Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



UkrainePediatricGlobal

UkrainePediatricGlobal

Журнал «Здоровье ребенка» 6 (27) 2010

Вернуться к номеру

Проблемы психологической адаптации детей раннего возраста в педиатрических стационарах

Авторы: Коробчанский В.А., Красникова С.А., Шмулич В.К., Старусева В.В., Шмулич О.В., Харьковский национальный медицинский университет

Рубрики: Педиатрия/Неонатология

Версия для печати


Резюме

В работе представлены результаты социологического исследования особенностей психологической адаптации детей раннего возраста в условиях педиатрических стационаров. Установлено, что дети в отличие от взрослых уже с самого раннего возраста интериоризируют социальную роль пациента как навязанную, в этой роли чрезвычайно завышена зависимость ребенка. Социальная роль ребенка-пациента характеризуется тем, что она усваивается им вместе с другими социальными ролями. Способность к выполнению социальной роли пациента вырабатывается у ребенка не эволюционно, а скачками — в соответствии с созреванием систем организма и переживаемыми кризами социализации. Поэтому стационарное лечение должно быть максимально гуманизировано. Успешная интериоpизация ребенком роли пациента способствует эффективному лечению. Поэтому психологическое сопровождение стационарного лечения необходимо всем пациентам, особенно детям раннего возраста.


Ключевые слова

Психологическая адаптация, дети, педиатрический стационар, эффективность лечения.

Процесс лечения или реабилитации ребенка — это диалог между врачом и… здесь обычно говорят «родителями». Но ведь пациентом является ребенок! Самое эффективное здравоохранение не добьется успехов, если не будет рассматривать ребенка как автономного, компетентного (с определенного возраста) пациента. Вплоть до нарушения прав ребенка. Дело здесь в том, что социальная роль пациента в применении к ребенку практически не исследована. И родители, и даже врачи плохо представляют себе, что это такое. Данное соображение отражает актуальность заданной темы. Этой проблеме посвящены работы А.М. Белоусовой [1], N. Sedova [2] и др.

Материалы и методы

В работе изучалась проблема психологической адаптации детей раннего возраста в педиатрических стационарах. Решение данной задачи осуществлялось методами социологии медицины.

Роль пациента не принадлежит к тем социальным ролям, которые сознательно формируют у ребенка агенты социализации. Люди, контактирующие с ребенком во время болезни, часто даже не признают за ним способность выполнять эту роль. Поэтому дети редко становятся соучастниками процесса лечения, что отрицательно сказывается на его эффективности, более того, может нанести психологическую травму ребенку.

Распределение социальных ролей в медицине предполагает и наличие такой социальной роли, как ребенок-пациент. Признание за ним этой роли включает признание его автономии и права на информированное согласие. Поэтому необходимо определить, в каком возрасте ребенок может считаться компетентным, как происходит правильное усвоение роли пациента в раннем возрасте, когда ребенок еще не компетентен, как защищены его права как пациента.

Результаты и их обсуждение

Как свидетельствуют социологические исследования, в отличие от взрослых дети уже с самого раннего возраста интериоризируют социальную роль пациента как навязанную, в этой роли чрезвычайно завышена зависимость ребенка. Социальная роль ребенка-пациента характеризуется тем, что она усваивается им вместе с другими социальными ролями. Способность к выполнению социальной роли пациента вырабатывается у ребенка постепенно, но не эволюционно, а скачками — в соответствии с созреванием систем организма и переживаемыми кризами социализации.

Официальное признание за ребенком социальной роли пациента имплицирует прежде всего уважение к нему и к его автономии. Врачи очень четко осознают свою роль не только как защитников здоровья ребенка, но и как агентов социализации в формировании его социальной роли пациента, однако родителей рассматривают в этом процессе скорее всего как фактор риска.

Стационарная форма лечения обычно окончательно формирует социальную роль ребенка как пациента, причем эти навыки остаются с ним на всю жизнь. По­этому стационарное лечение должно быть максимально гуманизировано. Успешная интериоризация ребенком роли пациента способствует эффективному лечению. Неадаптированные к этой роли дети медленнее выздоравливают. Негативным эффектом пребывания ребенка в стационаре может стать абсолютизация им своей социальной роли пациента. Поэтому психологическое сопровождение стационарного лечения необходимо всем пациентам, особенно детям раннего возраста.

В то же время по отношению к детям-пациентам медицинский и родительский патернализм является всеобъемлющим. Проблема психологической адаптации больных детей раннего возраста к условиям стационара является актуальной с момента оказания этого вида медицинской помощи, так как должного внимания психологической помощи таким больным не уделялось.

Во-первых, ребенок страдает от самой болезни, от болезненных манипуляций, от неизвестных ему процедур и исследований, в конце концов от неизвестного для него окружения. Эти фобии, возникающие у больного ребенка, несомненно, сказываются на его психо­эмоциональном статусе и, как следствие, отрицательно влияют на процесс выздоровления. И во много раз труднее переносить больному ребенку все испытания, если рядом нет матери.

Практика изоляции детей в стационарах внедрена во всех реанимационных, хирургических и других отделениях. В то же время почему же импринтинг используется в родовспомогательных учреждениях с целью обеспечения полноценного нервно-психического развития здорового новорожденного ребенка, который только рефлекторно чувствует близость матери, и перерезается пуповина психологической связи с матерью у детей, способных любить и чувствовать необходимость в присутствии мамы во время болезни? В этом, на наш взгляд, существует противоречие. Очевидно, нет большего горя для здорового ребенка, чем разлука с матерью, а для больного тяжесть разлуки усугубляется болезненными переживаниями. Не менее драматичны переживания кормящей матери, которая в первую очередь страдает уже в связи с болезнью своего ребенка и еще больше страдает от неизвестности, невозможности каждую минуту видеть малыша, помогать ему, ухаживать за ним.

Таким образом, обоюдные отрицательные эмоции со стороны ребенка и матери являются неизбежными, что в такой ситуации нередко приводит к психотическим реакциям, нервно-эндокринным осложнениям у матери и психосоматическим — у ребенка. В литературе очень мало сообщений об изменениях психоэмоциональной сферы детей в условиях стационара.

На наш взгляд, самой действенной психологической помощью для больного ребенка и его матери является совместное их пребывание в стационаре независимо от характера и тяжести заболевания, естественно, при условии соблюдения всех этических, деонтологических норм и противоэпидемических мероприятий, что касается в основном хирургических стационаров. Потому, руководствуясь одним из важных постулатов в организации стационарной медицинской помощи детям — обеспечения охранительного режима и принципом «не навреди», организаторам здравоохранения целесообразно было бы пересмотреть и расширить показания для совместного пребывания матери и ребенка в стационаре.

Поднятая социально-этическая и психогигиеническая проблема подтверждает необходимость совершенствования организации педиатрической службы в системе здравоохранения, а потому может быть использована в разработке программ медицинской помощи населению, а также в курсах социологии медицины, организации здравоохранения, клинической психологии и психогигиены, биоэтики и медицинского права в высших медицинских учебных заведениях.


Список литературы

1. Белоусова А.М. Ребенок как пациент: интерпретация социальной роли: Автореф. дис… канд. мед. наук. — Волгоград, 2006.
2. Sedova N., Belousova A. Patemalism in medicine // 7h World Congress of Bioethics. — Sydney: SWU-Press, 2004.


Вернуться к номеру