Газета "Новини медицини та фармації" 13-14(249-250) 2008
Повернутися до номеру
Легенди і бувальщина київської медицини (люди, факти, події, документи)
Автори: Г.Е. АРОНОВ, д.м.н., Национальный медицинский университет им. А.А. Богомольца
Розділи: Історія медицини
Версія для друку
Продолжение. Начало в № 11(247)
Выдающийся студент
Студент Саул Ковнер попал на медицинский факультет университета св. Владимира после окончания Виленского раввинского училища. Но уровень его академической подготовки был настолько высок, что его сразу же заметили и выделили многие профессора, прежде всего А.П. Вальтер. А профессор Ю.К. Шимановский даже прибегнул к помощи юного студента. Дело в том, что Юлий Карлович не очень хорошо знал русский язык и свои лекции писал по-немецки. Именно с просьбой перевести их на хороший русский он обратился к С. Ковнеру, в совершенстве владевшему немецким, французским, английским, голландским, польским, литовским, латинским, греческим, древнееврейским и идиш. Студенту С. Ковнеру профессор Ю.К. Шимановский доверил и перевод своего выдающегося труда «Операции на поверхности человеческого тела».
Учился С. Ковнер блестяще, особенно увлекаясь анатомией, терапией и историей медицины, которую наиболее ярко читали анатом А.П. Вальтер и терапевт Ф.Ф. Меринг. Кроме обязательных предметов С. Ковнер изучал историю, философию, слушал лекции на других факультетах. Результатом этих занятий стала книга «Спиноза, его жизнь и сочинения», которую он написал, будучи студентом 3-го курса. Она печаталась в журнале «Университетские известия», а потом дважды вышла отдельным изданием.
Когда Саул Ковнер сдавал выпускные экзамены, произошел характерный эпизод: кто-то из профессоров принял его за докторанта, сдающего докторские экзамены, настолько глубоки были его знания. К сожалению, материальные обстоятельства сложились так, что С.Г. Ковнер не смог остаться в университете. Долгие годы он работал земским врачом в Нежинском уезде, но никогда не прекращал своих научных занятий. Его гигантская эрудиция, знание многих языков помогли ему стать уникальным знатоком истории медицины. С 1878 г. он начинает печатать в «Университетских известиях» свои «Очерки истории медицины», которые переросли в фундаментальные сочинения, посвященные медицине древнего Востока, Древней Греции и Рима, средневековой медицине. К сожалению, он умер слишком рано — в 59 лет, но и то, что он успел сделать, поражает воображение, тем более что его труды до сих пор не утратили своего значения.
Профессор Ф.Ф. Эргардт предлагает
На заседании совета университета 8 марта 1862 г. рассматривалось представление медицинского факультета о предложении ординарного профессора кафедры врачебноведения Ф.Ф. Эргардта прочесть цикл лекций на темы: «О разных родах и способах приготовления пищи», «О способах сохранения пищи», «О достаточном и недостаточном количестве пищи». Совет чтение лекций разрешил и определил плату за их посещение: 25 копеек серебром со студента и не более одного рубля с постороннего слушателя.
Удостоверение бедности
В марте 1862 г. совет университета принял постановление «О плате за слушание лекций в университете св. Владимира». Оно гласило: «С высочайшего соизволения, последовавшего в 6-й день марта 1862 года, предоставлено начальству Киевского учебного округа право освобождать по представлениям совета университета от взноса платы за учение тех студентов, которые при отличном поведении и успехах в науках представят удостоверение о действительной их бедности».
Помощь профессора
На заседании совета университета 19 апреля 1862 г. рассматривался рапорт профессора А.П. Вальтера о награждении своекоштного студента Александра Яценка 50 рублями серебром за изготовление им анатомических препаратов для демонстраций на лекциях по анатомии. Совет решил вопрос положительно. Вознаграждение было тем более кстати, что А. Яценко уже состоял в списке студентов, подлежащих исключению за неуплату взноса за обучение.
