Міжнародний неврологічний журнал №1 (103), 2019
Повернутися до номеру
Великие люди с двойной исключительностью (исторические примеры)
Рубрики: Неврологія
Версія для друку
О том, что гениальность может сочетаться с целым рядом проблем, включая особенности поведения и трудности обучения, было известно во все времена. Однако, вероятно, одним из первых исследователей, который привлек внимание к феномену двой-ной исключительности у великих людей, был Lloyd J. Thompson. В 1971 г. в статье «Речевые нарушения у выдающихся людей» («Language Disabilities in Men of Eminence») он приводит истории известных людей, добившихся успеха в своей профессии, которые в детстве сталкивались с серьезными проблемами. Среди них он упоминает знаменитого американского нейрохирурга Харви Уильямса Кушинга (Harvcy Cushing), который в детстве и уже будучи взрослым страдал дисграфией; французского скульптора Рене Франсуа Огюста Родена, отец которого был уверен в том, что его сын не способен к обучению; немецкого врача и бактериолога Пауля Эрлиха, лауреата Нобелевской премии, которого не хотели принимать в колледж, потому что он очень плохо сдал устную часть вступительных экзаменов.
Возможно, один из самых ярких и известных примеров двойной исключительности в мировой истории — Альберт Эйнштейн. По заявлению, сделанному самим Эйнштейном, он «начал говорить сравнительно поздно… безусловно, не раньше трех лет» и имел «плохую память на слова».
Исследование мозга Эйнштейна, проведенное в 1985 г., показало, что соотношение плотности нейронов/глиальных клеток в поле 39 (поле Бродмана) левого полушария у великого физика было достоверно ниже по сравнению с контрольными значениями. Предполагается, что это открытие может рассматриваться как нейроанатомическая основа дислексии, которой страдал Эйнштейн в детском возрасте.
Круг проблем юного Эйнштейна включал дисграфию, поведенческие расстройства и нарушение экспрессивной речи (косноязычие). Сильными сторонами являлись высокий уровень зрительно-пространственного восприятия, логического мышления и способности к решению задач. Учителя не смогли распознать в Эйнштейне одаренного ученика, и только родители верили в способности своего сына.
Известно, что Томаса Эдисона (который стал автором более 1000 патентов на изобретения) в детстве учителя считали неспособным к учебе, и он находился на домашнем обучении. Уинстон Черчилль не смог сдать экзамены за 6-й класс. Создатель ракет Вернер фон Браун не сдал экзамен по алгебре в 9-м классе. Исаак Ньютон плохо учился в школе. Подобных примеров множество.
Как правило, сферы таланта и дефицита не совпадают. Так, например, известно, что у А.С. Пушкина были серьезные проблемы с математикой и другими точными науками.
Создатель знаменитого Центра Помпиду в Париже, один из родоначальников стиля хай-тек английский архитектор Ричард Роджерс, с детства страдавший дислексией, организовал одну из самых успешных в мире архитектурных мастерских и брал на работу только дислектиков, поскольку считал, что именно они обладают необходимым для работы уровнем развития пространственного воображения.
Сочетание одаренности и дислексии предполагается также у Петра Первого, Леонардо да Винчи, Уинстона Черчилля, Уолта Диснея, ирландского поэта, драматурга и критика Уильяма Батлера Йейтса, известного актера, режиссера и продюсера Дастина Хоффмана, американского физика, одного из изобретателей телефона Александра Грэма Белла.
У Леонардо да Винчи предполагается сочетание дислексии и левшества, а также СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Исследователей особенно интересует «зеркальное письмо» (направленное справа налево) великого художника и изобретателя.
Многие люди, впоследствии ставшие знаменитыми, в том числе в сфере точных наук, не смогли получить формального школьного образования (не по причине бедности, а в связи с особенностями поведения и трудностями в обучении). Наиболее показательна в этом отношении биография Томаса Эдисона.
