Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» №12 (667), 2018

Вернуться к номеру

Применение Lactobacillus sporogenes в клинической практике


Резюме

Общепризнано, что сбалансированный состав микрофлоры кишечника имеет первостепенное значение для здоровья и хорошего самочувствия человека. Формирование кишечной микрофлоры — многостадийный процесс, протекающий на протяжении всей жизни человека. Наличие здоровой кишечной флоры с самого рождения, а также ее сохранение в течение последующей жизни является непременным условием хорошего здоровья.

Существует множество причин, из-за которых происходит изменение нормальной микрофлоры пищеварительного тракта. Состав микробной популяции, заселяющей организм, зависит от питания, образа жизни, климата, приема лекарственных препаратов (особенно антибиотиков), стрессов, географических факторов, возрастных перемен и др. Для восстановления состава облигатной микрофлоры желудочно-кишечного тракта используют пробиотики, содержащие живые микробы, которые свойственны кишечнику человека, и пребиотики, способствующие их росту.
Впервые на важную роль молочнокислых бактерий в поддержании здоровья человека указал лауреат Нобелевской премии И.И. Мечников в начале прошлого века. С тех пор его имя неразрывно связано с выработкой научного подхода к выделению и последующему использованию пробиотических штаммов. Самостоятельный термин «пробиотик» впервые был использован в 1965 году Lilly and Stillwell для обозначения метаболитов, продуцируемых одними живыми микроорганизмами для стимуляции роста других [1]. В 1989 году Fuller, подчеркивая микробное происхождение пробиотиков, так определил это понятие: это живые микроорганизмы, позитивно влияющие на организм вследствие улучшения функции его нормальной микрофлоры. Согласно определению ВОЗ, принятому в 2001 году, пробиотики — это живые микроорганизмы, которые при употреблении в достаточном количестве оказывают позитивное воздействие на здоровье (FAO UN WHO 2001).

► К доказанным эффектам пробиотиков относят:

► активацию локальных макрофагов для увеличения презентации антигенов B-лимфоцитам и роста производства секреторного иммуноглобулина А (IgA) местно и системно;
► модулирование цитокиновых профилей;
► производство бактериоцинов для подавления патогенов;
► устранение супероксидных радикалов;
► стимуляцию продукции эпителиального муцина;
► усиление барьерной функции кишечника;
► конкуренцию с патогенами за адгезию;
► модификацию патогенных токсинов.
Приоритетной задачей человеческого организма является защита его от воздействия внешних факторов и патогенных микроорганизмов, вызывающих заболевания. Для этой цели организм человека располагает тремя основными защитными механизмами: кишечной микрофлорой и барьерным эффектом; эпителием и слизью; неспецифическим и специфическим иммунитетом. Проведено множество исследований, в которых изучались механизмы, посредством которых пробиотики влияют на естественные защитные системы. Наибольшее внимание ученых в качестве потенциального лечебного средства привлекали лактобактерии. Результаты ряда исследований, проведенных на животных и человеке, говорят о благотворном действии лактобактерий на естественные защитные системы организма через три вышеуказанных механизма.
Бактерии семейства Lactobacillus — непатогенные грамположительные облигатные или факультативные анаэробы с высокой ферментативной активностью. Средой их существования являются разные отделы желудочно-кишечного тракта, начиная с ротовой полости и заканчивая толстым кишечником, где они поддерживают рН на уровне 5,5–5,6. Хотя лактобактерии представляют меньшую часть флоры кишечника, их метаболические функции делают эту популяцию особенно значимой. У новорожденного ребенка сразу после рождения в желудочно-кишечном тракте, который не содержит патогенных организмов, лактобактерии составляют 2,4 % нормальной флоры кишечника [2].
Ранее часто использовались препараты, содержащие вегетативные формы лактобактерии L.acidophilus. Однако выяснилось, что в процессе приготовления и хранения таких препаратов значительная часть лактобактерий погибает, и потому их количество существенно снижается: иногда в препаратах вместо заявленных миллиардов содержится всего около 1000 живых бактерий. Кроме того, еще часть L.acidophilus гибнет после перорального приема под влиянием желудочного сока и желчи. Этих недостатков лишены препараты, содержащие споры лактобактерии Bacillus coagulans (L.sporogenes) [3].

