Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 5 (613) 2017

Вернуться к номеру

Письма с заграничной больничной койки

Авторы: Борис Пухлик
профессор, Винницкий национальный медицинский университет имени Н.И. Пирогова, г. Винница, Украина

Разделы: От первого лица

Версия для печати

Продолжение. Начало в № 11(544), 2015
Письмо 21.
Негатив и позитив
Люди озверели от ненависти друг к другу… Настоящее искусство не бывает основано на зле… Родину не выбирают — родину с жизнью дают… У каждого поколения свои заблуждения, главное, чтобы в людях была готовность исправить допущенные ошибки, сделать правильные выводы из случившегося.
Евгений Евтушенко (ушел от нас 1 апреля 2017 г.)
Друзья! Согласитесь, должно быть диалектическое равновесие между положительным и отрицательным, негативным и позитивным. Наблюдая издалека уже длительное время за Украиной и событиями в стране, я с сожалением констатирую, что такой диалектики нет.
Cегодня не станем пространно говорить о наиболее глубоком нашем негативе: о войне и власти. Хотя повторюсь: с точки зрения человеческих потерь, войну давно нужно и можно заканчивать. Все войны заканчиваются за столом переговоров, и эта к миру придет. Но, конечно, уже многое упущено, ведь с обеих сторон погибло свыше 30 тыс. человек. А это в подавляющем большинстве — жители Украины. Как установить мир, должны знать (и хотеть этого) люди, облеченные властью. Я — врач, ученый и относительно неплохо знаю свою область деятельности. Они должны знать и отвечать «шкурой» за свою, гораздо более денежную и престижную, чем у врача, примерно в такой пропорции, как и зарплата: 50–100 : 1.
В сфере медицины возник, на мой взгляд, позитив, хотя не все за. И.о. министра продвигает концепцию новой коренной реформы здравоохранения (какой по счету, не упомню). На сегодняшний день, как указывает У. Супрун, альтернативы предложенной реформе здравоохранения нет, и 2017 год является оптимальным для ее старта. Принятие предлагаемых законов в течение 1–2 месяцев откроет возможность внесения изменений в бюджетный кодекс и выделения серьезных средств на отрасль в 2017–2018 гг., упорядочит сеть, медицинское образование, автономизирует медучреждения и др. Госпожа Супрун призывает народ Украины «поверить в новую реформу и поддержать ее, ибо узаконенные новации переживут всех нас». Хочется поверить, ибо нельзя хладнокровно смотреть на деградирующую отрасль. Но есть и сомнения. Если МЗ хочет, чтобы соответствующий пакет законов о реформе был принят не позже мая 2017 года, нужно, чтобы в это срочно поверили Президент и Парламент. Пока вроде бы поддержал премьер, но ему, понятно, нужно о чем-то отчитываться за год. Почти не слышно соответствующих выступлений депутатов, комитета по здравоохранению, проникновенной, как всегда, речи президента. А времени осталось всего чуть. Да и очень схоластически обрисована новация. Как будут идти деньги за пациентом, кто их поведет «за ручку» и куда? Сколько будет этих денег, если доля здравоохранения в бюджете мизерна. «Из законопроекта неясно, кто будет содержать медицинскую инфраструктуру, обновление и ремонт аппаратуры, зарплату медиков, техперсонала и многое другое, на что сегодня уходит значительная часть медицинского бюджета», — отметил Б. Тодуров. В общем, как всегда, есть сомнения, но без перемен к лучшему паралич отрасли усугубится.
Напротив, известный психиатр С. Глузман, с которым я имею честь быть знаком, называет нынешних руководителей МЗ командой парамедиков, а предлагаемые реформы — театром абсурда в украинском исполнении. Кто, вопрошает С. Глузман, «подарил нам министра Квиташвили, по мнению соотечественников, худшего из министров здравоохранения Грузии? Кто подарил нам активно действующую, но плохо мыслящую госпожу Супрун? Догадываюсь, что этот новатор — господин Порошенко. Странная роль у нашего премьер-министра. Чем больше он хвалит госпожу Супрун, тем меньше я верю в его искренность... А пока команда МЗ непрерывно пиарится. Не имея стратегии и знаний в системе общественного здравоохранения, они прибегают к весьма заинтересованной поддержке плохо пахнущих общественных организаций. Общаясь с журналистами и серьезными экспертами (вынужденно, только вынужденно), не умея вести профессиональную дискуссию, попросту хамят... Страшная история приключилась с нами, дамы и господа. Нас лишают будущего. Народ, не имеющий эффективной системы общественного здравоохранения, обречен. И дело здесь совсем не в деньгах. Их на самом деле в системе достаточно. Но ни господин Порошенко, ни господин Гройсман в этой системе не лечатся. А это и есть основная причина нашей длящейся трагедии... Мне много лет, но я все еще надеюсь дожить до тех времен, когда обустраивать государство будут профессиональные менеджеры, а не профессиональные патриоты».