Томас Альва Эдисон, американский изобретатель, автор более 1000 патентов на изобретения (включая лампу накаливания, фонограф, систему освещения, патрон и цоколь с резьбой, предохранитель, электросчетчик, поворотный выключатель, рекордер, мегафон и многое другое), начал говорить поздно — в возрасте около 5 лет.
Томас Эдисон оказался «трудным» учеником — он постоянно задавал вопросы, вел себя очень эгоцентрично и привлекал к себе слишком много внимания. Такое поведение можно расценивать как проявления гиперактивности.
Основной проблемой здоровья великого изобретателя было выявленное с детских лет нарушение слуха, которое неуклонно прогрессировало. В итоге он пол-ностью потерял слух на правое ухо, а потеря слуха на левое ухо составила около 80 %. Больше всего его расстраивало, что он не может наслаждаться пением птиц, которых очень любил.
В 12 лет он начал самостоятельно зарабатывать деньги, работая разносчиком газет и продавцом сладостей, затем стал телеграфистом. Свои первые открытия Эдисон сделал уже в возрасте 14–15 лет, а последний патент он получил в 83 года.
Такие особенности поведения, как вспыльчивость, импульсивность, неумение выстраивать отношения с людьми, нередко встречаются в биографиях великих людей нашего времени. У многих из них в детстве наблюдались симптомы, напоминающие СДВГ. Среди них — известные политические и общественные деятели: Петр Первый, Наполеон Бонапарт, Авраам Линкольн, Бенджамин Франклин, Элеонора Рузвельт, Уинстон Черчилль; люди творческих профессий: музыканты (Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Георг Фридрих Гендель, Рихард Штраус, Джакомо Пуччини, Джон Леннон), поэты и писатели (Ханс Кристиан Андерсен, Лев Николаевич Толстой, Агата Кристи, Льюис Кэрролл, Бернард Шоу, Джордж Гордон Байрон), художники (Сальвадор Дали, Винсент Ван Гог), великие философы и ученые (Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Исаак Ньютон, Луи Пастер, Лев Ландау, Джеймс Клерк Максвелл).
СДВГ сочетается с трудностями обучения, сопутствующими аффективными нарушениями, расстройствами поведения и вызывающим оппозиционным расстройством, сочетается с такими заболеваниями, как мигрень и эпилепсия.
Сочетание СДВГ и мигрени было у Эдгара По, Петра Первого, Льюиса Кэрролла, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, Исаака Ньютона. Сочетание СДВГ и эпилепсии — у Сократа, Винсента Ван Гога, Льюиса Кэрролла, Петра Первого, Наполеона, Эдгара По, Джорджа Байрона. Сочетание СДВГ и дислексии — у Ханса Кристиана Андерсена, Леонардо да Винчи, Альберта Эйнштейна, Уинстона Черчилля.
Винсент Ван Гог еще задолго до появления приступов болезни, которой он страдал в последние годы жизни, отличался выраженной импульсивностью, лабильностью настроения и поведения, склонностью к аутодеструктивному поведению и испытывал страх одиночества.
Дифференциальный диагноз расстройств, которые могли бы объяснить клиническую картину болезни Винсента Ван Гога, включает особенности и странности в поведении художника, в том числе фокальную эпилепсию (симптоматическую эпилепсию височной локализации) с простыми и сложными фокальными приступами и такими иктальными проявлениями, как головокружение, шум в ушах, беспокойство и эпизоды психомоторного возбуждения (трактовавшегося как делирий), маниакально-депрессивный психоз.
