Журнал "Здоров`я дитини" 8 (35) 2011
Повернутися до номеру
Пробиотические штаммы Lactobacillus как адаптогены детей первых месяцев жизни
Автори: Котлова Ю.В., Иванько О.Г. Запорожский государственный медицинский университет
Рубрики: Педіатрія/Неонатологія
Версія для друку
Обзор научных публикаций экспериментальных и клинических исследований свидетельствует о многочисленных положительных биологических эффектах пробиотических штаммов Lactobacillus. Предполагается возможность использования препаратов пробиотических штаммов Lactobacillus в качестве универсальных адаптогенов у новорожденных и детей раннего возраста.
Summary. The review of research publications of experimental and clinical studies proved numerous positive biological effects of probiotic cultures Lactobacillus. The perspectives of using probiotic cultures Lactobacillus as a universal adoptogenes in newborns and infants are shown.
Резюме. Огляд наукових публікацій експериментальних і клінічних досліджень свідчить про багаточисельні позитивні біологічні ефекти пробіотичних штамів Lactobacillus, що дозволяє передбачити можливість використання препаратів пробіотичних штамів Lactobacillus як універсальних адаптогенів у новонароджених і дітей раннього віку
Пробиотики, адаптогены, дети, Lactobacillus.
Key words: probiotics, adaptogenes, children, Lactobacillus.
Ключові слова: пробіотики, адаптогени, діти, Lactobacillus.
Рождение ребенка и последующий постнатальный период — чрезвычайно сложные и ответственные этапы в жизни человека. Очень часто отклонения в течении перинатального периода имеют серьезные последствия для физического и психического развития индивидуума. Ряд фактов свидетельствует, что особенности будущего социального развития человека, свойства его темперамента и характера формируются внутриутробно и зависят от течения беременности и родового акта, от интенсивности боли и страха, испытанных плодом и матерью, а также определяются другими составляющими родового стресса. Сразу же после рождения ребенку требуется приспособиться к внеутробному существованию, когда органы и их системы (кожа и система терморегуляции, органы чувств, нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная и выделительная системы) должны начать работать автономно от организма матери. Костная, мышечная системы и связочный аппарат новорожденного также испытывают своеобразный дистресс вследствие внезапно усиливающегося гравитационного стимула, сравнимого с состоянием человека, возвратившегося на Землю из невесомости. Достаточно драматично протекают и процессы колонизации новорожденного микроорганизмами, которые при благоприятных условиях заканчиваются формированием устойчивых, полезных для жизни биоценозов или, в противном случае, развитием инфекций.
Во все времена, а наиболее интенсивно с 1965 года, с внедрением в мировую практику Вирджинией Апгар шкалы оценки состояния и прогноза только что родившегося ребенка, врачи различных специальностей искали и будут продолжать искать причины неонатальной заболеваемости и смертности и разрабатывать пути оптимизации ухода за новорожденными и младенцами. Разработанные и внедренные современные принципы и правила родовспоможения, наблюдения за новорожденными — партнерские роды, правила «тепловой цепочки», раннее прикладывание к груди и вскармливание по требованию при постоянном совместном пребывании матери и ребенка — изменили ситуацию в неонатологии в лучшую сторону, снизив показатели неонатальной заболеваемости и смертности. Вместе с тем представляется этичным, биологически и эволюционно целесообразным продолжение изысканий, направленных на разработку подходов, облегчающих приспособление новорожденных к внеутробному существованию и успешное прохождение ими самых ранних и сложных этапов развития.
Для организации выхаживания новорожденных предложено множество правил и медицинских технологий, которые включают и применение медикаментозных средств. Как правило, лекарственные препараты, используемые в неонатальной практике согласно формуляру лекарственных средств, имеют доказанную направленность воздействия, протектирующую и/или восстанавливающую нарушенную функцию организма. Однако восстановление функций одной из систем не обеспечивает гармонизации работы всего организма. Возникает вопрос: а правомочно ли применение у новорожденных адаптогенов, то есть средств, способных позитивно влиять на ЦНС и многие другие функции, способствуя их целесообразной гармонизации? По совершенно понятным причинам таким адаптогеном у новорожденного не может быть ксенобиотик или антибиотик, вещество гормональной природы или пропись, содержащая химические макро- или микроэлементы. С крайней степенью осторожности следует подходить и к модификации диеты новорожденных, для которых молозиво и грудное молоко матери являются бесспорным по важности адаптивным фактором.