Профессор А.П. Вальтер не только добился вознаграждения за анатомические препараты. С его подачи Александр Яценко вообще был освобожден от платы за обучение, а в 1863 г. решением совета ему было назначено единовременное пособие — 34 рубля 30 копеек. Благодаря поддержке старшего коллеги Александру Яценко удалось успешно закончить курс. В последующем он стал выдающимся хирургом, преподавателем медицинского факультета родного университета.
Представление медицинского факультета
11 мая 1862 г. медицинский факультет обратился в совет университета со следующим сообщением: «Медицинский факультет в заседании своем 3 мая слушал рапорт ординарного профессора Меринга, в котором он, выставляя на вид недостатки теперешних госпитальных клиник, просит уволить его от заведования госпитальною терапевтическою клиникою. Медицинский факультет в ответ на это решил уведомить профессора Меринга, что он, со своей стороны, примет все нужные меры для устранения вышеупомянутых недостатков и просит г. Меринга по-прежнему продолжать заведовать терапевтическою госпитальною клиникою. Г. Меринг, не согласясь на просьбу медицинского факультета, рапортом от 10 мая просит медицинский факультет препроводить его рапорт о вышеупомянутом увольнении его в совет университета».
Этот конфликт профессора Ф.Ф. Меринга с факультетом не помешал, однако, его награждению в том же году орденом св. Станислава 2-й степени, а через два года Ф.Ф. Меринг возглавил главную терапевтическую кафедру факультета — кафедру факультетской терапии.
Предвидение
30 августа 1862 г., перед началом семестра, на медицинском факультете прошел традиционный актовый день, главным событием которого являлась актовая речь. Читал ее на этот раз профессор А.П. Вальтер, а темой выступления было «Применение научной медицины к жизни». Характеризуя достижения медицинской науки и настаивая на их применении в практической деятельности, докладчик особенно подчеркивал необходимость повышения уровня гигиенической подготовки врачей с целью развития профилактического направления медицины. Профессор считал необходимым не только учредить самостоятельную кафедру гигиены, но и разделить медицинский факультет на два отделения — клиническое и гигиеническое. Эта идея на многие десятилетия предвосхищала создание специального санитарно-гигиенического факультета.
Среди многочисленных слушателей А.П. Вальтера был и студент второго курса В.А. Субботин, ставший в недалеком будущем выдающимся гигиенистом, основателем одной из первых самостоятельных кафедр гигиены в стране. Он же был инициатором и создателем санитарной службы Киева. Являясь гласным киевской Думы, он создал и возглавил санитарную комиссию, разработавшую проект такой службы, предусматривавший, в частности, обязательное участие профессора гигиены факультета в городском санитарном совете с правом решающего голоса.
Расписание болезней
В соответствии с высочайше утвержденным расписанием болезней, принятым по военному и гражданским ведомствам, медицинский департамент Министерства внутренних дел издал циркуляр от 17 декабря 1862 г. за № 9038, предусматривавший следующие болезни: 1) горячки катаральные, гастритические и ревматические; 2) перемежающаяся лихорадка; 3) тиф и тифоидальные горячки; 4) холера; 5) кровавый понос; 6) желчный и слизистый поносы; 7) воспаление мозга и его оболочек; 8) воспаление спинного мозга; 9) воспаление глаз; 10) гнойное воспаление глаз; 11) острый катар дыхательных органов и грипп; 12) заушница (parotitis, mumps); 13) воспаление зева (angina); 14) круп и дифтеритический процесс (dyphteritis); 15) коклюш; 16) воспаление легких и плевры, воспаление сердца и сосудов; 17) воспаление брюшных органов; 18) воспаление мочевых и половых органов; 19) рожа; 20) оспа натуральная; 21) вариолоид; 22) скарлатина; 23) корь; 24) острые сыпи других наименований; 25) хронический катар кишечного канала; 26) неправильности в отделении желчи; 27) органические болезни брюшных