Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» №3 (685), 2019

Вернуться к номеру

Вперед, на лихом лозунге. Кандидату в депутаты на заметку


Резюме

Если верить учебникам истории, великие мира сего всегда в жилу произносили мудрую фразу. Правда, злые языки исследователей и комментаторов утверждают, что провозглашенной мудрости место в папочке под названием «Остроумие на лестнице». Дескать, событие произошло, все давно разошлись и забыли. Только тогда главному действующему лицу пришла в голову та самая фраза, которая его и прославила. Занести афоризм задним числом в анналы истории для придворных летописцев труда не составляло.

Давно не ждем милости от природы, от погоды, от общества. В развитых странах появились профессионалы, именуемые политтехнологами, которые знают и утверждают: слова, призванные стать изюминкой, квинтэссенцией избирательной баталии, должны быть произнесены вовремя. Не после, а до обеда, называемого выборами. Да, всего лишь слова. Но звучные, запоминающиеся, как стихи. А чтобы они не стали пустым звуком, их надо подкрепить делами и поступками. Внешним видом, наконец.
Легко входящая в душу избирателя фраза, короткая и емкая, оборачивается белым конем триумфатора предвыборной гонки. Или наоборот. Оглянемся на лозунги, коими пытались обратить на себя внимание несколько десятков претендентов на пост Президента Украины. Жаль, кампания только-только завершилась, лицом к лицу лица не рассмотреть. Другое дело — с расстояния. И на признанных в мире образцах, считающихся безукоризненными примерами для подражания…
Добиваясь переизбрания на второй президентский срок, 25-й президент США республиканец Уильям Маккинли выдвинул лозунг: «Еще четыре года с полным обеденным сундуком». Демократы, рассчитывая на привлечение мелкой буржуазии, провозгласили: «Флаг республики на вечные времена, империя — никогда!» Однако республиканская партия еще добавила жару: «От счастья счастья не ищут». И победила.
Выступивший с идеей «Новой свободы» Томас Вудро Вильсон, 28-й президент США, расшифровал свою цель такими словами: «Я борюсь не за того человека, который преуспел в жизни, а за того, который хочет преуспеть, — за человека, который стучится и ломится в закрытую дверь возможностей». Его противник, экс-президент Теодор Рузвельт, после перерыва добивавшийся избрания на третий срок, заложил в программу большое количество реформ и объяснял: «Мы не хотим только одной реформы — экспроприации капиталистов!» Однако это обещание ему не помогло.
На второй срок баллотировки, к 1916 году, Вильсон шел под лозунгом «Он спас нас от войны», что обеспечило ему хоть небольшое, но решающее преимущество над кандидатом от республиканской партии Юзом.
Обещание «законности и порядка» помогло достичь цели 29-му президенту Уоррену Гардингу. Если интересно, именно Гардингу принадлежат слова, с которых, несколько перефразировав, начал свою знаменитую речь во время инаугурации президент Джон Кеннеди: «Хотя бы изредка задавайте себе вопрос: «Что я могу сделать для моего города?», вместо того, чтобы вопрошать: «Что я могу получить от моего города?» Этому же лидеру республиканцев принадлежит афоризм, подтверждающий, что бизнес — в некотором роде религия Америки: «Человек, который строит завод, — сооружает храм… Человек, который работает там, — поклоняется божеству».
Победителю следующего раунда президентской гонки республиканцу Герберту Кларку Гуверу принадлежит высказывание: «Если кто-либо займется изучением причин, замедливших восстановление Европы (после Первой мировой войны. — Прим. автора), и причин провала европейской демократии и замены ее диктатурой, то он обнаружит, что многое из этого вызвано подавлением честной инициативы, с одной стороны, и перегрузкой правительства вопросами руководства бизнесом — с другой». Лозунг, начертанный на его транспарантах, гласил: «Сохраним все, что имеем!»
Губернатор штата Нью-Йорк Франклин Делано Рузвельт на президентские выборы 1932 года шел под флагом «Нового курса» и победил, несмотря на призыв к избирателям конкурента от республиканской партии не верить в «фальшивых богов, рядящихся в радужные цвета надежд». Интересно, что практические шаги к осуществлению «Нового курса» правительство Рузвельта начало с… легализации продажи пива, а несколько позднее конгресс принял 21-ю поправку к Конституции, отменившую «сухой закон».
На следующих выборах республиканцы внесли в свою платформу многие положения рузвельтовского «Нового курса» — обещания реформ в области труда, соцобеспечения в старости, помощи фермерам… Обязались при этом «не сорить деньгами, ликвидировать бюрократию и избегать излишнего государственного вмешательства». Однако запоздалая трезвая оценка состояния страны им не помогла, вновь победил Рузвельт и его команда.