Существует множество научных работ, авторы которых пытаются найти медицинское объяснение особенностям личности и поведения Вольфганга Амадея Моцарта. Одним из объяснений его чрезмерной импульсивности, эмоциональной лабильности и изменчивости поведения, по мнению А. Fshoori и J.Jankovic (2007), может быть СДВГ. Спектр предполагаемых заболеваний нервной системы и психиатрических расстройств, кроме СДВГ, также включает синдром Туретта, аутистическое расстройство, синдром Аспергера, обсессивно-компульсивное расстройство и PANDAS-синдром. Изучение писем и биографии Моцарта позволяет предположить, что у него возникали депрессивные эпизоды, некоторые из которых отвечали диагностическим критериям DSM-IV.
В биографиях великих людей, которые предположительно страдали СДВГ и трудностями обучения, также нередко встречаются указания на злоупотребление психоактивными веществами. Например, на основании изучения писем Винсента Ван Гога к друзьям W.N. Arnold (1988) делает вывод о том, что великий художник страдал алкогольной зависимостью и особенно патологическим пристрастием к бренди и абсенту (полынной водке). Химический компонент туйон, содержащийся в абсенте, может вызывать возбуждение и конвульсии. По свидетельствам современников, употребление алкоголя приводило к значительному ухудшению состояния Ван Гога и усугубляло циклические колебания настроения, которые сочетались с эпилепсией, а также могли служить причиной ксантопсии (некоторые авторы считают, что преобладание желтого цвета в картинах художника могло быть вызвано ксантопсией). Предполагается, что злоупотребление алкоголем могло внести вклад в развитие эпилептических приступов у Джорджа Байрона и Петра Первого.
Другим историческим примером служит полная трагизма биография Эдгара По. Исследователи предполагают, что у него наблюдались симптомы СДВГ, возникали эпилептические приступы и эпизоды мигренозных головных болей. Эдгар По лишился родителей в младенчестве и в возрасте 3 лет был усыновлен бездетной семейной парой. В детстве Эдгар По хорошо учился в школе и занимался спортом, у него были очень хорошие, полные любви и взаимопонимания отношения с приемной матерью. Однако в возрасте 17 лет, поступив в Университет Вирджинии, он увлекся азартными играми и начал злоупотреблять алкоголем. Узнав об этом, приемная мать лишила его финансовой поддержки, после чего он был вынужден прекратить обучение в университете и с тех пор всю жизнь безуспешно боролся с бедностью. Эдгар По тяжело пережил смерть приемной матери от туберкулеза. В возрасте 27 лет он женился на своей 13-летней кузине Вирджинии. Он очень любил свою юную и слабую здоровьем жену, однако вскоре лишился и ее (она умерла также от туберкулеза в возрасте 24 лет).
Злоупотребление алкоголем и опийная наркомания были страшным роком Эдгара По на протяжении всей жизни.
Научные и исторические примеры сочетания одаренности с трудностями обучения, СДВГ и другими сопутствующими расстройствами указывают на необходимость точной и своевременной диагностики как одаренности, так и трудностей обучения.
Безусловно, наиболее важную роль в воспитании ребенка играют родители. Если родители замечают, что их ребенок значительно опережает сверстников в какой-либо области и при этом у него имеются определенные проблемы в обучении, поведении и общении, необходимо в первую очередь обследовать его на предмет одаренности (нейропсихологическое исследование с применением специальных тестов для выявления одаренности, в том числе для оценки коэффициента интеллекта (IQ), показателей интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические, технические, лингвистические способности, память и др.), творческого и личностного развития.
Возможно провести комплексное тестирование или сделать акцент на известные способности ребенка. И только после этого провести комплексное обследование для выявления трудностей обучения, симптомов СДВГ и других сопутствующих расстройств.
Особенно печальных последствий можно ожидать, если талантливого ребенка причисляют к разряду детей с трудностями обучения или гиперактивных детей без учета его одаренности.
Важным выводом данного обозрения является рекомендация для практикующих врачей и консультантов за первичными (не всегда постоянными) симптомами СДВГ не пропустить истинную одаренность ребенка. И будем помнить, что талант — от Бога, одаренность — от родителей.
Подготовил врач-интерн нейрохирург
И.А. Евтушенко