Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



Травма та її наслідки
Зала синя Зала жовта

Травма та її наслідки
Зала синя Зала жовта

Журнал «Травма» Том 9, №1, 2008

Вернуться к номеру

Влияние этиологического фактора травмы на течение репаративного остеогенеза. Часть 4. Сравнительный анализ течения репаративных процессов у пострадавших с изолированными диафизарными переломами нижних конечностей при прямом и непрямом механизме травмы

Авторы: В.Г. Климовицкий, В.Н. Пастернак, В.М. Оксимец, С.И. Верещагин, А.А. Дмитренко, Д.В. Пастернак - НИИ травматологии и ортопедии Донецкого национального медицинского университета, Донецк, Украина

Рубрики: Травматология и ортопедия

Разделы: Справочник специалиста

Версия для печати


Резюме

В статье проведен сравнительный анализ исходов лечения изолированных диафизарных переломов нижних конечностей, возникающих как при прямом, так и непрямом механизмах травмы. Показано, что на течение остерепаративных процессов значительное влияние оказывает механизм возникновения перелома.

У статті проведений порівняльний аналіз результатів лікування хворих з ізольваними діафізарними переломами нижніх кінцівок, які виникли у результаті прямої та непрямої дії механічної сили. Доведено, що на перебіг остеорепаративного процесу значний вплив має механізм виникнення перелому.

Authors had presented comparsion analysis of of healing process of femur shaft fractures (by direct and undirect injury).


Ключевые слова

изолированные диафизарные переломы нижних конечностей, прямой и непрямой механизмы травмы, репаративный остеогенез

ізольовані діафізарні переломи нижніх кінцівок, прямий та непрямий механізм травми, репаративний остеогенез

low extremities shaft fractures, direct and undirect way of injury, reparation osteogenesis

В предыдущих трех частях настоящей статьи [2-4] были представлены данные о течении репаративных процессов у пострадавших с изолированными переломами костей голени и бедра, возникших в результате прямого и непрямого воздействия механической силы. Каждая из этих частей была посвящена одному из сегментов нижней конечности и, по возможности, детальному анализу течения остеорепаративных процессов в зависимости от механизма, направленности травмирующего агента и возраста пострадавших. В настоящей части статьи будет осуществлено обобщение представленных ранее данных и проведен сравнительный анализ исходов лечения при том или ином механизме переломов костей нижней конечности.

Анализируемая выборка была сформирована 203 пострадавшими с изолированными переломами костей голени и бедра. Среди пострадавших мужчин было 140 человек (69,0 %), женщин – 63 (31,0 %). В трудоспособном возрасте находилось 78,8 % больных (160 человек). Среди всей острой травмы изолированные переломы диафизов нижних конечностей составили 14,9 %, из них голени – 10,4 % и бедра – 4,5 %. У 85,4 % пострадавших переломы возникали в результате прямого воздействия механической силы, непрямой механизм травмы был причиной переломов у 14,6 % больных.

Среди переломов голени открытые составили 26,1 %, из которых в результате прямого воздействия механической силы – 22,4% и 3,7 % – в результате непрямого механизма травмы. У пострадавших с травмами бедра открытые переломы наблюдались у 7,7%, причем большая их часть (57,7 %) возникала в результате непрямого механизма травмы. Из всей выборки проследить результаты лечения удалось у 152 пострадавших, что составило 74,9 % от общей выборки (табл. 1).

Для оценки течения репаративных процессов учитывали количество пострадавших (из числа прослеженных результатов лечения) со сросшимися переломами, замедленной консолидацией, рефрактурами и ложными суставами (табл. 2) и сроки консолидации переломов (табл. 3). К пострадавшим с замедленно консолидирующимися переломами голени относили больных, у которых консолидация перелома наступала в сроки более 18 недель, а с переломами бедра – более 27 недель. Из представленных в таблице 2 данных видно, что у пострадавших с прямым механизмом травмы дисрегенерация наблюдается значительно чаще, чем у больных с непрямым механизмом. Так, замедление формирования костной мозоли у больных с прямым механизмом переломов костей голени и бедра отмечается в 2,1-3,6 раза чаще, чем при непрямом механизме. Различия в частоте рефрактур и образования ложных суставов отмечается только у пострадавших с переломами бедренной кости. При прямой травме бедра рефрактуры и ложные суставы были отмечены у 4 и 7 больных соответственно, в то время как при непрямом механизме травмы формирования ложных суставов не наблюдалось, а рефрактура возникла только у 1 больного.