Предлагаемый обзор результатов исследований представляет собой попытку логической компиляции важных научных фактов, которые свидетельствуют, что пробиотические препараты, созданные на основе определенных штаммов Lactobacillus, обладают многочисленными положительными биологическими эффектами в экспериментальных моделях и клинике. Высказано предположение, что эти пробиотические препараты могут использоваться в качестве своеобразных адаптогенов у самых маленьких детей. Исследования базируются на положениях современной пробиотической теории, согласно которым введение в организм человека или животного живых микроорганизмов определенных штаммов, характеризующихся доказанными свойствами улучшать состояние здоровья реципиента и обладающими безусловной безопасностью, целесообразно и может быть использовано в широкой клинической практике, а также при организации функционального питания.
Вероятно, наиболее удивительное открытие, расширяющее границы пробиотической теории, произошло в области исследований оси физиологических взаимодействий головного мозга и кишечника. В июне 2009 года G. Rousseau из Монреаля в журнале British Journal of Nutrition [1] опубликовал исследование, свидетельствующее, что применение внутрь пробиотика Lactobacillus helveticus Rosell-052 при лечении животных с экспериментальным инфарктом миокарда способно предупреждать апоптоз нервных клеток лимбической формации головного мозга.
Подтверждением возможности пробиотического воздействия на гармонизацию функционирования и взаимовлияние органов оси «ЦНС — ЖКТ» стало рандомизированное двойное слепое плацебо-контролируемое исследование пациентов с синдромом хронической усталости, проявляющимся нарушением эмоционального статуса, развитием чувства тревоги, депрессии. Применение Lactobacillus casei Shirota способствовало регрессии нейрокогнитивных симптомов [2].
Таким образом, испытания открывают новую важную страницу исследований роли пробиотиков в формировании психического здоровья, лечении психического стресса и депрессий.
Существование тесных функциональных взаимодействий между кишечником и ЦНС, возможность коррекции нарушений в функционировании этой оси демонстрирует также работа A.W. Waugh с соавт. [3]. С помощью экспериментальной модели раздраженного кишечника (IBS) исследователи показали, что назначение пробиотического препарата на основе Lactobacillus plantarum 299v нормализует характер тонкокишечной перистальтики и снижает интенсивность неинфекционного воспаления в толстом кишечнике при IBS. Известно, что эквивалентом синдрома раздраженного кишечника у новорожденных могут быть кишечные колики. Интересно, что несколькими годами ранее F. Salinо, E. Pelle показали, что Lactobacillus reiteri может успешно применяться у детей с коликами. При этом его профилактическая и лечебная эффективность превосходит симетикон [4].
Не вызывает сомнения значение ЖКТ как важнейшего иммунного органа у новорожденных для их эффективной внеутробной адаптации. Механизмы формирования микробиоценоза у новорожденных и детей раннего возраста до настоящего времени остаются недостаточно изученными. Описан феномен бактериальной транслокации от матери к плоду во второй половине беременности, когда к 24-й неделе гестации нормальная кишечная флора начинает высеваться из тканей тонкой кишки и лимфатических узлов плода [5]. Традиционная же точка зрения основывается на постепенном постнатальном заселении кишечника, причем первичная сукцессия видового состава микроорганизмов нарушается после перенесенного пренатального стресса, что доказано в эксперименте [6], и зависит от особенностей родоразрешения женщины [7]. При этом благоприятный рост Lactobacillus spp. наблюдается только при вагинальных родах. Рождение ребенка путем кесарева сечения способствует развитию аномальной микробиоты за счет материнских кожных штаммов стафилококков, стрептококков, а также госпитальной микрофлоры, формирующих микробиологический дисбаланс, нарушения целостности эпителиального барьера ЖКТ, отставание созревания энтероцитов, что негативно отражается на формировании иммунологической толерантности младенцев.
