Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» №13 (668), 2018

Вернуться к номеру

Современный подход к образованию врачей: концепция непрерывного медицинского образования и непрерывного профессионального развития

Авторы: Клигуненко Е.Н., Кравец О.В., Площенко Ю.А., Сединкин В.А., Халимончик В.В.
Государственное учреждение «Днепропетровская медицинская академия МЗ Украины», г. Днепр, Украина

Разделы: Справочник специалиста

Версия для печати


Резюме

Структура высшего медицинского образования в Украине основана на системах образования передовых стран мира в соответствии с рекомендациями ЕС, ЮНЕСКО, ООН и регулируется законом «О высшем образовании», положением «О специализации (интернатуре)» и положением «О клинической ординатуре». Четырехуровневая система учебных заведений обеспечивает качественное обучение с последующим присвоением таких квалификационных уровней, как младший специалист, бакалавр, специалист и магистр.

Однако за последние 15 лет большое внимание привлекают пробелы в клинической практике, определяемые как несоответствие между обязательными (рекомендованными) и выполненными врачебными мероприятиями. По современным требованиям медицинское образование представляет собой неразрывность и преемственность трех этапов. Первые два — академические, или традиционные, это обучение в высшей школе и последипломное образование. Третий компонент медицинского образования представляет собой непрерывное медицинское образование (НМО) (continuing medical education — СМЕ). Основная концепция НМО базируется на решении врача обучаться, использовать полученные знания в практической деятельности и представлена в виде пирамиды (рис. 1). Последняя определяет взаимосвязь и этапность обучения врачей для достижения главного конечного результата образования — обеспечения здоровья общества [1–5, 14–17].
По результатам систематизированных анализов [3, 5], получение только академического образования (уровень 3) не приводит к достижению клинических компетентности (уровень 4) и эффективности (уровень 5), в то время как именно качественное овладение последними позволяет улучшить здоровье пациентов (уровень 6) и обеспечивается клиническим обучением практикующих врачей в повседневной профессиональной жизни. По мнению экспертов НМО, это достигается формированием единого подхода к лечебному процессу межпрофессиональными командами, проведением аудиторских процедур, обсуждением лечебных вопросов в межбольничных лечебных группах или группах административного управления. При этом определяются дефекты оказания помощи и проводится анализ их причин. Выявлено, что сложности оказания качественной медицинской помощи наиболее часто связаны с организационными вопросами, реже — с некомпетентностью и минимально — с недостатком знаний.
Главным отличием НМО от традиционного является проведение образовательных мероприятий без ориентации на какую-либо учебную программу. Виды обучения при этом могут быть раз–личными:
► активные методы обучения;
► множественное воздействие;
► различные учебные стратегии;
► более глубокий и длительный разбор проблемы;
► указание целевых точек практической работы.
Одной из наиболее важных особенностей НМО является создание другого формата преподавания, который преподаватели могут использовать в учебной деятельности, даже если он не вписывается в установленные педагогические рамки. Помимо академической формы, преподаватели теперь имеют право находить подходы к своим ученикам, используя различные модели и применяя инновационные образовательные технологии (симуляция, адаптивное обучение, виртуальная реальность, хасификация (например, применение игровых элементов)). На сегодняшний день, согласно рекомендациям Аккредитационного центра НМО (Accreditation Council for Continuing Medical Education — ACCME) и Американской медицинской ассоциации (American Medical Association — AMA), успешно применяются такие новые формы обучения, как:
► гибридное/смешанное обучение (например, записанный вебинар, сопровождаемый индивидуальными сессиями по решению проблем с малой группой, онлайн-трансляция с последующим улучшением качества группы);
► обсуждения;
► обзор и анализ данных реестра врачом или группой;
► обсуждение проблемы в Интернете с использованием социальных сетей;
► обучение мануальным навыкам с использованием виртуальной реаль–ности;
► ролевая игра для совершенствования практических навыков;
► интерактивная игра для эффективного применения практических и клинических навыков [7, 8].