Характеристика L.sporogenes

L.sporogenes — пробиотик, хорошо переносящий технологические процессы, хранится и не разрушается под влиянием желудочного сока и желчи. Попадая в двенадцатиперстную кишку, споры L.sporogenes созревают и начинают быстро размножаться, восполняя дефицит микрофлоры. L.sporogenes относится к полурезидентным лактобактериям: выполнив в организме человека функцию пробиотика в тот момент, когда в этом была наибольшая необходимость (время болезни), бактерия покидает организм, выделяясь с фекалиями в виде спор.
Данные свидетельствуют о том, что в среднем время между приемом пробиотика и созреванием спор составляет 4 ч. L.sporogenes выделяется из организма медленно: после последнего приема пробиотика споры в фекалиях обнаруживают в течение 7 дней. Этот феномен расценивают как большое клиническое преимущество, поскольку после последнего приема препарата его действие продолжается еще целую неделю, что позволяет быстро, в полном объеме, без риска осложнений и рецидивов восстановить функцию желудочно-кишечного тракта после перенесенного заболевания. Вместе с тем большое значение имеет тот факт, что L.sporogenes в конце концов покидают организм человека — это способствует восстановлению собственной, родной для человека микрофлоры, без риска внедрения в нее генетически чужеродных штаммов [4].
Важно, что Bacillus coagulans выделяет L(+) молочную кислоту, которая быстро метаболизируется и не вызывает побочных эффектов в отличие от других пробиотических препаратов, выделяющих D(–) молочную кислоту, которая не является эффективным антагонистом и может обусловить развитие метаболических нарушений. ВОЗ рекомендует ограничение применения лактобактерий, образующих правовращающую D(–) молочную кислоту, у взрослых и избегание — у новорожденных. К таким бактериям относится и Lactobacillus acidophilus. В то же время левовращающая L(+)-форма молочной кислоты должна входить в состав пищевого рациона новорожденных. Это связано с тем, что L(+) молочная кислота полностью и быстро метаболизируется. Наличие же неметаболизированной молочной кислоты приводит к метаболическому ацидозу, особенно у новорожденных и лиц пожилого возраста. L(+) молочная кислота более активно способствует улучшению усвоения молочного протеина, кальция, фосфора и железа, ускорению эвакуации содержимого желудка, стимулирует выделение желудочного сока, а также является источником энергии в процессе дыхания.
В клинической практике высоко ценится способность пробиотиков оказывать положительное влияние не только на заболевания желудочно-кишечного тракта, но и на ряд других заболеваний — гинекологических, аллергических, сердечно-сосудистых и др. Рассмотрим различные аспекты действия лактобактерии L.sporogenes.