Известно, что стихийная колонизация кишечника микроорганизмами у новорожденных детей проходит стадию значительного развития Clostridium spp. При этом до 70 % детей имеют значимые для возникновения энтероколита концентрации энтеропатогенного и энтеронекротического токсинов А + В Clostridium difficile в кале. Высокие концентрации токсинов выявляются и в группе недоношенных новорожденных детей. Природную резистентность новорожденных к инфекции связывают с получением детьми материнского молозива. В проведенной О.Г. Иванько и Е.А. Радутной работе [8] на клинической модели, использующей инфекцию Clostridium difficile, ассоциированную с применением антибиотиков, показано, что комбинация пробиотических штаммов Lactobacillus helveticus (acidofilus) R-052 и Lactobacillus rhamnosus R-011 обладала у детей профилактическим и лечебным действием, снижая количество клостридиальных токсинов в стуле и степень воспалительной реакции толстого кишечника.
Ряд современных исследований свидетельствует о наличии взаимосвязи между дисбалансом микробиоценоза кишечника, выражающимся преобладанием Clostridium spp., и развитием у детей нарушений социального развития, а именно формированием расстройств аутистического спектра. Экспериментальные исследования свидетельствуют о влиянии хронического воспаления кишечника на активацию гипоталамуса, корковых центров головного мозга, определяющих психическое здоровье и поведенческие расстройства [9, 10]. В связи с этим предполагается возможность их контроля путем модулирования микробиоценоза кишечника пробиотическими штаммами на основе Lactobacillus spp. у детей группы риска — недоношенных детей, рожденных путем кесарева сечения, находящихся на искусственном вскармливании, получающих курсы антибактериальной терапии.
Вероятно, наиболее хорошо освоенной областью успешного применения пробиотических штаммов на основе Lactobacillus spp. являются кишечные инфекции. Если ранее в дискуссиях обсуждались сроки укорочения продолжительности инфекционной диареи при назначении пробиотиков, то группой M.G. Gareau с соавт. [11] получены новые данные, касающиеся эффективности действия пробиотических штаммов. Используя экспериментальную модель с Citrobacter rodentium — кишечной инфекцией у новорожденных мышей, которая идеально подходит в качестве экстраполирующей в отношении энтеропатогенной и энтерогеморрагической колиинфекции у новорожденных детей, авторы впервые за все время существования пробиотической теории получили результаты, свидетельствующие, что совместное назначение пробиотических штаммов Lactobacillus helveticus R-052 и Lactobacillus rhamnosus R-011 приводит к снижению неонатальной смертности.
Два других исследовательских проекта посвящены также изучению профилактического применения названных пробиотических штаммов и показывают специфичность действия каждого пробиотического микроорганизма. Так, в работе E. Wine с соавт. [12] в эксперименте на человеческих энтероцитах in vitro показана защитная роль Lactobacillus helveticus R-052 в отношении инвазии Campylobacter jejuni, широко распространенного патогена в детской практике. В аналогичном исследовании N. Jandu с соавт. [13] получены убедительные доказательства, что только живые пробиотические микроорганизмы Lactobacillus helveticus R-052 способны защитить человеческие энтероциты от инвазии энтерогеморрагическими микробами Eschericha coli (0157: H7). Таким образом, пробиотический микроорганизм Lactobacillus helveticus R-052 выступает как антиинфекционный агент. В этом же исследовании показано, что Lactobacillus rhamnosus R-011 может выступать как противовоспалительный фактор.
Исследования M. Zwolinska-Wcislo с соавт. [14] расширили спектр потенциальных болезнетворных микробов, которые могут выступать в качестве мишеней для пробиотических микроорганизмов. В работе показано, что, обладая свойствами конкурировать за центры адгезии на стенке кишечника, стимулировать выработку иммунных факторов защиты, пробиотики могут сдерживать колонизационную активность Candida albicans — патогена, имеющего существенное значение для формирования патологии новорожденных.
Таким образом, характеристика свойств пробиотических микроорганизмов — представителей Lactobacillus spp., в первую очередь Lactobacillus helveticus (acidofilus) R-052 и Lactobacillus rhamnosus R-011, позволяет их профилактическое использование у детей первых недель и месяцев жизни как адаптогенов широкого спектра действия. При их применении можно ожидать позитивных эффектов преодоления последствий перенесенного послеродового стресса самой разнообразной направленности, мозговой дисфункции и повышения противоинфекционной защиты. Учитывая высокую степень безопасности для человека указанных штаммов, признанных пробиотическими, их применение в качестве адаптогенов у новорожденных и детей первых месяцев жизни представляется целесообразным и заслуживающим клинико-экспериментального изучения.