внутренностей; 28) анемия, хлороз, лейкемия и диабет; 29) маразм и старческий антонов огонь; 30) золотуха, английская болезнь; 31) бугорчатка (tuberculosis); 32) органические болезни дыхательного аппарата; 33) органические болезни сердца; 34) органические болезни сосудов; 35) Брайтова болезнь и другие перерождения почек; 36) ревматизм и ломота; 37) каменная болезнь; 38) водянки; 39) цынга; 40) хронические сыпи; 41) худосочные язвы; 42) венерическая болезнь; 43) заражения от животных (водобоязнь, сибирская язва); 44) чесотка; 45) глисты; 46) умственные расстройства; 47) запой (delirium tremens); 48) невралгии, анестезии и судорожные болезни; 49) падучая болезнь; 50) апоплексия и разные виды паралича; 51) столбняк (trismus et tetanus); 52) местные болезни слухового органа; 53) местные болезни глаз; 54) местные болезни половых органов; 55) местные болезни больших суставов; 56) травматические последствия наказаний; 57) ушибы; 58) раны от огнестрельного и холодного оружия; 59) переломы; 60) вывихи; 61) грыжи; 62) выпадения; 63) сведения и искривления; 64) ожоги; 65) обморожения; 66) воспаления подкожной клетчатки, нарывы простые и переносные, ногтееда; 67) карбункул и вереда; 68) доброкачественные опухоли; 69) рак; 70) костоеда и некроз; 71) отравления; 72) на испытании; 73) воспалительные послеродовые болезни; 74) болезни беременных.
Увлечение студента-медика
На заседании совета университета 28 января 1863 г. рассматривалось предоставление историко-филологического факультета о вознаграждении 50 рублями студента медицинского факультета Саула Ковнера за сочинение «Спиноза, его жизнь и сочинения», напечатанное в последнем номере «Университетских известий» за 1862 г., причем факультет объяснил, что сочинение это написано весьма удовлетворительно и что испрашиваемая факультетом награда студенту Ковнеру, вероятно, поощрит и других господ студентов представлять свои статьи для напечатания в «Университетских известиях».
Из отчета ученого аптекаря университета
В январе 1863 г. ученый аптекарь университетской аптеки доктор Э.Н. Неезе представил совету отчет, в котором, в частности, говорилось: «Большинство гг. профессоров медицины не уважают учения фармации, так и учащиеся медицине не занимаются приготовлением препаратов в аптеке и не знакомятся с рецептурою, хоть это было бы не только полезно, но даже и необходимо и притом удобоисполнимо. Учащиеся фармации по недостатку времени, как они говорят, приготовляют только препараты, которые им задаются на экзамен, а кроме того, практически не занимаются...»
Поощрение
Медицинский факультет обратился 2 мая 1863 г. в совет университета с представлением об оставлении за студентом 8-го семестра Виктором Пугачевским стипендии в 120 рублей серебром на будущий академический год, принимая во внимание свидетельства гг. директоров клиник и других профессоров об усердных и полезных занятиях его. Совет единодушно поддержал ходатайство факультета.
Высочайшее одобрение
На заседании совета университета 17 мая 1863 г. заслушано сообщение попечителя Киевского учебного округа, в котором излагалось высочайшее одобрение положения военного совета о разрешении бесплатного приема в Киевский военный госпиталь по выбору консультанта этого госпиталя, профессора Университета св. Владимира Шимановского, 50 бедных лиц обоих полов, болезнь которых представляет научный интерес по части хирургической.
Выписка из протокола совета (31 августа 1863 г.)
«Слушали: представление медицинского факультета от 22 августа о разрешении профессору Шимановскому приобрести для университета за 650 талеров полное собрание ортопедических машин и аппаратов и необходимое число фотографий интересных случаев, снятых прежде и после излечения, без помощи которых ортопедия совсем не может быть преподаваема.
Определили: изложенное представление и рапорт профессора Шимановского передать в правление университета для изыскания средств к приобретению упомянутых машин и аппаратов».
