Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



Травма та її наслідки
Зала синя Зала жовта

Травма та її наслідки
Зала синя Зала жовта

Журнал «Травма» Том 11, №1, 2010

Вернуться к номеру

Лечение дефектов длинных костей на фоне хронического травматического остеомиелита

Авторы: В.И. Десятерик, А.К. Чверкалюк, О.Г. Дунай, В.П. Губарик, А.И. Черняк, О.Е. Суворов - Городская клиническая больница №2, Кривой Рог, Украина

Рубрики: Травматология и ортопедия

Разделы: Клинические исследования

Версия для печати


Резюме

Представлен опыт использования методик возмещения дефектов и удлинения костей с использованием технологий Г.А.Илизарова. Клиническое наблюдение отслеживает длительный путь реабилитации больного с тяжелой травмой верхней конечности, осложненной остеомиелитом костей предплечья. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности и многогранных возможностях методики костной пластики по Г.А. Илизарову.

Представлений досвід використання методик відшкодування дефектів і подовження кісток з використанням технологій Г.А.Ілізарова. Клінічне спостереження відстежує тривалий шлях реабілітації хворого з важкою травмою верхньої кінцівки, ускладненої остеомієлітом кісток передпліччя. Отримані результати свідчать про ефективність і багатогранні можливості методики кісткової пластики за Г.А.Ілізаровим.

Experience of use of methods of indemnification of defects and lengthening of bones with use of technologies G.A.Ilizarov is presented. Clinical supervision traces a long way of rehabilitation of the patient with a heavy trauma of the upper extremity complicated osteomyelitis of brachia. The received results testify to efficiency and multilateral possibilities of technics bone plastics on G.A.Ilizarov.


Ключевые слова

возмещение дефекта кости, билокальный остеосинтез, дистракционный регенерат

відшкодування дефекту кістки, білокальний остеосинтез, дистракційний регенерат

compensation of defect of a bone, bilocal an osteosynthesis, distraction regenerate

Известно, что возмещение сегментарных дефектов длинных трубчатых костей представляет собой интересную и довольно трудную задачу. Возникновение сегментарных дефектов костей, нарушение роста костей наиболее часто связано с перенесенной травмой, развитием посттравматического, гематогенного остеомиелита.

Используемые в настоящее время методы лечения дефектов длинных костей можно разделить на две группы:

1) восстановление целостности и длины кости путем одномоментного замещения дефекта кости ауто-, аллокостными трансплантатами;

2) возмещение дефекта кости за счет формирования дистракционного регенерата по Г.А. Илизарову.

В условиях наличия очага гнойной инфекции, трофических изменений кости и мягких тканей возникают особые требования к костной пластике и костно-пластическим материалам – устойчивость к инфекции, возможность применения при рубцовых изменениях тканей и выраженных нейротрофических нарушениях [5]. В таких случаях мы и многие другие авторы [2,3,4,6] считаем наиболее рациональной методикой возмещения сегментарных дефектов костей формирование дистракционного регенерата с использованием методик Г.А. Илизарова, в основе которых лежит идея индукции и поддержания остеогенеза путем создания напряжения-растяжения остеогенной ткани в условиях жесткой фиксации костных отломков. В результате этого процесса формируется дистракционный регенерат, перестраивающийся затем в полноценную органотопическую кость [1].

Цель нашего сообщения – показать возможности возмещения дефектов костей с помощью формирования дистракционного регенерата по методике Г.А. Илизарова, не утратившей своей актуальности уже на протяжении более 40 лет.

Материал и методы

Материалы нашей работы базируются на опыте возмещения сегментарных дефектов и удлинения костей с использованием моно- и билокального остеосинтеза по Г.А. Илизарову у 78 пациентов за период с 1999 по 2008 гг. У выбранной группы пациентов размеры дефекта костной ткани вследствие травмы или перенесенной операционной сегментарной резекции составляли от 5 до 19 см. По сегментам дефекты распределялись следующим образом: большеберцовая кость – 45 (57,7%), бедренная кость – 18 (23,1%), кости предплечья – 10 (12,8%), плечевая кость – 5 (6,4%). Основной причиной возникновения дефектов костей были оперативные вмешательства по поводу травматического остеомиелита – в 56 (71,2%) случаях, гематогенного остеомиелита – в 9 (11,5%), лизис концов костных отломков на фоне нестабильного накостного металлоостеосинтеза – в 3 (3,8%) случаях.

В зависимости от состояния мягких тканей сегмента, величины укорочения, локализации дефекта на протяжении кости, рентгенологической картины для возмещения дефекта и компенсации укорочения кости мы использовали следующие варианты чрескостного остеосинтеза: монолокальный последовательный компрессионно-дистракционный – у 28 пациентов, билокальный компрессионно-дистракционный - у 42, полилокальный – у 8 пациентов.

Результаты и обсуждение

В большинстве случаев после резекции патологического очага для возмещения образовавшегося дефекта кости выполняется кортикотомия одного из отломков длинной кости и осуществляется билокальный остеосинтез по Илизарову. Если после резекции гнойно-некротического очага образуется дефект мягких тканей, а костные опилы остаются открытыми, в таком случае выполняется монолокальный остеосинтез по Илизарову, рана ведется под мазевыми повязками, а в последующем, после закрытия опилов грануляционной тканью, производится кортикотомия с переходом на билокальный остеосинтез.

