Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 1-2(267-268) 2009

Вернуться к номеру

Роль и место ментола в современной ринологии

Авторы: А.В. САВУСТЬЯНЕНКО, к.м.н., Кафедра фармакологии Донецкого национального медицинского университета им. Горького

Версия для печати

Ментол представляет собой органическое соединение, выделяемое из перечной мяты (Mentha piperita) или получаемое синтетическим путем. Наиболее ранние упоминания о применении ментола найдены в памятниках японской культуры 2000-летней давности. В Европе же он известен лишь с конца XVIII века.

В настоящее время ментол является общепризнанным лекарственным средством и внесен в фармакопеи большинства стран мира. Препарат используется как в качестве самостоятельного средства, так и в комбинации с другими препаратами. Для ментола характерен ряд фармакологических эффектов: раздражающий (вызывает ощущение холода), слабый местноанестезирующий (устраняет чувство боли), слабый антисептический (к препарату чувствительны некоторые виды бактерий), успокаивающий (часто препарат комбинируют с настойкой валерианы или красавки), антиангинальный (рефлекторно расширяет коронарные сосуды) и слабый аналептический (рефлекторно возбуждая окончания тройничного нерва, стимулирует дыхание и ЧСС). Препарат не назначают детям раннего возраста, поскольку возможно рефлекторное угнетение и остановка дыхания.

Удобство медицинского применения ментола обеспечивается разнообразием доступных лекарственных форм: порошки, таблетки, масляные и спиртовые растворы, спреи для ингаляций, карандаши.

Несмотря на столь широкое применение ментола, механизм его действия долгое время оставался малоизученным. Было, правда, известно, что не все так просто, как кажется на первый взгляд. Так, при комнатной температуре ментол действительно вызывает ощущение холода. В то же время если температура окружающей среды поднимается выше 37 ° С, то ментол, наоборот, вызывает ощущение тепла. Лишь исследования последних лет позволили найти ответ на некоторые из возникающих вопросов.

Например, оказалось, что ментол, вопреки ожиданиям, оказывает влияние не на один, а на три типа рецепторов: TRPM8, TRPV3 и TRPA1. Стимулируя рецепторы TRPM8, препарат вызывает ощущение холода, активируя рецепторы TRPV3 — ощущение тепла. Ментол ингибирует рецепторы TRPA1, чем и объясняется его слабое местноанестезирующее действие. Поиск рецепторов, на которые влияет ментол, произвел целый переворот в фармакологии раздражающих средств, поскольку было выяснено, что другие вещества также действуют на несколько типов рецепторов.

В риноларингологической практике ментол используют главным образом при ринитах, стоматитах и фарингитах. При этом проблема применения ментола при ринитах в литературе освещена значительно хуже, чем при остальных заболеваниях, поэтому на этом вопросе мы и решили остановиться более подробно.

Первоначально эффективность ментола при воспалительных заболеваниях полости носа объясняли следующим образом. При закапывании препарата в нос он раздражает холодовые рецепторы слизистой оболочки. Информация от рецепторов по афферентным (чувствительным) нервным волокнам передается в спинной мозг. При этом не доходя до спинного мозга от нервов отходят небольшие ответвления, из которых под влиянием ментола уменьшается высвобождение субстанции Р и АТФ в окружающие ткани. Следствием снижения содержания данных медиаторов является уменьшение высвобождения гистамина из тучных клеток, брадикинина из потовых желез и простагландинов из клеток слизистой оболочки и иммунных клеток. При уменьшении содержания всех перечисленных биологически активных веществ — субстанции Р, АТФ, гистамина, брадикинина и простагландинов — происходит сужение сосудов. Как следствие, уменьшаются процессы экссудации, слизи в полости носа становится меньше и больному становится легче дышать.

Эффективность леденцов с ментолом для рассасывания объясняли сходным образом, с той поправкой, что при рассасывании леденца в ротовой полости происходит образование паров ментола, которые через ноздри и носоглотку попадают в полость носа, где и оказывают свое действие. Однако исследования, выполненные в последние годы, заставили пересмотреть данное положение.

