Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 15 (289) 2009

Вернуться к номеру

Современные аспекты медицинской этики и деонтологии

Авторы: С.С. Острополец, д.м.н., профессор, Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Версия для печати

 Этикой называют науку, занимающуюся определением нравственной ценности человеческих стремлений и поступков.

А. Грандо

 

Деонтология — душа медицины и мудрость врачевания.

Врача надо измерять 4 измерениями: 1) шириной — его кругозор; 2) высотой — образование, науку; 3) глубиной — воспитание и самовоспитание; 4) мостиком в будущее, т.е. в более нравственное общество.

А. Билибин

 

В соответствии с современными представлениями, «врачебная этика и медицинская деонтология — это выражение высокого долга, общечеловеческой гуманности в специфических условиях профессиональной деятельности» (Ю. Лисицин, 1998). Характеризуя особенности медицины, И.А. Кассирский в своей монографии «О врачевании» (1970) отмечает, что «медицина является особым, уникальным родом деятельности, отличающимся в деонтологическом плане необычайной сложностью и многообразием, притом некоторые стороны врачебной деятельности не всегда контролируемые. Врачебный диплом налагает на того, кто его получил, огромную общественную, государственную и человеческую ответственность».

Вопросам медицинской этики и деонтологии посвящено колоссальное количество публикаций, и, на первый взгляд, обсуждение данного вопроса в очередной раз вряд ли является целесообразным. Между тем в конце прошлого века вопросы медицинской этики и деонтологии приобрели особую остроту в результате изменения социально-экономических отношений, кризиса здравоохранения, чему способствовали остаточный принцип финансирования, низкая заработная плата, появление ранее не свойственных нашему обществу рыночных отношений в медицине и другие моменты. Продолжали нарастать явления дегуманизации, заключающиеся в отчуждении врача и пациента, обусловленные появлением новых действенных методов инструментального и лабораторного исследования, терапии, и параллельно с этим — принижение значимости непосредственного исследования. Бурное развитие биологии и медицины, фантастически расширившее современные терапевтические возможности, обусловило рождение биоэтики, «отец» которой В. Поттер, обосновывая ее, писал: «При вступлении в эру третьего тысячелетия мы все яснее сознаем дилемму, поставленную перед нами безудержным ростом знания, которое не сопровождается ростом мудрости, необходимой для управления этим знанием». До настоящего времени в литературе продолжается дискуссия о том, чем является биоэтика — новой самостоятельной дисциплиной или разделом медицинской этики. Нам представляется, что определение биоэтики, содержащееся в Оксфордском словаре (1989) и заключающе­еся в том, что биоэтика представляет собой дисциплину, «имеющую дело с этическими проблемами, возникающими в результате прогресса медицины», занимающейся изучением этических проблем, являющихся результатом медико-биологических исследований и их применения в таких областях, как трансплантация, генная инженерия и искусственное оплодотворение, позволяет с уверенностью считать, что биоэтика является разделом этики. Как справедливо указывают Н. Амиров и соавт. (1999), биоэтика представляет собой «профессиональную этику врача (медика) на современном этапе развития общества и медицины». Таким образом, нет необходимости в противопоставлении так называемой классической гиппократовской этики биоэтике — обе они, по сути, являются составными частями единой медицинской этики, как и деонтология, определяющаяся как «совокупность этических норм при выполнении медицинским работником своих профессиональных обязанностей, а также принципов поведения, профессиональных приемов психологического общения с обратившимся к врачу здоровым или больным человеком», и «если медицинская этика не несет в себе специфики отдельной врачебной специальности, то медицинская деонтология имеет прикладной характер, обусловленный той или иной медицинской профессией» (И. Шабалов, 1999).