1. Girard S.A., Bah T.M., Kaloustian S., Lada-Moldovan L. et al. Lactobacillus helveticus and Bifidobacterium longum taken in combination reduce the apoptosis propensity in limbic system after myocardial infarction in a rat model // Br. J. Nutr. — 2009. — Jun. 29. — Р. 1-6.
2. Rao A.V., Bested A.C., Beaulne T.M., Katzman M.A. et al. A randomized, double-blind, placebo–controlled pilot study of a probiotic in emotional symptoms of chronic fatigue syndrome // Gut. Pathog. — 2009. — № 19; 1(1). — Р. 6.
3. Waugh A.W.G., Foshaug R., Macfarlane S., Doyle J.S.G. et al. Effect of Lactobacillus plantarum 299v treatment in an animal model of irritable bowel syndrome // Microbiоl. Ecology in Health and Disease. — 2009. — Vol. 21, № 1. — Р. 33-37.
4. Salino F., Pelle E. Infantil colic in newborn and Lactobacillus reuteri // ATTI abstracts of the 3rd congress of Probiotics, Prebiotics and new foods. — Rome, 2005, Sep. 4–6. — Р. 4.
5. Никитенко В.И., Ткаченко Е.И., Стадников А.А. и др. Транслокация бактерий из желудочно-кишечного тракта — естественный защитный механизм // Эксперимент. и клин. гастроэнтерол. — 2004. — № 1. — С. 48.
6. Bailey M.T., Lubach G.R., Coe C.L. Prenatal. stress alters bacterial. colonization of the gut in infant monkeys // J. Pediatr. Gastroenterol. Nutr. — 2004. — № 38 (4). — Р. 414-421.
7. Dominguez-Bello M.G., Costello E.K., Contreras M., Magris M. et al. Delivery mode shapes the acquisition and structure of the initial microbiota across multiple body habitats in newborns // Proc. Natl. Acad. Sci USA. — 2010. — № 29. — Р. 107-126.
8. Ivanko O., Radutna H. Lacidofil® in the prevention of Clostridium difficile diarrhea in children // Ann. Sci Exchange of Institute Rosell. — Rome, 2005 Sep. — Р. 22-24.
9. Martirosian G. Clostridium spp. spores in pathomechanism of autism // Wiad Lek. — 2009. — № 62(2). — Р. 119-122.
10. Welch M.G., Welch-Horan T.B., Anwar M., Anwar N. Brain effects of chronic IBD in areas abnormal in autism and treatment by single neuropeptides secretin and oxytocin // J. Mol. Neurosci. — 2005. — № 25. — Р. 259-274. — doi: 10.1385/JMN:25:3:259.
11. Gareau M.G., Wine E., Reardon C., Sherman P.M. Probiotics Prevent Death Caused by Citrobacter rodentium Infection in Neonatal Mice // J. Infect Dis. — 2009 Dec 4 [Epub ahead of print].
12. Wine E., Gareau M.G., Johnson-Henry K., Sherman P.M. Strain-specific probiotic (Lactobacillus helveticus) inhibition of Campylobacter jejuni invasion of human intestinal epithelial cells // FEMS Microbiol Lett. — 2009. — № 300(1). — Р. 146-152 [Epub 2009 Sep 4].
13. Jandu N., Zeng Z.J., Johnson-Henry K.C., Sherman P.M. Probiotics prevent enterohaemorrhagic Escherichia coli O157:H7-mediated inhibition of interferon-gamma-induced tyrosine phosphorylation of STAT-1 // Microbiology. — 2009. — № 55 (Pt. 2). — Р. 531-540.
14. Zwolinska-Wcislo M., Brzozowski T., Budak A., Kwiecien S. et al. Effect of Candida colonization on human ulcerative colitis and the healing of inflammatory changes of the colon in the experimental model of colitis ulcerosa // J. Physiol. Pharmacol. — 2009. — № 60 (1). — Р. 107-118.