Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

"News of medicine and pharmacy" 16 (635) 2017

Back to issue

Парацельс — выдающийся ученый и врач эпохи Возрождения

Authors: Никберг И.И., доктор медицинских наук, профессор, член Международной академии экологии и здоровья человека, член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ)

Sections: Нistory of medicine

print version

В исторической памяти человечества Средневековье навсегда сохранилось как сложная, драматическая и противоречивая эпоха. Присущие ей жестокость, религиозные междоусобицы, крестовые походы, антисанитария, эпидемии, ужасы инквизиции сочетались с яркими примерами жизни, плодотворной деятельности и гуманизма выдающихся личностей — медиков, философов, скульпторов, живописцев, литераторов, мореплавателей и др. К их числу относится и живший в эпоху позднего Средневековья уроженец Швейцарии Филипп Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (нем. Philippi Theophrasti Bombast von Hohenheim), более известный под именем Парацельс (от сочетания имени классика медицины Цельса с греко-латинским термином «пара» — рядом, около, равный), подчеркивающим его высокий научный и врачебный авторитет. Парацельс справедливо считается одним из крупнейших ученых и медиков эпохи Возрождения, имя его заслуженно упоминается в одном ряду с именами А. Везалия, Н. Коперника, Леонардо да Винчи, Д. Фракасторо, Г. Галилея, Д. Бруно, Э. Роттердамского и других выдающихся личностей этой эпохи. Будущий светоч медицины родился 10 ноября 1493 г. в скромной семье обедневшего потомственного дворянина, врача в деревне Айзидельн вблизи крупного швейцарского города Цюриха Вильгельма Бомбаста фон Гогенгейма. О детских и юношеских годах Парацельса сохранились разноречивые сведения. Большинство его биографов характеризует эти годы как проходившие в семье, испытывавшей различные бытовые лишения. С момента рождения и в последующие годы он отличался физическими отклонениями — несоразмерно крупная голова, небольшой горб, хилое тело, тонкие ноги. Считают, что в раннем детстве вне дома он подвергся и насильственному оскоплению, столк–нувшись с проходившим бандитом. Ему была присуща неопрятность, он редко менял одежду и обувь, рано полысел, у него не росли борода и усы. Однако умственно он развивался нормально, отличался интересом к учебе, стремлением к получению разнообразных познаний, чтению научной литературы, высоким интеллектом. В детские годы основным его учителем (в т.ч. по медицине) был высокоэрудированный отец, обладавший большой библиотекой. Вспоминая эти годы, Парацельс писал: «В детстве меня не поили медом, не кормили финиками и мягким пшеничным хлебом. Я пил молоко и ел сыр и хлеб из грубой муки. Я грубый человек, выросший в сосновых лесах и, возможно, получивший в наследство их иголки. Я вошел в храм знания не через парадную дверь, а через дверь природы. Ее свет, а не аптекарский фонарь освещал мой путь»
Становление и признание Парацельса как медика и ученого были очень сложными. В 16 лет он покидает родной дом, начиная свои многолетние скитания. Образование он продолжает в Вюрцбурге у известного алхимика, теолога и астролога Иоганна Тритемия (Johannes Tritheim). Далее — учеба в Италии (университет в г. Феррара), где он получает университетский диплом и степень доктора медицины. Первым городом, куда в 1524 году он приехал и в котором начал свою самостоятельную врачебную деятельность, стал Зальцбург, где он прожил почти два года. Уже тогда у него не сложились доброжелательные отношения со знатными горожанами и коллегами, и ему пришлось покинуть этот город. После него он побывал в Страсбурге, Цюрихе в Баден-Бадене, о целебных источниках которого впоследствии неоднократно положительно отзывался. По рекомендации и протекции своих благодарных пациентов, влиятельного книгоиздателя И. Фробена и Эразма Роттердамского, в 1527 году получил должность городского врача Базеля и был назначен профессором Базельского университета, в котором читал медицину, физику и химию. Вопреки университетской традиции свои лекции он читал не на латыни, а на общедоступном немецком языке. Он решительно отверг ортодоксальное повторение известных постулатов Гиппократа, Галена, Авиценны, Маймонида и других