Врач-педиатр — особая профессия, суть которой состоит не только в диагностике, лечении и профилактике заболеваний у детей, но и прежде всего в осуществлении контроля за ростом и развитием ребенка, предупреждении и раннем выявлении отклонений данных параметров от нормы. Кроме того, педиатр должен обладать особыми личностными качествами или развивать их в себе. Одним из первых на это обратил внимание С. Хотовицкий (1847), который писал, что «кроме основательных теоретических и практических познаний, кроме надлежащей теоретической способности, кроме спокойствия и твердости духа, кроме справедливости и кротости в поступках детский врач не только должен вполне ознакомиться с физио­-

логическими и патологическими отличиями детского организма, но вместе с тем иметь особую врожденную привязанность к детям. Он должен находить удовольствие в общении с детьми, он должен уметь с детьми быть как бы дитятею».

Общеизвестно, что наиболее дорогое, что есть в обществе, — это дети, являющиеся связующим звеном между поколениями, между прошлым и будущим. Будущее мира — в их руках. Поэтому охрана здоровья детей признана приоритетным направлением внутренней политики нашего государства, о чем свидетельствуют такие важные национальные программы, как «Дети Украины» (1996), «Репродуктивное здоровье Украины 2001–2005 гг.» (2001), Закон Украины «Об охране детства» (2001), который рассматривает охрану детства как стратегический общенациональный приоритет и с целью реализации прав ребенка на жизнь, охрану здоровья, образование, социальную защиту определяет основные задачи государственной политики в этой сфере.

В настоящее время проводится активная работа по подготовке и включению в практику здравоохранения семейных врачей с целью усиления первичной медицинской помощи населению с параллельным сокращением подготовки врачей других специальностей. В этих условиях нам представляется рациональным сохранение системы участковых педиатров в силу особенностей как их специальности, так и наблюдаемого ими контингента населения, тем более что в последнее время его предельный возраст увеличен до 18 лет.

В равной степени рыночные отношения, коммерческие интересы, платная медицинская помощь и т.п. не должны присутствовать в сфере детского здравоохранения, которое должно быть всеобъемлющим и бесплатным.

Особое значение также имеет необходимость интенсификации преподавания медицинской этики при проведении как преддипломной, так и последипломной подготовки врачей с учетом новых данных и современной трактовки прежних. В качестве примера можно привести положение с ятрогенией. В настоящее время к ятрогенным относят не только ошибочные или неадекватные действия врача, но и неблагоприятные последствия действий всех медицинских работников. Международная классификация болезней IX пересмотра определяет ятрогению как «любые нежелательные или неблагоприятные последствия профилактических и терапевтических вмешательств либо процедур, которые приводят к нарушению функции организма, ограничению привычной деятельности, инвалидизации и смерти». Привлечение внимания к ятрогениям обусловлено нарастанием их частоты, что в определенной степени связано с расширением диагностических возможностей, лечебных и профилактических действий, внедрением в медицинскую практику новых современных методик, и в частности инструментальных исследований. Таким образом, в свете современных представлений к ятрогениям относят не только явные неправомерные действия медицинских работников, но и возникновение различных нежелательных последствий правомерных действий медицинского персонала в процессе исследования и лечения больного. Так, например, к этой группе ятрогений относятся состояния непереносимости лекарственных препаратов, развитие лекарственной болезни, иммунодефицита при пульс-терапии глюкокортикоидами, цитостатиками и т.п. Нередки случаи ятрогении, обусловленной недобросовестным отношением медицинских работников к своим обязанностям или их недостаточной квалификацией, а также сочетанием указанных моментов.

Несомненно, среди медицинских работников были, есть и будут лица, нарушающие этические нормы и даже совершающие противоправные действия, что, естественно, необходимо искоренять. Наряду с этим мы считаем, что сведения об этом должны находиться в пределах медицинского информационного поля, не пересекая его границ и не попадая в общедоступные периодические издания.

