатомическом театре. Действовало пять кафедр: анатомии, физиологии, внутренней медицины, акушерства и хирургии. Усилиями нескольких поколений ученых-медиков как немецкого, так и польского происхождения факультет стал в один ряд со многими признанными научно-образовательными центрами. С его деятельностью связаны имена хирурга Яна Микулича-Радецкого, физиолога Яна Эвангелиста Пуркинье, психиатра Карла Бонхоффера, неврологов Карла Вернике, Виктора фон Вайцзеккера и Отфрида Ферстера.
В 1945 году, в конце Второй мировой, Бреслау был объявлен нацистами городом-крепостью, а университет эвакуирован в Дрезден. Город был уничтожен на 75  %, неврологическая и психиатрическая клиники — практически полностью. После войны, когда город вновь стал польским, значительную роль в восстановлении медицинского факультета в объединенном университете и Политехнике сыграли и львовские профессора Университета Яна-Казимира, вынужденные покинуть свой город.
В ходе ряда реформ в 1950 году появилась отдельная Медицинская академия. В 2012 году она была преобразована во Вроцлавский медицинский университет имени Силезских Пястов. Это динамично развивающийся вуз, популярный как среди польских, так и среди иностранных студентов.
Карл Вернике (1848–1905)
Научное наследие немецкого невролога и психиатра Карла Вернике достаточно обширно и включает в себя работы по изучению локализации функций в различных участках мозга, нейролингвистике, диагностике и симптоматике ряда неврологических расстройств, классификации психических заболеваний.
Родился он в Верхней Силезии, на тот момент части Пруссии. По окончании гимназии поступил на медицинский факультет университета Бреслау, где большое влияние на него оказал Генрих Нойманн, работавший на базе Госпиталя Всех Святых. Также большая роль в становлении ученого принадлежит австрийско-немецкому психиатру и невропатологу Теодору Мейнерту, у которого в венской клинике молодой врач проработал полгода вместе с Нойманном. Уважение к Мейнерту и память о нем как о своем учителе Вернике сохранил на долгие годы. Около двух лет после учебы в Бреслау и Берлине он работал в берлинской клинике Шарите под руководством Карла Вестфаля. Полученный опыт дал возможность открыть свою частную практику в Берлине, которую Вернике оставил лишь через семь лет, приняв в 1885 году предложение стать адъюнкт-профессором неврологии и психиатрии в Бреслау, где и протекал наиболее плодотворный и длительный период его работы.
История гибели Карла Вернике связана с трагической случайностью. В 1905 году во время велосипедной прогулки по лесу он упал, получив тяжелые травмы, приведшие к скорой и ранней смерти ученого.
Вернике первый описал сенсорную афазию и выделил сенсорный центр речи (1874), названные его именем (афазия Вернике и центр Вернике). Впоследствии на основании его работ и трудов Поля Брока сформировалось целое учение о локализации функций в коре головного мозга, в частности центров, ответственных за речь.
Особенно следует отметить, что Вернике придерживался пути поиска патологоанатомического субстрата психических заболеваний. Ученому принадлежит описание характерной походки и положения больного в постели при  центральном параличе (поза Вернике — Манна), клинической картины острого верхнего геморрагического полиэнцефалита (энцефалопатия Вернике). Не остался без его внимания и тот факт, что инфаркт мозга может вызывать размягчение тканей даже при не полностью закупоренной артерии.
В клинической неврологии и психиатрии сохранились такие термины, как «синдром Вернике — Корсакова», «псевдодеменция Вернике», «пресбиофрения Вернике» и другие.
Продолжение в следующем номере...


Вернуться к номеру