Дистракцию начинали с 5-7-х суток. Темп дистракции – 1 мм в сутки дробно в 4 приема. Продолжительность дистракции – в зависимости от величины дефекта кости. Сроки формирования дистракционного регенерата обусловлены выраженностью дегенеративно-дистрофических процессов в зоне гнойно-некротического очага, степенью нарушения остеогенной потенции. В связи с этим сроки последующей фиксации для перестройки регенерата могут значительно колебаться. Перестройка дистракционного регенерата происходила в среднем в сроки 1-1,5 месяца на каждый сантиметр регенерата с момента прекращения дистракции и до демонтажа аппарата у взрослых и 0,5-1 месяцев у детей.

Из осложнений, возникших в послеоперационном периоде, у 4 (5,1%) больных мы наблюдали краевой некроз мягких тканей операционной раны на голени в случаях, когда доступ к гнойному очагу выполнялся через рубцово-измененные ткани, воспаление мягких тканей вокруг спиц – у 18(23,1%) больных, стойкие контрактуры суставов – у 5(6,4%) больных, деформацию конечности вследствие раннего прекращения фиксации, неадекватной нагрузки – у 3(3,8%) больных.

Отдаленные результаты лечения прослежены у всех больных от 1 года до 9 лет. Вернулись к полноценному труду 62(79,5%) пациента, 16(20,5%) являются инвалидами 3-й группы.

Приводим один из примеров клинического наблюдения применения методики несвободной костной пластики по Илизарову.

Больной Г., 1991 г. рождения в возрасте 8 лет при падении с дерева получил открытый перелом дистального отдела правого плеча, открытый перелом костей правого предплечья в нижней трети со смещением отломков. Произведена первичная хирургическая обработка открытых переломов плеча и предплечья, гипсовая иммобилизация предплечья, скелетное вытяжение плечевой кости. Рана плеча зажила первичным натяжением, перелом консолидировался. Рана в нижней трети предплечья нагноилась с последующей генерализацией процесса на все предплечье, развился некроз мышц сухожилий сгибателей, остеомиелит лучевой кости. Выполнялись некрэктомии, секвестрэктомия, в результате чего образовался сегментарный дефект дистального метафиза и нижней трети диафиза лучевой кости около 5 см. Больной переведен в травматологическое отделение 2-й городской больницы, где в октябре 1999 года выполнена кортикотомия лучевой кости в средней трети, билокальный остеосинтез по Илизарову с последующей резекцией лучезапястного сустава.

Продолжительность дистракции – 52 дня, общая продолжительность фиксации в аппарате – 149 дней. Возмещен дефект лучевой кости 5 см и достигнут костный анкилоз в лучезапястном суставе. В связи с последствиями тяжелой травмы предплечья рост кости прекратился. В ноябре 2003 года выполнена кортикотомия локтевой кости в средней трети и лучевой кости в верхней трети, осуществлен монолокальный дистракционный остеосинтез по Илизарову с целью компенсации укорочения предплечья, которое составляло 7 см.

Продолжительность дистракции – 75 дней. Компенсировано укорочение, сформироваля дистракционный регенерат. Аппарат демонтирован через 198 дней. Деформация, укорочение верхней конечности привели к частичной потере способности к самообслуживанию, выполнению физических нагрузок, психоэмоциональной нестабильности, развитию чувства физической неполноценности. В целях реабилитации больной начал активно заниматься плаванием. Целеустремленность, упорство привели к высоким спортивным достижениям. В параолимпийских играх в Пекине в 2008 году стал призером.

В связи с продолжающимся общим процессом роста в настоящее время укорочение правого предплечья составляет 4 см. С целью компенсации укорочения лучевой кости и коррекции деформации в октябре 2008 года выполнена кортикотомия лучевой и локтевой костей в средней трети, монолокальный дистракционный остеосинтез по Илизарову.

Выводы

Таким образом, методики моно-, билокального чрескостного остеосинтеза являются эффективными способами возмещения сегментарных дефектов длинных костей. Преимущество их состоит в создании оптимальных условий для успешной реабилитации больного: одномоментное, направленное на ликвидацию гнойного очага и создающее условия для последующего восполнения дефекта кости оперативное вмешательство, стабильная фиксация, позволяющая выполнять раннюю активную функциональную нагрузку, возможность управлять процессами регенерации костной ткани.


Список литературы

  1. А.с. 313533 СССР, МКИ3 А 61 В 17/00 Способ замещения дефекта длинной трубчатой кости / Г.А. Илизаров (СССР). - № 1124269/31-1; Заявлено 07.01.67; Опубл. 07.09.71, Бюл. № 27. – С. 8.
  2. Амирасланов Ю.А., Светухин А.М., Борисов И.В., Ушаков А.А. Выбор хирургической тактики при лечении больных остеомиелитом длинных костей в зависимости от характера поражения. // Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. – 2008. – 9. – С.46-50
  3. Зайцев А.Б. Хирургическая тактика при лечении ложных суставов большеберцовой кости, осложненной хроническим остеомиелитом // Травматология и ортопедия России – 2007. – 4(47) – С.22-26.
  4. Рушай А.К., Бодаченко К.А., Кривенко С.Н., Чучварев Р.В. Замещение костных дефектов у больных с посттравматическим остеомиелитом длинных костей // Ортопедия, травматология и протезирование – 2004. – №1. – С.42-46.
  5. Рушай А.К., Климовицький В.Г., Поляченко Ю.В., Борзих А.В. та ін. Лікувально-профілактичні та реконструктивно-відновні втручання в комплексному лікуванні хворих з відкритими переломами довгих кісток і посттравматичним остеомієлітом. – Навчальний посібник. – Донецьк, 2002. – 111с.
  6. Шевцов В.И., Борзунов Д.Ю., Петровская Н.В. Замещение дефектов длинных костей полилокальным формированием дистракционных регенератов экспериментально-клиническое исследование) – Травма. – 2007. – Т.8, №4. – С.382-386.

Вернуться к номеру