своих именитых предшественников и широко использовал в своих лекциях личный врачебный опыт и общенаучные и философские познания. Вопреки злонамеренным обвинениям со стороны медицинского сообщества Базеля Парацельс вовсе не отвергал учений классиков медицины античных времен и раннего Средневековья. Он лишь предостерегал от формального следования их рекомендациям и призывал к критическому и осмысленному их пересмотру. При этом он допускал вызывавшие осуждение пренебрежительные высказывания в адрес классиков медицины (дело дошло до публичного сожжения им некоторых их книг). В результате у него сложились конфликтные отношения со многими преподавателями, практикующими врачами и аптекарями Базеля, и, утратив поддержку городских властей, он вынужден был покинуть город. Следует признать, что не только в Базеле, но и в других городах, в которых он пытался обосноваться (Нюрнберг, Страсбург и др.), отношение к нему местных врачей, аптекарей, влиятельных католиков в основном было недоброжелательным. Их раздражала критика Парацельсом догматизма классиков медицины, преподавание на немецком языке, присущая ему несдержанность, грубость, распространенная молва о нем как о грубияне и задире. Аптекари боялись его упреков за неоправданно высокие цены и неэффективность некоторых продаваемых лекарств. И параллельно с верой и преклонением перед его врачебным искусством студентов и простого народа противники Парацельса усиленно распространяли о нем молву как о шарлатане и самозванце. Это нередко приводило к решениям городских властей о его изгнании и принудило ученого к длительным годам странствий. Он посетил различные страны и города (Скандинавские страны, Пруссию, Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, Италию, Прибалтику, Венгрию, Константинополь и ряд других. Имеются сведения о том, что Парацельс побывал и в Московии, Индии, в плену у татар и др.). В своих воспоминаниях он пишет: «Меня изгнали из Литвы, затем из Пруссии и, наконец, из Польши. Я не пробудил симпатии к себе в Нидерландах, не пришелся ко двору в университетах, я не нравился никому, кроме своих больных». В годы странствий Парацельс занимался диагностикой и лечением обращавшихся к нему многочисленных больных из различных социальных слоев общества (есть указания на то, что бедняков он лечил бесплатно), занимался астрологическими наблюдениями, проводил алхимические опыты, много писал. При этом он охотно контактировал со многими людьми, у которых перенимал и критически осмысливал их «медицинский» опыт, — сельскими целителями, повивальными бабками, цирюльниками, травниками, алхимиками, местными врачами и др.
Первоисточником его стремлений к овладению философскими, алхимическими, оккультными знаниями было стремление использовать их для понимания взаимодействия личности и здоровья человека с природными и другими воздействиями космоса и других элементов окружающей среды. Организм человека («микрокосмос») он рассматривал в неразрывной связи с «макрокосмосом». Человек, по убеждению Парацельса, является микрокосмосом, тесно связанным с макрокосмосом Вселенной, который и создал человека. При этом Парацельс не отрицал возможную роль Всевышнего в этом процессе. Врачебная деятельность и занятие науками убедили Парацельса в том, что жизнь и здоровье человека во многом зависят от влияния космических факторов (Солнце, Луна, взаиморасположение планет и др.), что позволяет характеризовать его и как основоположника получившей признание и современный статус медицинской космобиологии. Одним из выводов Парацельса из теории о связи макро- и микрокосмоса стало убеждение в зависимости каждого органа человека от космических элементов (сердца — от Солнца, мозга — от Луны, почек — от Венеры, печени — от Юпитера и др.). Такую зависимость следует учитывать и во влиянии планетарных воздействий на растения, используя которые
можно целенаправленно влиять на заболевания различных органов. Убежденный в том, что врач должен знать не только анатомию человеческого тела и его функции, но также строение звездного неба, свойства звезд и время восхода и соединения планет, Парацельс считал, что знание основ астрологии непременно должно быть элементом системы медицинского образования. Парацельс был активным проповедником роли химических веществ в жизнедеятельности организма, рассматривая такую жизнедеятельность в норме и патологии как результат взаимодействия химических элементов, а заболевания — как следствие недостатка или избытка этих элементов и нарушения их нормального взаимодействия. Он подчеркивал, что «живые организмы состоят из химических веществ, как и другие тела природы. Когда человек здоров — эти вещества находятся в природном равновесии друг с другом. Болезнь есть результат преобладания или, наоборот, недостатка тех или иных химических веществ». В этой же плоскости одной из главных задач алхимиков он считал не поиски драгоценных металлов, а создание лекарств: «Настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств!»