Так, в одно из исследований включили 10 здоровых волонтеров (средний возраст составил 28 лет). Им в исходных условиях выполнили акустическую ринометрию (метод исследования, позволяющий объективно оценить, как изменяются размеры полости носа при воздействии тех или иных фармакологических средств). Затем каждому испытуемому в одну из ноздрей распыляли раствор ментола и спустя 5 и 10 мин снова выполняли акустическую ринометрию. Как показали результаты исследования, между данными, полученными с помощью акустической ринометрии в исходных условиях и спустя 5 и 10 мин после введения ментола, достоверных различий получено не было. И дело здесь вовсе не в здоровых волонтерах: в соответствии со стандартными протоколами, если вещество обладает деконгестивным действием (то есть устраняет отек слизистой оболочки, устраняет заложенность носа, увеличивает размеры полости носа), то оно проявит свои эффекты и у здоровых лиц. Авторы исследования сообщили еще об одном важном моменте: хотя объективных признаков наличия у ментола деконгестивного действия обнаружено не было, более половины испытуемых сообщили о том, что дышать после применения ментола стало легче.

В другом двойном слепом рандомизированном исследовании приняли участие 60 человек (33 мужчины и 27 женщин, средний возраст 22 года, возраст колебался от 18 до 43 лет) с признаками обычной простуды — заложенностью носа и гиперсекрецией слизи в сроке до 72 ч. Испытуемым предлагали с помощью визуальной аналоговой шкалы (линейка длиной 10 см, на одном конце которой находилась метка «нос полностью свободен», а на другом — «нос полностью заложен») оценить, насколько легко воздух проходит через нос. После этого испытуемых случайным образом разделили на 2 группы, одна из которых получала леденец для рассасывания, содержащий 11 мг ментола, а другая — таблетку с плацебо. Спустя 2 и 30 мин после приема препаратов испытуемых снова просили оценить, насколько им легко дышать, с помощью визуальной аналоговой шкалы.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в исходных условиях между выделенными группами больных не было достоверных различий по средним оценкам, выставленным с помощью визуальной аналоговой шкалы. Спустя 2 мин после приема препаратов оценки, даваемые обеими группами больных, сместились в сторону «нос полностью свободен». Однако это смещение в группе, получавшей леденцы с ментолом для рассасывания, было достоверно более выраженным, чем в группе, получавшей плацебо. Различия между группами оставались достоверными и спустя 30 мин после приема препаратов.

Еще в одном исследовании 11 здоровых волонтеров (возраст 23–29 лет) вдыхали воздух с определенной дыхательной нагрузкой (сопротивление 180 см H2O/л/с или 75,5 см H2O/л), что, безусловно, вызывало дискомфорт. В этих условиях ингаляция ментолом устраняла дискомфорт, связанный с дыхательной нагрузкой.

Подводя итоги вышеприведенных исследований, необходимо отметить, что хотя объективные данные, полученные с помощью акустической ринометрии, не подтверждают наличие деконгестивного действия у ментола, прием данного препарата вызывает ощущение более легкого прохождения воздуха через полость носа.

Этот механизм действия ментола в настоящее время и рассматривают как основной. Считается, что ментол, принятый в виде любой из доступных лекарственных форм, действует на холодовые рецепторы полости носа, вызывая у нас ощущение того, что нос стал более свободным. На самом же деле это не так — деконгестивным действием препарат не обладает.

Однако не стоит торопиться. Давайте внимательно посмотрим на сложившуюся картину еще раз. Во-первых, ментол хотя и «обманывает» организм, делает это намного искуснее, чем плацебо (рис. 1). Во вторых, многим людям просто необходимо нормальное самочувствие для выполнения требуемых видов деятельности. Автору не раз приходилось видеть, как из-за дискомфорта, связанного с заложенностью носа, лектор не мог нормально читать лекцию, студент — учиться, программист — писать программы… В этом случае ощущение свободного носа, пусть даже это и не соответствует объективной действительности, возвращает людей к нормальному режиму труда. Наконец, для устранения заложенности носа больные часто прибегают к использованию более сильных препаратов, которые, конечно же, уменьшают продукцию слизи в полости носа, но зато приводят к развитию многочисленных побочных эффектов: атрофии слизистой оболочки полости носа, развитию сердечно-сосудистой патологии, заболеваний простаты и т.д. Все эти побочные эффекты не характерны для ментола.