При сравнительном анализе сроков консолидации переломов (см. табл. 3) было отмечено наличие различий. Так, при прямом механизме травмы закрытые переломы диафизов большеберцовой кости срастаются почти в 2 раза дольше, чем при непрямом механизме травмы. Эти различия носят достоверный характер – критерий Колмогорова-Смирнова a < 0,001 (при ненормальном характере выборки достоверность различий определяли по непараметрическому критерию Колмогорова-Смирнова a, при нормальной – по t–критерию Стьюдента [1]). Наличие достоверных различий было отмечено и при сравнении сроков консолидации закрытых и открытых переломов голени, возникших в результате непрямого воздействия травмирующего агента (a < 0,001). При сопоставлении времени консолидации закрытых и открытых переломов голени при прямом механизме травмы (a > 0,20) и открытых переломов костей голени при прямом и непрямом механизме травмы (a > 0,20) достоверных различий отмечено не было. Однако показатели различий последней сравниваемой пары не могут быть приняты как достоверные, так как количество сравниваемых показателей в парах различаются более чем в 4 раза.

При сравнении времени сращения бедренной кости с непрямым и прямым механизмом травмы достоверных различий отмечено не было (t = 1,78; р<0,10), так же как и при сравнении времени сращения закрытых переломов голени и бедра при непрямом механизме повреждения (t = 1,45; р<0,10). Но, так же как и в предыдущем сравнении, утверждать, что отсутствие различий является закономерным, было бы некорректно из-за малой выборки переломов бедренной кости.

Таким образом, полученные в результате исследований данные свидетельствуют о том, что этиологический фактор перелома, коим является механическая сила, оказывает непосредственное влияние на процессы заживления костной раны.

При закрытых травмах костей голени, возникших в результате прямого воздействия механической силы, консолидация переломов происходит в 2 раза дольше, чем при непрямом механизме повреждения (a < 0,001). Средние сроки сращения переломов с прямым механизмом травмы составляют 29,4 недели, а при непрямом механизме – 17,3 недели. Среди переломов с прямым механизмом травмы дольше всего срастаются переломы, полученные в результате ДТП (36 – 41 неделя), а быстрее всего – полученные в быту (20 – 22 недели). Различия в сроках консолидации этих травм имеют достоверный характер (a < 0,001). Среди травм, возникших в результате непрямого воздействия механической силы, процессы консолидации протекают быстрее (a < 0,001) у пострадавших с переломами, образовавшимися под воздействием скручивающего воздействия (15 – 20 недель). При воздействии сгибающей силы переломы срастаются в течение 19 – 28 недель.

Частота развития нарушений остеорегенераторных процессов также зависит от механизма травмы. Если при непрямом механизме травмы замедление консолидации переломов происходит у 36,7 % пострадавших, а ложные суставы формируются в 18,3 % случаев, то при прямом механизме травмы замедление сращения переломов имеет место у 100 % больных, а ложные суставы образуются у 18,6 %. Среди травм с непрямым механизмом развитие дисрегенерации наиболее часто наблюдается при сгибающем воздействии механической силы – 77,8 % (25,9 % – ложные суставы). Среди переломов с прямым механизмом повреждения наибольшее количество ложных суставов (20,6%) формируется среди переломов, полученных в результате ДТП.

Такая же тенденция отмечается и при переломах бедренной кости. При прямом воздействии механической силы замедление репаративных процессов отмечалось у 55,0 % больных, в то время как при скручивающем воздействии – у 12,5 %, а при сгибающем – у 40,0 %. Формирование ложных суставов происходило только при переломах с прямым механизмом травмы (у 35 % пострадавших).

При прямом механизме травмы средние сроки сращения были в 1,5 раза больше, чем при непрямом механизме, и составили 36,0±4,5 и 25,5±3,8 недели соответственно. Однако в связи с отсутствием достоверных различий (р > 0,05), которое, возможно, обусловлено малым количеством наблюдений, можно говорить о наличии тенденции к тому, что при прямом механизме травмы переломы бедренной кости срастаются более длительно, чем при непрямом механизме травмы.