Многочисленные ученики и последователи Парацельса полагали, что он владеет философским камнем (Lapis philosophorum) и применяет созданный им «золотой напиток» (aurum potabile) как все излечивающее средство, способное обеспечить долгожительство и омоложение. Оценивая роль Парацельса в использовании химических веществ, многие исследователи не без оснований считают его одним из основоположников химии как науки и создателем ятрохимии. А.И. Герцен называл его «первым профессором химии от сотворения мира». Круг научных интересов и практической деятельности Парацельса был энциклопедически многогранен. В него входили теоретическая медицина и практическое врачевание, критический пересмотр и коррекция идей античной медицины, натурфилософия, аптечное дело, общая химия и алхимия, ятрохимия и др. Не случайно исследователи творчества немецкого поэта И.-В. Гете связывают созданный им образ мечущегося мыслителя Фауста с Парацельсом. Обобщая свои наблюдения, Парацельс выделил 5 групп наиболее распространенных заболеваний: 1. Болезни, вызванные астральными влияниями, действующими на микрокосм и затем на тело человека (Ens Astrale). 2. Болезни, вызванные шлаками, ядовитыми веществами и внутренними закупорками (Ens Veneni). 3. Болезни, вызванные аномальным состоянием физиологических функций вследствие злоупотребления органами или вредных внешних воздействий (Ens Naturale). 4. Болезни, вызванные психологическими причинами, такими как желания, страсти и пороки, а также болезненным воображением (Ens Spirituali). 5. Болезни, в основе которых лежат духовные причины (склонности), созданные (в предыдущих жизнях) неподчинением божественному закону (карме). Более полный анализ схем и средств лечения Парацельсом множества различных заболеваний изложен в его произведениях и в специальных статьях. В рамках данной статьи упомянем лишь некоторые из них. Основываясь на своей оценке влияния вещества на организм в зависимости от дозы («Все есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным»), он задолго до С. Ганемана высказал мнение о возможности такого влияния гомеопатических доз лекарственных веществ, включая в их число экстракты и эликсиры, полученные из растений. Для лечения распространенного в те годы сифилиса Парацельс впервые предложил применять изготовленные им препараты ртути. Успех лечения ими во многом способствовал распространению его популярности и славы как выдающегося врача. Объяснив причины и течение болезней горняков силикоза и рака легких (шнеебергская легочная болезнь), Парацельс, по сути, стал основоположником профессиональной медицины. В сфере врачебного внимания и целебной практики Парацельса была практически вся известная в его время номенклатура терапевтических, хирургических и других заболеваний, в том числе сахарный диабет. Конечно, ни Парацельс, ни его предшественники не знали подлинных причин этого заболевания и высказывали разные предположения о них. Однако, в отличие от большинства других врачей, Парацельс фактически был первым, кто характеризовал клинику этого заболевания как затрагивающую весь организм, а не только функцию почек или иных отдельных органов. При этом, помимо диеты, Парацельс особое внимание уделял использованию при лечении диабета естественных растительных средств. В частности, известно, что он рекомендовал корень белоцветного морозника, измельченного вместе с яблоком. Видимо, не случайно  в фитотерапии сохранилось название применяемого при диабете средства «яблоко Парацельса». В последние годы в Украине был выращен один из сортов персика, получивший название «Парацельс». Некоторые травники до сих пор рекомендуют своим пациентам при диабете применять растительное средство на основе морозника. Сохранился оригинальный рецепт Парацельса по его изготовлению: «Взять корень морозника белоцветного, мелко его нарезать и начинить им яблоко, обязательно сорванное ночью. Утром на медленном огне испечь это яблоко, вынуть из него содержимое, которое затем превратить в порошок. Этот порошок нужно принимать по 2 г перед едой, особенно весной и осенью». Кроме диабета, целитель рекомендовал это средство для лечения душевных болезней, для оживления ткани, очищения крови и продления жизни. 
Значительное место в медицинской практике Парацельса занимали хирургические заболевания и травмы. На познания и умения Парацельса в этой сфере большое влияние оказал его опыт, приобретенный при участии в ряде военных действий в Европе в качестве полевого врача. Он первым обратил внимание на серный эфир, применив его в качестве наркотизирующего (обезболивающего) вещества. Несмотря на добровольное участие в этих войнах, Парацельс был убежденным пацифистом и пропагандировал это в общении с другими людьми. Он проявил самоотверженность, бесстрашие и гуманизм, не только добровольно работая в военно-полевых условиях, но и, несмотря на риск заражения, оказывая помощь больным в период эпидемии чумы в г. Штерцинге. Не отрицая этиологическую роль других факторов, Парацельс