Не могу к этому не добавить вопиющий факт: в этих игнорируемых властью лечпрофучреждениях работают врачи, получающие 2–3 тыс. грн, то есть гораздо меньше мелких полицейских и служащих, не говоря уже об украинских «топ-посадовцях», получающих десятки, сотни и даже миллионы гривен в месяц. Чтобы стать профессором, то есть лидером среди многих тысяч специалистов, нужно напряженно учиться и работать, подчас и 20, и 30 лет, а в результате ты получишь 6–8 тыс. гривен. Можете со мной спорить, но я думаю, что так власть «покупает» тех, кто их будет защищать от гнева народа и тюрьмы. А где и у кого лечиться, учиться, они найдут за рубежом.
Все же украинцам, а прежде — законодателям, решать, на чью стать сторону. У. Супрун в интервью LIGA.net, которое приведу с сокращениями, сказала: «Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) советует принять систему государственного страхования. Великобритания пришла к ней еще в 1948 году и все еще использует. Полтора года эта модель финансирования, а затем закон дорабатывались вместе с ВОЗ украинскими специалистами специально для Украины. И важно понимать, что для нашего общества альтернатив ей нет. Сейчас мы можем развернуть эту модель финансирования здравоохранения в Украине, а международные доноры готовы помочь с вложениями в инфраструктуру. План расписан на три года: 2017 год — первичное звено, 2018 — вторичное звено: врачи-специалисты и больницы. А в 2019 году все закончится на высокоспециализированной помощи… Врачи и другие медсотрудники должны получить достойные зарплату и условия работы. Первичная помощь, некоторые анализы, экстренная, паллиативная медицинская помощь будут бесплатны. На втором и третьем уровне будет совместная оплата: часть от пациентов, часть от государства. По всем услугам определят единый прозрачный тариф. Главный врач не будет администратором, как в развитых странах, а медицинским директором... В Украине нет реестра доноров костного мозга и доступа к европейскому реестру, нет и культуры донорства, уже два года в Верховной Раде находится и не проголосован законопроект о пересадке органов. И сотни миллионов гривен, которые платим Индии и Беларуси, могли бы оставить у нас. Аналогично со средствами, выделяемыми для лечения за рубежом. В Украине самый низкий уровень вакцинации детей во всем мире, ниже, чем в Африке. Наши дети каждый день болеют столбняком, дифтерией, коклюшем, корью и уже умирают от болезней, которых в большинстве цивилизованных стран давно нет. ВОЗ предупреждает, что очень скоро мы получим много эпидемий по всей стране, если и дальше не будем вакцинировать своих детей. Как нас будут выпускать в Европу с детьми, если они не вакцинированы? МЗ вакцины закупает через ЮНИСЕФ, а эта организация закупает 80 % вакцин для всех стран мира, включая Канаду, Штаты, Европу. Не надо платить за вакцины. По всей Украине есть запас на 6–8 месяцев. Но родители не приносят своих детей. И даже хуже: врачи отказываются. Это явно спланированная кампания, начавшаяся еще в 2009 году».
6 апреля 2017 года Верховная Рада приняла в целом законопроект № 2309 а-д, предусматривающий автономизацию лечебных учреждений. Теперь они могут стать полноценными коммунальными или казенными предприятиями с отдельным расчетным счетом и деньгами, которыми им позволят распоряжаться по своему усмотрению. «Власти официально признали, что денег на бесплатное лечение в бюджете нет, и теперь врачи должны сами искать средства», — рассказал руководитель международного благотворительного фонда «Здоровье украинского народа» Сергей Сошинский. Но пока не созданы общественные советы при больницах и главврачи не стали менеджерами, не воспользуются ли они корыстно такими возможностями и чем это аукнется для больных — вскоре увидим. А в тени нашего здравоохранения, по данным Всемирного банка и ВОЗ, обращается около 50 млрд гривен (Ковтанюк П.).
Поскольку МЗ предлагало всем высказывать свое мнение о реформах, то и я добавлю несколько соображений, хотя сомневаюсь, что нынешняя правящая команда в МЗ умеет кого-то слушать. Мои мысли не созвучны предложениям МЗ, ибо мы по-разному видим здравоохранение, оно (МЗ) — исключительно с теоретических и зарубежных позиций; я — с позиции реального здравоохранения. То есть, с одной стороны, реформы декларируют и.о. министра и ее замы — бывшая врач-радиолог США и общественный активист; врач-стоматолог и народный депутат; торакальный хирург, почти всю карьеру проучившийся за рубежом; теоретик здравоохранения; акушер-гинеколог, сотрудник фармфирмы. С другой стороны, ваш покорный слуга, в прошлом — сельский врач, сотрудник горбольницы, облздравотдела, ассистент-доцент-профессор медвуза, руководитель предприятия по производству аллергенов, создатель частных клиник, главный специалист МЗ, объездивший десятки медучреждений в разных уголках страны. Мои предложения следующие:
— повысить убогую зарплату всем медработникам, которая гораздо ниже средней по стране, исключить уравниловку в зарплатах, ликвидирующую стимул к совершенствованию (сейчас вообще вследствие роста «минималки» зарплата санитарок «догнала» зарплату квалифицированных врачей);
— повысить профессионализм и ответственность парламентского комитета по здравоохранению Верховной Рады;
— в бюджете должно быть не менее 7 % выделено на здравоохранение, иначе бессмысленно говорить о каких-либо реформах. Для примера: в США, с которыми мы так пытаемся дружить, общие затраты на здравоохранение за последние 30 лет возросли с 8,9 % ВВП (225,33 млрд долл.) в 1980 г. до 17,8 % (3,2 трлн долл. США) в 2015 г.;
— отказаться от идеи МЗ переложить проведение реформ на «Национальную службу здоровья Украины». Нет, пусть сами (их в аппарате сотни) доводят дело до конца, а не создают структуры типа антикоррупционных, сотрудники которых получают в 100–150 раз больше врача и полностью импотентны;
— наконец, рассчитать (или показать нам) стоимость медицинских услуг, без чего невозможно перейти к любой форме страховой медицины;
— радикально изменить систему повышения квалификации и аттестации врачей. Наши НМАПО, факультеты усовершенствования уже не могут научить врачей новому. Аттестация превратилась в небольшой подъем зарплаты в связи с наступлением определенного стажа и ничего не стимулирует. МЗ должен выполнить многолетние обещания и отдать вопросы повышения квалификации и аттестации общественным медицинским организациям (как в цивилизованных странах);
— убрать «тиски» в отношении приватной медицины, которая должна стать конкурентоспособной и стимулировать государственное здравоохранение;
— институты НАМНУ должны быть возвращены «под крыло» МЗ. Это не только улучшит ситуацию в здравоохранении и в том же МЗ, но и даст возможность многократно сократить аппарат последнего (оргметодотделы институтов становятся продолжением департаментов МЗ). А институты станут делать то, что они умеют лучше других в Украине, — диагностировать и лечить больных;
— медикам Украины необходимо побороть апатию и активно решать свои социальные и профессиональные вопросы. Профсоюз давно умер, общественных лидеров нет. Те общественные организации, которые громко кричат возле МЗ, сидят на зарубежных грантах и преследуют свои цели.
На днях ВОЗ опубликовала сведения о том, что в Украине 62 % населения живет за чертой бедности (и это исходя из официальных критериев, неофициальные дают цифру свыше 80 %, ведь только 72 % получают субсидии на коммуналку). Уже даже появился термин «престижная бедность», обозначающий учителей, врачей, за рубежом являющихя состоятельными людьми. Каждый второй пациент в Украине отказывается от лечения или откладывает его из-за нехватки средств. Главной проблемой 94 % пациентов, которые принимали участие в опросе, считают именно высокую стоимость препаратов. При этом 48 % пациентов жалуются на подделки и некачественные лекарства. Доля тех, кто прибегает к самолечению, достигает почти 70 %. Таковы результаты исследования, проведенного USAID, «(Без)ценная медицина» и выполненного БФ «Пациенты Украины». С 1 апреля, пока с неразберихой, часть аптек начала выдавать бесплатно лекарственные препараты (ЛП) для страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом, астмой. Правда, в перечне таких ЛП, обнародованных МЗ (о противодиабетических не берусь судить), в основном устаревшие (нет, скажем, антагонистов рецепторов АПФ для гипертоников, бекламетазон и будесонид давно не рассматриваются как современные ингаляционные препараты для лечения астмы).