К сожалению, еще нередки случаи, когда в погоне за «сенсацией» газеты публикуют материалы, способствующие снижению престижа врачебной профессии. Так, в газете «Комсомольская правда в Украине», выходящей тиражом 130 тыс. экземпляров, в № 122 от 9 июля 2003 года на ее первой странице, где обычно представлены самые «горячие» темы, среди прочих значится: «Как бороться с врачами-жуликами». При знакомстве с этим материалом, помещенным под набранным крупным шрифтом заголовком «За ваши деньги мы найдем у вас любую болезнь!», из подзаголовка читатель узнает, что «так думают многие врачи, когда выписывают очередное, часто необоснованное направление на обследование. Можно ли с этим бороться? Оказывается, можно!». В материале указывается, что в качестве противодействия указанной ситуации предполагается создание клиник под девизом «Доброжелательные к пациенту» (существующие, следует полагать, — недоброжелательные), в которых, среди всего прочего, пациент сам сможет выбрать лечение, «спросить врача, когда он последний раз по этому вопросу читал соответствующую литературу или был на курсах». Что касается комментариев, то нельзя согласиться с тем, что даже в это трудное для населения и медицины время многие врачи в нашей стране являются жуликами, что право выбора лечения можно предоставлять пациенту (к чему это приводит, известно многим врачам), что пациенту, не имеющему медицинского образования, позволительно интересоваться степенью подготовки врача (и как он может это оценить?). Ясно, что в таком контексте представлять и обсуждать проблемы медицины, врачевания, которых действительно немало, на страницах немедицинских изданий недопустимо, так как, кроме всего прочего, они формируют у населения отрицательное отношение к научной медицине и тем самым индуцируют его к обращению к различным «целителям», не имеющим медицинского образования. Именно этому способствует публикация в газете «Вечерний Донецк» от 6.06.2009 г. (№ 66) в рубрике «Вам это известно?» анонимной заметки «Ошибки врачей убивают семь украинцев в день», где, ссылаясь на данные Всемирной организации здравоохранения, указывается, что «из-за врачебных ошибок ежедневно в Украине умирают 6–7 больных и втрое больше становятся инвалидами».

Как известно, конец прошлого века ознаменовался всплеском активности мистики, оккультизма, экстрасенсорики, веры в потусторонние силы и т.п., что обусловило очередной расцвет лженауки. Обычно это происходит в периоды социальных потрясений, переоценки ценностей, для которых характерны «падение промышленного процесса, былого высокого международного авторитета государства, разрушение хорошо отлаженной системы здравоохранения и образования, растущая безработица, преступность, стремительное разделение народа на несметно богатых и полунищих, официально именуемое расцветом демократии, деградация некогда победоносной армии, планомерное и неуклонно прогрессирующее разрушение самого главного двигателя цивилизации — науки, в том числе медицинской» (Д. Саркисов, 1997). Этому также способствует снижение общекультурного уровня медицинской грамотности населения, индуцирующее прогрессирующее увеличение числа так называемых народных целителей с их воинствующей некомпетентностью. Весьма прискорбно, что многие средства массовой информации, в том числе и телевидение, рекламируют их деятельность. В наиболее доступных (бесплатных) широко распространяемых изданиях систематически печатаются благодарственные письма «знахаркам», «целительницам» и «спасительницам». В качестве примера могут служить следующие:

«…После того как целительница кинула на карты и пошептала, муж выздоровел, а корова стала больше давать молока», «…Привела к целительнице ребенка с энурезом, а она сказала, что так просто проблему не решить. Поили гадостью мужа и через него делали порчу на всю семью, чтобы мы вместе не жили. Я не очень поверила и решила пока ограничиться тем, что знахарка снимет порчу с ребенка. После этого Вадик ровно сорок дней не писался, а потом начал все сначала. Тогда по­шли к целительнице всей семьей. Она мужа молитвами вычитала и всех отправила домой. Трое суток его мучили понос и рвота. А потом все как рукой сняло, и с ребенка, и с меня (фиброма моя исчезла). Спасибо…». Читая эту и подобную ей информацию, трудно поверить, что это происходит в XXI веке, а не в мрачном Средневековье. Информационные издания содержат множество рекламных объявлений «целителей» — от подробного перечисления их «лечебных возможностей» типа «лечу все» до номера телефона. Трудно переоценить вред, наносимый этими шарлатанами. Попадая к ним, заболевшие теряют время, болезнь прогрессирует, приводя к смерти. Так, в нашу клинику обратилась мать с ребенком, у которого год назад был диагностирован лимфогранулематоз. Родители обратились к экстрасенсу, который их заверил, что он излечит ребенка, если они будут следовать его советам и не лечиться у врачей. В течение года мать посещала с ребенком экстрасенса, заболевание же продолжало прогрессировать. В момент поступления в клинику у мальчика была третья стадия лимфогранулематоза, и он погиб. Между тем использование современных методов лечения в начальной стадии заболевания позволило бы сохранить ребенку жизнь. Таких примеров можно привести множество.