неоднократно указывал на роль психики в возникновении соматических болезней («Все болезни, за исключением механических повреждений, происходят от упадка духа»). Следуя представлениям алхимиков, в качестве ведущих химических веществ он называл золото, ртуть, свинец и серу. С этими и другими веществами Парацельс создал множество лекарственных средств и успешно применял их для лечения различных заболеваний. В их числе были болезни легких, сердца и сосудов, желудка и кишечника, печени, почек и мочевого пузыря, костей и суставов, травмы, психические расстройства и множество других. Рецептуру большего числа созданных им эффективных лекарственных средств Парацельс не оглашал. Она стала доступной лишь после его смерти, в публикациях его учеников. Приводим выдержку из книги Освальда Кролла «Basilica Chemica», касающуюся зенекстона (Zenexton): «Возьми около восемнадцати живых жаб, высуши их на солнце и воздухе и истолки. Добавь к ним более десяти других химических веществ (перечисляются). Смесь надо изготовить в то время, когда Луна находится в знаке Скорпиона. Сделанные из этой смеси таблетки и амулеты защищают владельца от чумы, колдовства, яда и дурных звездных влияний; он вытягивает яды из тела и полностью впитывает их». Но свидетельства о целительном успехе часто применявшегося Парацельсом зенекстона многими медиками — его современниками отвергались, его поносили как шарлатана. 
Значительное место в медицинской деятельности Парацельса занимало создание препаратов из смесей (сплавов) металлов. Наиболее известным из них является электрум (Electrum magicum). В его состав в разных пропорциях входили золото, серебро, медь, олово, свинец, ртуть и железо. Сложная и длительная процедура смешивания и обработки этих металлов осуществлялась в зависимости от взаиморасположения Луны, Марса, Сатурна и других планет. Парацельс неоднократно отмечал целебную силу различных амулетов, изготовленных из электрума. 
На мировоззрение и творчество Парацельса большое влияние оказывали оккультные науки и алхимия. Примером тому являются его представления (опыты?) о создании искусственного человека. В его трактате «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» так описывается возможный процесс появления человеческих существ (гомункулов) без естественных родителей: «Они могут вырасти, не будучи выношенными и рожденными женским организмом, а лишь посредством мастерства искусного алхимика. Если сперму, заключенную в плотно запечатанную бутыль, поместить в лошадиный навоз приблизительно на 40 дней и «намагнетизировать», она может начать жить и двигаться. По истечении этого времени субстанция приобретает форму и черты человеческого существа, однако будет прозрачной и бестелесной. Далее опыт продлевается еще на 40 недель. Если теперь его искусственно питать и держать в лошадином навозе при неизменной температуре, оно вырастет в человеческое дитя. Члены его будут развиты так же, как и у любого другого ребенка, рожденного женщиной, но будут намного меньше. Мы называем такое существо гомункулом, и его можно вырастить и воспитать, как и любого другого ребенка. Когда оно станет старше, приобретет разум и интеллект, то будет в состоянии само заботиться о себе. Это и есть одна из величайших тайн, и она, должно быть, останется таковой»
Соглашаясь с суждениями Авиценны, Маймонида и других своих великих предшественников, Парацельс подчеркивал связь здоровья человека и возникающих у него заболеваний с нарушениями гигиенических правил и образа жизни, неразумным питанием, вредными привычками. При этом он подчеркивал, что «природа — терпеливая мать, часто прощающая совершенные против нее грехи, хотя она и не может забыть их. Поэтому мы можем довериться ее целительным силам, и природа сможет восстановить то, что не было потеряно безвозвратно». В поле научных и практических интересов Парацельса был и вопрос о возможном продлении жизни человека. В этом вопросе, несмотря на увлечение алхимией, он очень сдержанно относился к бытовавшему увлечению созданием всемогущего «эликсира жизни». Исходя из доминировавшего в его мировоззрении убеждения в неразрывной связи человеческого организма с макрокосмосом и окружающей средой, он писал: «Дабы продлить течение жизни, мы должны попытаться искоренить все болезни и предотвратить все несчастья, кои могут быть вызваны возрастом, родом занятий или несчастными случаями. Нам следует защитить человека от всех дурных влияний, кои могут действовать на него в грудном возрасте, в детстве, юности, зрелости и старости, от вредных астральных воздействий, приходящих от звезд, заставить его избегать неумеренной еды и питья, переутомления тела и ума, чрезмерной радости и печали и умственного перевозбуждения любого рода. И использовать для этого средства, коими для этого снабжает нас природа».
