Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 16(255) 2008

Вернуться к номеру

Ох, этот виртуальный мир, ох, этот виртуальный секс!

Авторы: Н. ТИТОВА, практический психолог

Разделы: Медицина. Врачи. Общество

Версия для печати

«27/07 23:37:42 !!!xxx здравствуйте... симпатичный 19-летний парень в роли раба, туалета, шлюшки или той, которой захотит ВЫ, интересует? готов практически на все извращения, унижения и издевательства..»

(Из беседы в чате. Орфография и стилистика беседы сохранены)

И что здесь такого, спросите вы. Взрослые люди могут заниматься чем хотят и с кем хотят, при условии, что это не нарушает наших с вами прав. Согласна! А если по ту сторону монитора ваш ребенок? Вы когда-нибудь задумывались над этим?

Интернет настолько прочно вошел в нашу жизнь, что жизнь без него становится невозможной… Но реальной становится опасность искаженного и поврежденного развития личности целого поколения. Нет, я не шучу. Виртуальное сексуальное насилие над детьми стало проблемой нашего современного общества. Самая распространенная форма сексуального насилия — это развратные действия против малолетних. Мне не удалось ознакомиться с отечественной официальной статистикой виртуального сексуального насилия над детьми — она попросту отсутствует.

Сексуальное насилие в Интернете цветет махровым цветом. В чатах с сексуальной ориентацией, в комнатах с названиями «Виртуальный секс» и пр. сутками «висят» малолетки. Родители, как правило, не контролируют своих чад. Многим и в голову не приходит, с кем и как проводит время их ребенок, блуждая по Инету. Вроде сидит дома, а не болтается по улице. Так ли уж все безобидно? Давайте поговорим о психосексуальном развитии наших детей.

Мы с вами знаем, что на развитее сексуальности индивида влияют биологические, психологические, психопатологические и социальные факторы.

Виртуальный мир тем и опасен, что там не так легко определить, какие формы контакта между ребенком и взрослым произошли. Ведь собственно полового акта там быть не может, но может произойти виртуальный соблазн. Насколько опасны последствия такого контакта?

Ведь предпосылкой к виртуальному сексуальному насилию над детьми становятся возрастные особенности психики малолетних и несовершеннолетних: доверчивость, недостаточность жизненного опыта и их недостаточная осведомленность в вопросах половых отношений, неумение критически оценивать ситуацию, прогнозировать поступки взрослых, да и свои тоже.

Виртуальное общение вовлекает зависимых, неразвитых детей и подростков в сексуальную активность, сущность которой они полностью неспособны понять и на которое они неспособны дать согласие. Дети совершают эти действия, полностью не понимая их. Они зависят от взрослых, их «добровольность» зачастую просто обманчива. Более того, сам факт сексуального правонарушения может привести к нарушениям психосексуального развития с торможением формирования эротической фазы сексуального и зрелого сексуального влечения. Ведь на этапе психосексуального развития в от 1 года до 7 лет формируется половое самосознание, формируется половая аутоидентификация. С 7–13 лет формируется стереотип полоролевого поведения. На этапе формирования полоролевого поведения основная роль в половой социализации отводится обществу сверстников как своего, так и противоположного пола, где существуют жесткие критерии маскулинности и фемининности. Кроме того, сверстники приобщают ребенка к принятым в обществе сексуально-эротическим стимулам. И с 14–26 лет формируется платоническое, эротическое и сексуальное либидо.

Психотравмирующий эффект от эпизода виртуального насилия может быть различным в зависимости не только от продолжительности и характера сексуального воздействия, но и от индивидуально-психологических особенностей личности.

По мнению многих специалистов, более тяжелые последствия виртуального сексуального насилия наблюдаются у девочек и приводят к формированию склонности к крайним сексуальным проявлениям, смешанной или компульсивной (навязчивой) мастурбации, преждевременному сексуальному поведению по отношению к взрослым, что в дальнейшем осложняет социальную адаптацию и может привести к абортам, раннему материнству.

Длительная сексуальная травматизация, к которой можно причислить виртуальный секс, на первых двух этапах психосексуального развития (от 1 года до 14 лет) ведет к сложным рассогласованиям. Сексуальная же травматизация на последнем (14–26 лет) этапе становления сексуальности может вызывать регрессивные формы поведения, а также деперсонализацию, дереализацию, которые связаны с проблемами идентичности, нарушают способность детей к правильному восприятию и пониманию сути событий (политика, экономика). Все это нарушает процесс социального взаимодействия подростка с внешней средой, что может выражаться в неумении общаться, неприятии интересов и недопонимании эмоциональных и поведенческих реакций окружающих.

На основании вышеизложенного мы с вами можем сделать следующий вывод: виртуальное сексуальное насилие приводит к грубым деформациям, затрагивающим саму суть индивида — ядро его личности, а воздействие патогенных факторов, одним из которых является виртуальный секс, на завершающем этапе становления сексуальности ведет к поверхностным, легким, пограничным нарушениям — патологическим изменениям психики индивида.

И в заключение: вряд ли кто из профессиональных психологов не знает о проблеме виртуального сексуального насилия над малолетними в Инете.

Осталось задать один вопрос: кому это выгодно?



Вернуться к номеру