Проведение описанных методов обуче–ния позволило за последнее десятилетие достигнуть уровней клинической эффективности (уровень 5) и обеспечения здоровья пациента (уровень 6) в странах Европы и США. Однако даже эти успехи не обеспечивают повышение здоровья общества (уровень 7), что вызывает необходимость поиска решений, лежащих вне обучения НМО. По данным группы экспертов НМО, обеспечить уровни здоровья пациентов и общества можно путем развития непрерывного профессионального развития (НПР) (сontinuing рrofessional development — CPD), что описано ими как «возможность участия клиницистов в статистическом мониторинге; определение возможностей и внедрения в практическую деятельность изменений, направленных на ликвидацию несоответствий между обязательными (рекомендованными) и выполняемыми врачебными мероприятиями; участие как в формальной, так и в неформальной учебной деятельности» [6].
По утверждению экспертов НМО, устранение только дефектов практического здравоохранения не может обеспечить уровень здоровья общества. Для его достижения требуется согласованное участие многих организаций: специализированных медицинских обществ и советов, академических медицинских центров и правительственных учреждений. В их число входят высшие медицинские учебные заведения, учреждения по внедрениям, повышению качества и информационным технологиям, аккредитационные комиссии. В настоящее время их деятельность изолирована и фрагментирована, поэтому необходима разработка общей координирующей стратегии, определяющей приоритеты и пробелы в оказании помощи [9–13].
Кафедра анестезиологии, интенсивной терапии и медицины неотложных состояний ГУ «Днепропетровская медицинская академия» МЗ Украины (ректор — чл.-корр. НАМН Украины, профессор, д.м.н. Перцева Т.А.) на протяжении 30 лет осуществляет последипломное обучение врачей-интернов и врачей — специалистов по специальностям «анестезиология» и «детская анестезиология» для Днепропетровского региона и всей Украины.
Необходимость организации образовательных систем, направленных на повышение эффективности обучения и компетентности врачей с целью оптимизации медицинской помощи, а также анализ собственного педагогического опыта и современных тенденций в образовании убедили нас в рациональности сочетания классического медицинского обучения НМО и системы НПР. И в настоящее время мы продолжаем проводить обучение по структурированным программам, аккредитованным МЗ Украины, одновременно проводя узкотематические курсы, учитывающие потребности здравоохранения региона. Такие тематические курсы с возможностью углубленного процедурного обучения позволяют повысить компетентность врачей различных специальностей по темам, актуальным для здравоохранения области.
Для повышения качества и эффективности обучения мы используем гибридно-смешанное обучение (у постели больного, лекции-дискуссии, обсуждение анонимных клинических случаев в закрытых группах социальных сетей, применение ролевых игр, симуляторов и тренажеров с компьютерными программами виртуальной реальности) [14–17].
Важное значение в повышении профессиональной компетентности имеет внедрение под эгидой регионарной и национальной ассоциации анестезиологов ежемесячных обучающих курсов, в ходе которых ведущими профессорами читаются групповые лекции и проводятся практические занятия для малых групп. В нашем регионе такие однодневные обучающие митинги мы проводим в течение нескольких десятилетий.
Мы считаем, что одним из наиболее важных релевантных индикаторов эффективности (успешности) НМО/НПР программ является улучшение статистических медицинских показателей (например, уменьшение летальности). Так, после массового обучения врачей-анестезиологов и акушеров-гинекологов на циклах по лечению острой кровопотери в акушерстве материнская летальность от кровопотери снизилась с 10,9 случая на 100 000 родов в 2008 году до 2,6 случая в 2017 году. После обучения на циклах по респираторной терапии летальность среди больных с тяжелыми грипп-ассоциированными пневмониями, требующими проведения искусственной вентиляции легких, которые находились в отделении интенсивной терапии, снизилась с 58 % в 2010 году до 3,2 % в 2017 году. Циклы по ингаляционной анестезии севофлураном позволили внедрить использование нового для Украины анестетика во всех больницах области, а проведение циклов «Трудные дыхательные пути» с практическим –освоением видео–ларингоскопии позволило за счет своевременной интубации и искусственной вентиляции легких обеспечить безо–пасную транспортировку критических больных на догоспитальном этапе. Не менее важным является наличие обратной связи с практическими врачами в виде анонимного анкетирования.
► Сочетание нами двух образовательных систем (НМО/НПР) позволило поднять результативность обучения с 4-го уровня (компетентность) до 6-го уровня (здоровье пациента) знаний в пирамиде НМО, что подтвердилось повышением эффективности аккредитации врачей-анестезиологов, проводимой 1 раз в 5 лет МЗ Украины на регионарном и национальном уровнях.
Список литературы находится в редакции


Вернуться к номеру