Влияние L.sporogenes на желудочно-кишечный тракт

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения благотворное действие пробиотиков на состав кишечной микрофлоры. Одним из наиболее изученных механизмов действия пробиотиков является их антагонистическое влияние на факультативную микрофлору ЖКТ. Многие годы основным фактором, оказывающим влияние на рост патогенной микрофлоры, считались молочная и уксусная кислота, перекись водорода и СО2, являющиеся основным продуктом метаболизма гомо и гетероферментативных лактобацилл. В последующем было установлено, что антимикробная активность молочной кислоты, продуцируемой лактобактериями, зависит не столько от величины рН, сколько от совместного присутствия молочной, уксусной и пропионовой кислот [5]. Синергизм такого сочетания обеспечивает ингибицию роста сальмонелл, эшерихий, клостридий и некоторых видов дрожжей, оставляя толерантными к действию этого сочетания кислотообразующие лактобактерии [6]. Одной из важных функций пробиотических микроорганизмов является продукция бактериоцинов и бактериоциноподобных субстанций [7]. По механизму своего действия бактериоцины весьма близки к антибиотикам, имея при этом существенное от них отличие в том, что большинство из них ингибирует ограниченное число близкородственных микроорганизмов. При изучении спектра противомикробной активности бактериоцинов наблюдали угнетение роста клостридий, листерий, сальмонелл, шигелл, синегнойной палочки [8].
L.sporogenes нормализует пищеварение за счет нескольких механизмов. С одной стороны, данный пробиотик в ходе своей жизнедеятельности образует витамины группы В, например В9 (фолиевая кислота) и В12 (цианокобаламин). Эти витамины улучшают репаративные процессы в слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта, а также осуществляют профилактику возможной анемии. Кроме того, L.sporogenes выделяет протеиназы, расщепляющие белки до полипептидов; полипептидазы, расщепляющие полипептиды до аминокислот; липазы, расщепляющие триглицериды до жирных кислот, b-галактозидазу, гликолазу и лактатдегидрогеназу, превращающие лактозу в молочную кислоту. Расщепление белков и липидов до более простых компонентов делает пищу более легко усвояемой, что особенно полезно для новорожденных, реконвалесцентов и пожилых людей [4].
Много работ посвящено профилактике и лечению антибиотик-ассоциированной диареи (ААД) у взрослых и детей. В Британском медицинском журнале опубликованы материалы метаанализа 4 исследований эффективности лактобактерий в профилактике ААД. В группе вмешательства по сравнению с группой плацебо частота диареи достоверно уменьшилась на 66 %. А по данным H.H. Uhlig и соавт., частота диареи в группе приема лактобактерий составила 3,7 % против 26 % в группе плацебо.
В другое многоцентровое рандомизированное двойное слепое исследование было включено 120 детей более старшего возраста с активным инфекционным процессом, требовавшим назначения антибиотиков. Этим детям для предупреждения развития антибиотик-ассоциированной диареи одновременно с антибиотиками перорально назначали комбинацию L.sporogenes и фруктоолигосахаридов или плацебо. Курс лечения составил 10 дней; в окончательный анализ было включено 98 из 120 пациентов. В результате было обнаружено, что в группе детей, получавших комбинацию L.sporogenes и фруктоолигосахаридов, ААД отсутствовала у 71 % пациентов, в то время как в плацебо-группе ААД отсутствовала лишь у 38 % пациентов. Кроме того, в группе детей, получавших комбинацию L.sporogenes и фруктоолигосахаридов, длительность ААД составила 0,7 дня, а в плацебо-группе — 1,6 дня (р = 0,002). Таким образом, было установлено, что назначение комбинации L.sporogenes и фруктоолигосахаридов приводит к уменьшению частоты и длительности ААД у детей [9].

Влияние L.sporogenes на иммунитет

L.sporogenes, как и другие лактобактерии, обладает многокомпонентным иммуностимулирующим действием. В частности, этот пробиотик уменьшает соотношение Тh2/Тh1, увеличивая содержание Т-хелперов 1-го типа (Тh1), запускающих реакции клеточного иммунитета. Он активирует натуральные киллеры (NK), что также усиливает клеточный иммунитет. Кроме того, L.sporogenes стимулирует превращение В-клеток в плазматические клетки, синтез иммуноглобулинов IgM, IgG1, IgG2a, IgG2b, IgA, снижает выброс IgE. Все перечисленное свидетельствует о том, что в присутствии L.sporogenes усиливается выраженность гуморального иммунитета в организме человека. При этом повышение секреции IgA способствует более эффективной борьбе с патогенными бактериями на поверхности слизистых оболочек, в то время как снижение выброса IgE помогает бороться с различными аллергическими заболеваниями. Важным свойством L.sporogenes является способность стимулировать не только специфическое, но и неспецифическое звено иммунитета. В частности, было показано, что данный пробиотик стимулирует фагоцитарную активность макрофагов и нейтрофилов, усиливает образование интерферона. Было показано, что бактерии рода Lactobacillus способны активировать клеточный иммунитет и подавлять продукцию IgE [3, 4, 10].
Показано, что введение внутрь мышам лактобактерий сопровождалось увеличением количества плазматических клеток, усилением синтеза антител к вирусу гриппа и ротавирусу, а также увеличением синтеза IgA и IgM на слизистых оболочках бронхов [11].

Эффективность L.sporogenes при неспецифических вагинитах

Эффективность L.sporogenes при неспецифических вагинитах связывают со способностью данного пробиотика выделять L(+) молочную кислоту и тем самым смещать рН влагалища в кислую сторону, что приводит к гибели патогенов.
В одно из исследований были включены 44 женщины с неспецифическим вагинитом. Из них у 12 развилась лейкорея после хирургического вмешательства на шейке матки, у 32 вагинит имел другую этиологию. Всем пациенткам назначили L.sporogenes в виде 2 вагинальных табл/день (1 таблетка = 150 млн спор), курс лечения составил 7–14 дней. В результате исследования было выявлено, что на фоне приема L.sporogenes полное исцеление неспецифического вагинита наблюдается у 91 % пациентов, частичный эффект был отмечен у 9 % пациенток [12]. Для борьбы с неспецифическим вагинитом L.sporogenes может назначаться как вагинально, так и перорально [3].