Объяснения причин различий в течении репаративных процессов при различных механизмах диафизарных переломов в литературных источниках нам найти не удалось. На наш взгляд, наиболее вероятное объяснение этому лежит в плоскости закона физики о сохранении энергии и механогенезе самого перелома.

Выводы

1. Изолированные диафизарные переломы нижних конечностей составляют 14,9 % всей острой травмы. Из них переломы костей голени составляют 10,4 %, а переломы бедренной кости – 4,5 %. В 85,4 % диафизарные переломы возникают в результате прямого воздействия механической силы, в 14,6 % случаев причиной переломов является непрямой механизм травмы. Открытые переломы голени отмечаются у 26,1 %. Из них в результате прямого механизма травмы у 22,4% и у 3,7 % – в результате непрямого воздействия механической силы. При травмах бедра открытые переломы наблюдаются у 7,7 %, причем 57,7 % этих переломов возникают в результате непрямого механизма травмы.

2. Этиологический фактор травмы оказывает непосредственное влияние на процессы заживления костной раны. При прямом механизме травмы закрытые диафизарные переломы костей голени срастаются в 2 раза дольше, чем при переломах с непрямым механизмом повреждения (a < 0,001). Средние сроки сращения переломов с прямым механизмом травмы составляют 29,4 недели, с непрямым механизмом – 17,3 недели. При прямом механизме травмы консолидация переломов, полученных в результате ДТП, происходит в течение 36-41 недели, на производстве – в течение 25-36 недель и в быту – в течение 20-22 недель (a < 0,001). При непрямом механизме травмы процессы консолидации протекают быстрее (a < 0,001) у пострадавших с переломами, образующимися под воздействием скручивающего воздействия (15-20 недель), чем при воздействии сгибающей силы (19-28 недель).

3. Частота развития нарушений остеорегенераторных процессов находится в зависимости от механизма травмы. При непрямом механизме травмы замедление процессов консолидации переломов костей голени отмечается у 36,7 % пострадавших, а при прямом механизме травмы – у всех больных. Ложные суставы формируются в 18,3 % случаев травм с непрямым механизмом и у 18,6 % – с прямым механизмом повреждения. При сгибающем воздействии непрямого механизма травмы ложные суставы формируются у 25,9 % больных, при скручивающем – у 12,1 %. Среди переломов с прямым механизмом повреждения наибольшее количество ложных суставов (20,6 %) формируется среди переломов, полученных в результате ДТП. При переломах бедренной кости с прямым механизмом травмы замедление репаративных процессов происходит у 55,0 % больных. При скручивающем воздействии непрямого механизма травмы замедление срастания переломов имеет место у 12,5 %, а при сгибающем – у 40,0 %.

4. Детальное изучение механогенеза травмы с позиций повреждающего воздействия механической силы на костную ткань не только в области лини перелома, но и на протяжении от нее позволит объяснить влияние этиологического фактора на течение остеорепаративных процессов и разработать методики лечения, позволяющие оптимизировать процессы сращения кости.


Список литературы

  1. Климовицкий В.Г., Колодежный А.В. Вертыло Н.А. Применение математической статистики в медико-биологических исследованиях. – Донецк, издательство «Донеччина», 2004. – 216 с.
  2. Климовицкий В.Г., Пастернак В.Н., Оксимец В.М. и др. Влияние этиологического фактора травмы на течение репаративного остеогенеза. Часть 1. сращение диафизарных переломов голени при непрямом механизме травмы // Травма.–2007.–Т.8, № 1.– С. 7-11.
  3. Климовицкий В.Г., Пастернак В.Н., Оксимец В.М. и др. Влияние этиологического фактора травмы на течение репаративного остеогенеза. Часть 2. сращение диафизарных переломов голени при прямом механизме травмы// Травма.–2007.–Т.8, № 2.– С. 134-138.
  4. Климовицкий В.Г., Пастернак В.Н., Оксимец В.М. и др. Влияние этиологического фактора травмы на течение репаративного остеогенеза. Часть 3. сращение диафизарных переломов бедра при прямом и непрямом механизме травмы// Травма.–2007.–Т.8, № 4.– С. 368-371.

Вернуться к номеру