Учитывая вышеизложенное, необходимо сделать вывод о том, что полученные данные нисколько не умаляют значение ментола в качестве лекарственного средства для эффективной терапии ринитов. Ментол по-прежнему остается одним из основных препаратов при лечении данной патологии.

В отношении острых респираторных заболеваний в целом и ринитов в частности некогда была поднята одна очень важная проблема. Дело в том, что вирусные заболевания, по данным ряда исследователей, приводят к нарушению выполнения ими некоторых функций человека. Например, у больных, инфицированных корона- или риновирусами, могут отмечаться нарушения координации движений рук и глаз, при инфицировании гриппом нарушается способность быстро реагировать на предъявляемые стимулы и т.д.

Проблемы жизнедеятельности, вызываемые вирусом гриппа, можно объяснить виремией — попаданием вирусных частиц в кровь с последующим поражением внутренних органов, развитием интоксикации. Однако при многих других инфекциях, например риновирусных, генерализации инфекции не происходит — вирус размножается локально, в пределах одного органа (например, полости носа). Почему же тогда развиваются нарушения некоторых функций организма? Ряд авторов предположили, что виной всему может быть заложенность носа — при затруднении прохождения воздуха через полость носа в организме может развиваться гипоксия различной степени выраженности, которая и ухудшает некоторые из показателей жизнедеятельности организма.

Чтобы проверить, насколько все сказанное соответствует действительности, авторы исследования, в котором приняли участие 60 человек, больных простудой (см. выше), попросили испытуемых протестировать свои способности реагировать на внезапно появляющиеся стимулы. С этой целью был использован компьютер, на экране которого появлялся красный или белый квадрат. Задача испытуемого сводилась к тому, чтобы в момент появления квадрата нажать на специальные кнопки. Тест был представлен в двух вариантах:

1) больные должны были нажимать на одну и ту же кнопку при появлении любого квадрата (простой тест) либо 2) больные должны были нажимать на одну из двух кнопок в зависимости от того, какой квадрат появлялся на экране монитора (тест с выбором). Все больных протестировали в исходных условиях, а также спустя 2 и 30 мин после приема леденца с ментолом для рассасывания или плацебо. Полученные результаты представлены на рис. 2.

Очевидно, что в исходных условиях между выделенными группами больных достоверных различий получено не было. Не были они обнаружены и спустя 2 мин после приема леденцов с ментолом для рассасывания или плацебо. То же самое наблюдалось и спустя 30 мин после приема препаратов. Более того, значения, полученные в разные сроки — исходно, спустя 2 и 30 мин, в пределах одного и того же теста были одинаковыми и соответствовали значениям, зарегистрированным у здоровых лиц.

Авторы приходят к выводу, что ринит, сопровождающий обычную простуду, не приводит к нарушениям каких-либо иных функций организма. Прием ментола в этом случае также не оказывает какого-либо влияния. Тем не менее авторы указывают, что этот вопрос требует дальнейшего прояснения. В частности, эксперимент необходимо повторить с использованием других тестов — например, на сохранность координации движений рук и глаз.

В заключение хотелось бы отметить, что многие авторы отмечают еще одну важную характеристику ментола — гипоаллергенность данного соединения.

Многие эффекты ментола могут быть усилены или дополнены его комбинациями с другими препаратами, например эвкалиптом, медом, лимоном и т.д.


Список литературы

1. Eccles R., Morris S., Jawad M.S.M. The effects of menthol on reaction time and nasal sensation of airflow in subjects suffering from the common cold // Clin. Otolaryngol. — 1990. — V. 15. — P. 39-42.

2. Macpherson L.J., Hwang S.W., Miyamoto T. et al. More than cool: promiscuous relationships of menthol and other sensory compounds // Mai. Cell. Neuimci. — 2006. — V. 32. — P. 335-343.

3. Nishino T., Tagaito Y., Sakurai Y. Nasal Inhalation of l-menthol Reduces Respiratory Discomfort Associated with Loaded Breathing // Am. J. Respir. Crit. Care Med. — 1997. — V. 155. — P. 309-313.

4. www.asean-rs.org

5. www.zdorovie-tv.ru


Вернуться к номеру