Относительно недавно стали достоянием общественности неприглядные действия ряда главных внештатных специалистов МЗ, зарабатывающих миллионы на «экспертизе» ЛП разных производителей. В мою первую бытность главным аллергологом МЗ ко мне, еще «свеженькому», сразу обратились представители инофирм с просьбой о протекции исключительно их препаратов. После отказа в дальнейшем, ни в первую, ни во вторую мою каденцию главного специалиста МЗ, с такими вопросами ко мне уже никто не обращался, экспертом печально знаменитого Экспертного центра МЗ стать мне не предлагали. А вот эти «главные» сработали на себя по полной программе, тем самым повысив стоимость этих ЛП в Украине. Правда, МЗ пока молчит, прокуратура и суды — тоже, так что фамилии «героев» и суммы подношений можете при желании узнать на сайте «Медицинского контроля», кстати, предлагающего «именникам» защитить свою честь и подать на сайт в суд. Но и тут тихо. Я как-то писал, что, наверное, в МЗ медом намазано, если туда даже на должности замов стремятся академики НАМНУ. Заодно давайте поймем, что и действия приведенных фармфирм имеют явно коррупционный характер. За это за рубежом их периодически наказывают миллионными штрафами, то есть коррупция — всеобщий человеческий грех.
Что касается наших «специалистов», я не удивлен. После обнародованных сумм кешем и в банках «високопосадовцiв», да и по жизни зная, что собой представляют чиновники, некоторая часть наших «ненасытных ученых», мне только бесконечно жаль украинцев. К слову, издавна в Экспертном центре МЗ «решаловом» по противоаллергическим препаратам, аллергенам, занимаются некомпетентные в аллергологии люди.
Исходя из вышеизложенного и оперативно проведенного широкого обсуждения инициатив МЗ и других мнений (этого нет!) и нужно реформировать здравоохранение в Украине, добавив к сугубо теоретической части программы рекомендации врачей-практиков. Естественно, при условии, что президент, Парламент и правительство примут политическое решение о приоритетности здравоохранения и перестанут экспериментировать на нем. Еще раз сделаю акцент на том, что отраслью должны руководить исключительно профессионалы, желательно отечественные.
На этом пожелании можно было бы и закончить, но не могу не сказать о негативе, который постоянно нагнетают в Украине как власти, так и средства массовой информации. Как можно было допустить столкновения украинцев и поляков, дошедшие до обстрела польского консульства, многолетнюю возню с добычей янтаря, лживый «Роттердам+», провал с «золотыми» антикоррупционными органами, глупости с двойным гражданством, введение абонементной платы за сверхдорогой газ? Все это, включая судорожные попытки изменить «свежие» решения, означает деградацию государственных институтов.
У меня есть возможность ежечасно «прочесывать» Интернет, по вечерам доступны «Интер» и «1+1». То, что они «сеют», никак не назовешь ни добрым, ни вечным. Ощущение, что телеканалы постоянно заняты поиском негатива и, конечно, находят его в изобилии. А где, спросите вы, что-то доброе, позитив, без чего невозможна жизнь человека? Почему бы широко не показать, как недавно проводился американо-украинский благотворительный проект «Квiтка», посвященный памяти канадско-украинской певицы Квитки Цисык, в результате чего были собраны средства на передвижной маммограф? Куда делись популярные программы о здоровье, воспитании, путешествиях, животных? Что, растим исключительно или страдальцев, или бандитов? «1+1» поражает грубостью, что никак не может смягчить уважаемая мною Н. Мосийчук (к слову, в прошлом «пострадавшая» от меня: еще при ее работе на 5-м канале в прямом эфире я сделал ей кожную пробу с не имеющими аналогов в мире ланцетами для аллергологического скрининга). Этот скрининг (возвращаюсь к медицине), позволяющий радикально улучшить раннюю диагностику аллергических заболеваний (АЗ), «умер» (не знаю, временно или совсем) из-за непомерных налогов на отечественного производителя и отчасти из-за «стараний» профильного главного специалиста МЗ. Неужели «добряки» иностранцы принесут в Украину технологии диагностики и лечения АЗ, которые дешевле, чем в их странах? Нет, они сначала крепко сэкономили на регистрации своих препаратов по сравнению с отечественными, а затем стали продавать их по ценам, которые в разы выше отечественных. А скрининг, технологии раннего выявления аллергий их, как и главного специалиста МЗ, не интересуют. Им ни к чему то, что в Украине потенциально есть около 9 млн больных аллергией, а известна здравоохранению лишь 1/20 их часть. Более интересна прибыль. Зарубежный бизнес не страдает от такого недостатка, как забота о чужой стране и благотворительность в ней. И нигде в мире, кроме постсовковых стран, нет главных специалистов МЗ, тем более таких «интернационалистов», которые убивают свое во имя чужого. Везде профессиональные вопросы решают общественные организации врачей.
К сожалению, дорогой читатель, эта статья также содержит больше негатива, чем позитива. Но будем надеяться, что доживем до лучших времен и более позитивных статей.
Продолжение следует


Вернуться к номеру