Мы полагаем, что давно наступило время запретить средствам массовой информации пропаганду лженаучных сведений, выдачу лицензий на право врачевания «народным целителям». Также недопустимо в немедицинских изданиях рекламировать лекарственные препараты и методы лечения. Следует сосредоточить внимание на повышении общекультурного уровня и медицинской грамотности населения. Должны быть исключены из телевизионных программ передачи, морально и физически растлевающие население, молодежь. К ним относятся фильмы ужасов, триллеры, активная пропаганда половой распущенности, вседозволенности и т.п. Адекватная тактика должна осуществляться в отношении печатной продукции. Приходится удивляться материалам, нередко публикуемым в периодических изданиях. Так, в журнале «Огонек» (№ 2, 2003 год), выходящем тиражом 50 тыс. экземпляров, опубликован материал «Матофизиолог», имеющий подзаголовок «Матерная речь как доза яда, спасительного и исцеляющего», в котором постулируется положение, что мат является «мощным средством саморегуляции» у мужчин. Более того, «у матерщинников быстрее рубцуются раны и срастаются кости, чем у безматерных чистюль». Что же касается женского пола, то «у матерящихся женщин начинает ломаться голос, наблюдается повышенное оволосение». Очень ценная информация… Современные авторы широко издающихся литературных произведений часто вкладывают в уста своих героев ненормативную лексику, что, как и перипетии сюжета, не способствует высоконравственному воспитанию населения. Наряду с этим в средствах массовой информации незначительно представлена классическая, в том числе и отечественная, литература, как, кстати, и в образовательном процессе (школы, лицеи, институты, университеты и др.). Индуцирование побудительного стремления учащихся к чтению классиков заменяют суррогатными изданиями, в которых каждому великому писателю и сюжетам его произведений уделяют не более 2–3 страниц. Все это, естественно, не способствует формированию у населения достаточного культурного уровня, высокой нравственности и медицинской грамотности, изживанию суеверий, что приводит к процветанию лжемедицины, наносящей существенный вред обществу. Средствами борьбы с этим позорным явлением являются доступность и бесплатность медицинской помощи, высокая квалификация медицинского персонала, принятие государством комплексов мер, направленных на запрещение занятий врачеванием лицам, не имеющим медицинского образования, создание условий, обеспечивающих формирование высоконравственного общества, прогрессивного развития науки, в том числе и научной медицины. Оценивая роль науки, А.П. Чехов писал: «Испуская последний вздох, я все-таки буду думать, что наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви».

В заключение считаю необходимым отметить, что медицинская этика, сохраняя классические принципы, будет продолжать свое развитие в текущем столетии в соответствии с прогрессом биологии, медицины, а также общественными отношениями.


Список литературы

1. Амиров Н.Х., Альбицкий В.Ю., Нежметдинова Ф.Т. От медицинской этики к медицинской биоэтике // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 1999. — № 2. — С. 40-42.

2. Кассирский И.А. О врачевании. — М., 1970. — 271 с.

3. Лисицин Ю.П. Медицинская этика, деонтология и биоэтика // Проблемы социальной гигиены и история медицины. — 1998. — № 2. — С. 7-13.

4. Поттер В.Р. Мост в будущее. —К., 2002. — 216 с.

5. Саркисов Д. Очерки истории общей патологии. — М., 1997. — 512 с.

6. Хотовицкий С.Ф. Педиятрика. — СПб., 1847. — 858 с.

7. Шабалов И.П. Детские болезни. — СПб., 1999. — 1080 с. 


Вернуться к номеру