Наследие Парацельса не ограничивается его выдающимся вкладом в медицину, химию и натурфилософию. Трудно сказать, что побудило и что позволило ему проявить себя в качестве предсказателя, пророка, автора книги «Оракулы». Вероятно, эта часть творчества Парацельса в значительной мере базировалась на его впечатлениях и сопоставлении истории и обычаев стран, в которых он побывал в период своих странствий. В числе его пророчеств есть и относящиеся к России. В них он предсказывает создание большого государства на территории Московии («Московия возвысится над всеми государствами») и его особую роль (миссию) в ХХI веке как спасителя всего человечества».
Преследовавшие Парацельса всю жизнь запреты на преподавательскую, научную и даже на врачебную деятельность обусловили его увлечение написанием и публикацией своих трудов. За редкими исключениями (почти два месяца в Санкт-Галлене, непродолжительное время в Нюрнберге, финишный этап жизни в Зальцбурге) свои записи он делает не в кабинетных условиях, а в период странствий, не снимая одежды и дорожной обу–ви, отдавая сну всего лишь несколько (3–5) часов. Следует учесть, что большая часть произведений Парацельса была напечатана уже после его смерти, на основе его автографов, записей и правки учеников. Считается, что всего по медицине, химии, философии и другим вопросам Парацельсом было написано от 200 до 400 (точных сведений нет) сочинений. При жизни Парацельса было издано всего несколько книг — «Парагранум» (1530), «Парамирум» (1532), «Большая хирургия», «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1533) и несколько других. Наиболее полное, 10-томное собрание сочинений Парацельса издано в 1589 г. в Базеле, в свое время так недружелюбно встретившем молодого ученого. По исходным автографам Парацельса были напечатаны, в частности, такие его произведения: «Liber de Generatione Hominis» («Книга о происхождении человека»), «Zwei Buecher vom Ursprung und Ursach der Pest» («Две книги о причинах и происхождении чумы»), «Liber de Teteriis» («Книга о желтухе»), «Vom Podagra» («О подагре»), «Von den Krankheiten die den Menschen der Vernunft herauben» («О болезнях, вызывающих умопомешательство»), «Von den astralischen Krankheiten» («Болезни, вызываемые звездными влияниями»), «De Sanitate et Aegritudine» («О здоровье и болезни»).
Парацельс понимал, что многие его суждения и рекомендации критически воспринимаются современниками, поскольку «то, что в одном веке считают мистикой, в другом становится научным знанием». Несмотря на элементы оккультизма, мистики и алхимии, в произведениях Парацельса есть множество четких медицинских советов и указаний, которые могут быть успешно использованы современной медициной. 
Умер великий ученый 24 сентября 1541 г. в относительно молодом возрасте (48 лет). Наиболее вероятной непосредственной причиной его смерти является травма черепа, полученная при драке с бандитами (возможно, нанятыми недругами-врачами) во время званого обеда в зальцбургской гостинице «Белая лошадь». Скорбящие поклонники и ученики с почестями похоронили его на кладбище зальцбургской городской церкви св. Себастьяна. На большом камне у могилы Парацельса была высечена надпись: «Здесь погребен Филипп-Тео–фраст, превосходный доктор медицины, который тяжелые раны, проказу, подагру, водянку и другие болезни с идеальным искусством излечивал и завещал свое имущество пожертвовать беднякам».
Прошло почти 500 лет со дня смерти Парацельса. Но глубокое уважение и добрая память об этом выдающемся человеке и ученом-медике сохраняются и поныне. Биографы Парацельса отмечают, что в народе его считали святым и поклонялись ему. В качестве одного из примеров упоминают, что во время эпидемии холеры (1831) многие люди молились о чуде у его могилы в Зальцбурге и этот город смертоносная холера обошла стороной!
 
Начиная с 1941 г. за крупные достижения в науке Швейцарское химическое общество награждает ученых «Премией Парацельса». Признавая заслуги Парацельса как одного из пионеров изучения влияния космических факторов на биосферу Земли, Международный астрономический союз присвоил его имя кратеру на Луне и одному из астероидов (1970 г.). В его честь отливаются медали, печатаются почтовые марки, называются лечебные учреждения, аптеки, травяные сборы. С 2003 г. в Зальцбурге функционирует частный медицинский институт его имени. В городском саду Зальцбурга установлен и наиболее известный современный памятник Парацельсу.
Примечание: приводимые в статье цитаты заимствованы из книг Ф. Гартмана «Жизнь Парацельса и сущность его учения», 2013, и П. Майера «Парацельс — врач и провидец», 2017. (https://books.google.com.au/books?isbn = 5457540170) 


Back to issue