Влияние L.sporogenes на липидный обмен

По результатам доклинических и клинических исследований установлено, что L.sporogenes обладает гиполипидемическим действием в отношении атерогенных липопротеинов плазмы крови. Подобное действие связывают со способностью L.sporogenes накапливать холестерин в своей клеточной структуре, тормозить синтез холестерина в организме человека вследствие ингибирования работы фермента 3-гидрокси-3-метилглутарил-КоА-редуктазы, нарушать энтерогепатическую циркуляцию желчных кислот вследствие деконъюгации желчных солей [3].
К современным пробиотиком на основе спорообразующей лактобактерии Bacillus coagulans (Lactobacillus sporogenes) относится зарегистрированный в Украине Лактофарм®. Он содержит 0,325 мг (325 млн) спор лактобактерий. L.sporogenes устойчива к технологическим процессам приготовления и хранению при комнатной температуре, не разрушается при воздействии желудочного сока и желчи, обладает способностью к быстрому размножению и не проявляет патогенных свойств в организме человека. L.sporogenes 
назначают для борьбы с диареей (вследствие инвазии патогенной микрофлоры, применения антибиотиков, нарушения пищеварения) и запорами у пациентов разных возрастных групп. Также высоко ценится способность этого пробиотика оказывать положительное влияние и при лечении сердечно-сосудистых, гинекологических, аллергических и ряда других заболеваний.
Подготовила Татьяна Брандис 

Список литературы

1. Lilly D.M., Stillwell R.H. Probio–tics: Growth promoting factors produced by microorganisms // Science. — 1965. — V. 147. — P. 747-748.
2. Jiang H.Q., Bos N.A., Cebra J.J. Ti–ming, localization and persistence of colonisation by segmented filamentous bacteria in the neonatal mouse gut depend on immune status of mothers and pups // Infect. Immun. — 2001. — Vol. 69. — P. 3611-3617.
3. Lactospore (A lactic acid bacillus preparation) // www.lactospore.com
4. Lactobacillus sporogenes (monograph) //
Alternative Medicine Review. — 2002. — V. 7, № 4. — P. 340-342. 
5. Baird-Parker А.С. Organic acids. // Microbial Ecology of Foods (Silliker J.). — New York: Academic Press, 1980. — P. 126-135.
6. Adams M.R., Hall C.J. Growth inhibition of food-borne pathogen by lactic and acetic acids and their mixtures // Int. J. Fud. Sci. Technol. — 1988. — Vol. 23. — P. 292.
7. Silva M., Jacobus N.V., Deneke С., Gorbach S.L. Antimicrobial substance from a human Lactobacillus strains // Antimicrob. Agents Chemother. — 1987. — Vol. 31. — P. 1231-1233.
8. Axselsson L.Т., Chung T.C, Dobro–gosz W., Lindgren S. Production of a broad spectrum antimicrobial substance by Lactobacillus reuten // Microbial Ecolog. Health Dis. — 1989. — Vol. 2. — P. 131-136.
9. La Rosa M., Bottaro G., Gulino N. et al. Prevention of antibiotic-associated diarrhea with Lactobacillus sporogens and fructo-oligosaccharides in children. A multicentric double-blind vs placebo study // Mi–nerva Pediatr. — 2003. — V. 55, № 5. — P. 447-452.
10. Hori T., Kiyoshima J., Shida K. et al. Augmentation of cellular immunity and reduction of influenza virus titer in aged mice fed Lactobacillus casei strain Shirota // Clin. Diagn. Lab. Immunol. — 2002. — Vol. 9. — P. 105-108.
11. Коршунов В.М., Володин Н.Н., Агафонова С.А. и др. Влияние пробиотиков и биотерапевтических препаратов на иммунную систему организма хозяина // Педиатрия. — 2002. — № 5. — С. 92-100.
12. Sankholkar P.C., Sali M.S. Myconip (Sporlac) vaginal tablets in non-specific vaginitis // Clinical study report from B.J. Medical College, Pune, India.

Вернуться к номеру