Трансформация заведующего кафедрой общей терапии
В октябре 1863 г. в совете университета рассматривалось представление медицинского факультета, гласившее: «В заседании 9 октября медицинский факультет, рассуждая о способах усилить научную деятельность студентов, пришел к заключению, что один из главных недостатков для достижения основательного медицинского образования составляют слабые сведения учащихся по части химии и физики и неумение применить данные, представляемые этими науками, к решению вопросов чисто медицинских. Вследствие этого медицинский факультет по предложению профессора Меринга и имея в виду специальные занятия и научные работы профессора Шеффера единогласно решил: 1) просить профессора Шеффера перейти на кафедру медицинской химии и физики; 2) для преподавания общей терапии и фармакологии до введения новых кафедр определить доцента на одно из вакантных по старому уставу адъюнктских мест; 3) для приискания доцента объявить конкурс.
Такою мерою медицинский факультет будет в состоянии удовлетворить одну из существующих потребностей научного образования своих слушателей уже в настоящее время и притом не выходя из сметы, утвержденной Министерством народного просвещения. По изъявлению профессором Шеффером готовности принять предложение факультета медицинский факультет, доводя об изложенном до сведения совета, имеет честь покорнейше просить совет ходатайствовать об утверждении профессора Шеффера в звании ординарного профессора по кафедре медицинской химии и физики».
Совет университета ходатайство поддержал. После соответствующих формальностей ординарный профессор кафедры общей терапии и фармакологии А.А. Шеффер стал заведующим кафедрой медицинской химии и физики, а точнее — основателем.
У истоков кафедры дерматологии
На заседании совета университета 4 октября 1863 г. рассматривалось следующее представление медицинского факультета: «Медицинский факультет в заседании 25 сего сентября по предложению профессора Меринга поручил адъюнкту Горецкому чтение накожных болезней. Донося об этом совету, факультет просит ходатайства об учреждении на общих основаниях клинического отделения для накожных болезней в Киевском военном госпитале и о предоставлении г. Горецкому звания ординатора с увольнением его от дежурств и от всяких занятий, несовместимых с обязанностями профессора». Совет принял по этому представлению положительное решение.
За границу по конкурсу
В декабре 1864 г. медицинский факультет обратился в совет университета со следующим предложением: «Вследствие предложения г. профессора Вальтера медицинский факультет в заседании 7 текущего декабря рассуждал о способах замещения кафедры общей гигиены, которая в Университете св. Владимира должна открыться по уставу в 1867 г. Взяв во внимание, что общая гигиена ни в одном русском университете не читалась отдельно и в обширном объеме, и что, следовательно, трудно найти путеводителя вполне готового, факультет полагает необходимым уже в на стоящее время объявить конкурс не для замещения прямо кафедры, а для посылки лучшего конкурента за границу...». Совет университета инициативу факультета одобрил и сделал распоряжение о напечатании программы конкурса в различных периодических изданиях, с тем чтобы с ней ознакомились во всех университетах и академиях. По условиям конкурса претендент должен был представить в Университет св. Владимира диплом доктора медицины и «сочинение самостоятельное по общей гигиене, или медицинской географии, или статистике. Сверх того, конкурент в одном из университетов, где преподавание совершается на русском языке, должен прочитать пробную лекцию, для того чтобы доказать, что он вполне владеет русским языком и в состоянии излагать научный предмет с кафедры».
Прообраз женской консультации
Вопрос о необходимости в Киеве поликлиники (консультации) для беременных первым поставил еще в 60-х годах XIX века профессор А.П. Матвеев. Однако руководство университета и медицинского факультета не нашло возможным выделить на это дополнительные средства, хоть и разрешило использовать часть выделяемых для акушерской клиники лекарств на оказание бесплатной помощи беднейшим посетительницам поликлиники. Ведение поликлинического приема профессор А.П. Матвеев поручил ординатору акушерской клиники Э.Ф. Функе, который ввиду отсутствия у больных средств вел его безвозмездно.
Продолжение следует