Лозунг демократов на следующих выборах был простым и ясным: «Два удачных срока заслуживают третьего». С прозрачным пояснением: в условиях чрезвычайной обстановки в мире нельзя менять президента. Республиканцы же основной упор делали на нарушениях традиции: дескать, один и тот же президент решил баллотироваться на третий срок. Но ведь надо знать не только историю, но и ее заветы. На сей раз союзником демократов стал 1-й президент страны Джордж Вашингтон. Именно он говорил, что нет оснований «отказываться от услуг человека, который в условиях чрезвычайного положения окажется, по всеобщему мнению, наиболее способным к несению службы на пользу общества». По итогам выборов 1940 года Ф. Рузвельт, как известно, третий раз подряд был избран президентом США.
И четвертый раз, в 1944 году, демократическая партия поставила на Рузвельта, проведя избирательную кампанию под лозунгом «Не время менять лошадей». Старания республиканцев критиковать правительство, состоящее из «уставших, вздорных, состарившихся упрямцев», много голосов им не прибавили…
Предвыборную кампанию против демократа Трумэна, венчающую четыре срока подряд правления демократов, республиканцы начали вопросом: «Ну как, не хватит ли?» Они же переделали популярную песенку «Я без ума от Гарри» в слоган «Мы безразличны к Гарри». Трумэн парировал: «Я не прошу вас голосовать за меня. Голосуйте за себя! Голосуйте за свои фирмы! Голосуйте за уровень жизни, которого вы добились при демократическом правительстве». И продлил срок пребывания демократов у власти до двадцати лет.
Кульминационным пунктом предвыборной кампании в 1952 году явилось обещание республиканского кандидата Дэвида Дуайта Эйзенхауэра поехать в Корею с целью скорейшего урегулирования военного конфликта. Он стал 34-м президентом США. Министерство обороны в его правительстве возглавил президент «Дженерал моторс» Чарлз Вильсон. В этой-то должности он провозгласил свою известную фразу, которая, согласитесь, понимается несколько иначе, если не взять во внимание, какое должностное лицо ее изрекло: «Что хорошо для «Дженерал моторс», хорошо и для всей нации».
Несмотря на то, что Дуайт Эйзенхауэр почти половину своего первого президентского срока провел на отдыхе, в отпуске, или оправляясь от болезни, он победил на выборах на повторный срок, невзирая на язвительные наскоки конкурентов. Дескать, «Белый дом не является или не должен являться больницей, лечебницей или домом для престарелых ветеранов войны». Демократы добились противоположного эффекта, поставили не на ту фразу.
Кандидат в президенты от демократической партии Джон Фицджеральд Кеннеди шел к победе под лозунгом «Новое поколение предлагает лидера». И стал самым молодым за всю историю президентом США.
Еще будучи сенатором, Кеннеди говорил: «Наше государство испытывает сейчас бóльшую нужду в мощи идей, чем в атомной, финансовой, промышленной или даже человеческой мощи». Еще в качестве претендента на пост президента он провозгласил политику «Новых рубежей» в доселе неизведанных областях науки и космоса, в нерешенных проблемах мира и войны, в непобежденных очагах невежества и предрассудков, в неразрешенных проблемах нищеты и излишков». Сыграли свою роль и телевизионные дебаты. Хотя, как показали опросы, избиратели не столько понимали, о чем говорили кандидаты, сколько замечали, как они выглядели.
Тридцать шестой президент Линдон Бэйнс Джонсон вел предвыборную борьбу под знаменем «Великого общества». Объяснял: «оно потому и Великое, что основывается на изобилии и свободе для всех». Его соперник республиканец Барри Голдуотер под возгласы приверженцев: «Поддай им жару, Барри» шел напролом. Демократы выставили контрлозунги: «Голосуйте за Голдуотера и отправляйтесь на войну!», «Забудь о мире — голосуй за Голдуотера!», «Голдуотера — в президенты его собственного магазина!» В ответ республиканцы решили поддержать своего кандидата слоганом «Вы всем сердцем чувствуете, что он прав!» Демократы тут же «отредактировали»: «Вы всем сердцем чувствуете, что он прав, крайне прав!» Или: «Вы всем нутром чувствуете, что он умом не здрав». И кто теперь помнит о том, что был такой претендент в президенты США по фамилии Голдуотер?
Не правда ли, иные из словосочетаний, апробированные в былые годы за океаном, весьма смахивают на лозунги, гулявшие в минувшую кампанию по нашим палестинам? Правда, до утверждения «Новое поколение выбирает квас» никто все же не додумался. Видимо, из боязни обвинений в квасном патриотизме.
Впереди маячит избирательная кампания в Верховную Раду. Не какие-то десятки — сотни претендентов. И у каждого — избирательный штаб и штат помощников. Нам, электорату, то бишь избирателям, придется в каждом отдельном случае самостоятельно отличать жемчужное зерно правды от половы, проходящей под общим названием «лапша на уши». Справимся ли? Вот в чем вопрос.
Уж очень пожить нормально хочется. Заодно и покушать. Вкусно и досыта.
Яков Махлин, журналист 


Вернуться к номеру