Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



UkrainePediatricGlobal

UkrainePediatricGlobal

Журнал «Здоровье ребенка» 3(3) 2006

Вернуться к номеру

Клиническая эффективность применения препарата Амоксил-КМП в этиотропной терапии синуситов у детей

Авторы: О.А. Портнова, Одесский государственный медицинский университет

Рубрики: Педиатрия/Неонатология, Оториноларингология

Разделы: Справочник специалиста

Версия для печати


Резюме

Целью работы стала сравнительная оценка клинической эффективности применения препарата амоксил в комплексном лечении синуситов у детей. Контроль эффективности терапии проводился на основании динамики локальных и общеклинических данных (головная боль, затруднение носового дыхания, количество выделений из носа, отечность слизистой оболочки, ее гиперемия и инфильтрация), общего анализа крови. Клиническое исследование доказало значительную эффективность и высокий профиль безопасности современного полусинтетического антибиотика амоксил в сравнении с ампициллином. Это позволяет рекомендовать амоксил как препарат выбора в терапии синуситов у детей.


Ключевые слова

амоксил, дети, синуситы.

Синусит у детей является доминирующей патологией верхних дыхательных путей . По данным отечественных и зарубежных авторов, за последние годы частота распространения заболеваний носа и околоносовых пазух у детей возросла до 28–30 % среди всех заболеваний верхнего отдела респираторного тракта [1]. По статистике 50 % детей с синуситами продолжают страдать данной патологией во взрослом возрасте. Ежегодно число больных с воспалением околоносовых пазух увеличивается в среднем на 1,5–2 %. Значительно выросло число осложнений. Так, по данным М.Р. Богомильского, Т.И. Гаращенко (2001), синуситы у детей в 94,7 % случаев протекают с осложнениями, 10–22   % из которых составляют гнойно-септические орбитальные процессы с возможным исходом в слепоту, в 2,1   % случаев при синусите развиваются внутричерепные осложнения [2].

Важно подчеркнуть не только медико-биологическую, но и социально-экономическую значимость данной проблемы. Доказано значительное снижение качества жизни детей с заболеваниями околоносовых пазух, ухудшение психологического состояния пациентов и их родителей, увеличение затрат на лечение в случаях рецидивирования и хронизации процесса [8].

В связи с этим главной задачей клинициста является эрадикация инфекции и восстановление стерильности синуса. Достижение данной цели возможно только при условии назначения своевременного комплексного лечения, ведущую роль в котором играет системная антибиотикотерапия. Выбор стартового антибиотика проводится эмпирически до получения результатов бактериологического исследования. При этом следует учитывать, что наиболее частыми возбудителями этого заболевания являются пневмококк, гемофильная палочка и моракселла катаралис. Это определяет необходимость использования в качестве препаратов выбора группу аминопенициллинов [3, 4, 9].

На современном этапе Амоксил-КМП является эффективным и безопасным полусинтетическим антибиотиком группы пенициллинов широкого спектра действия для лечения инфекционно-воспалительных заболеваний различной локализации, в том числе и патологии ЛОР-органов. Действующее вещество амоксициллин — активный метаболит ампициллина, близкий к нему по антибактериальному спектру, эффективный в отношении всех штаммов гемолитических стрептококков, пневмококков, энтерококков, стафилококков, грамотрицательных бактерий, ряда анаэробов и др. По действию на чувствительные штаммы превосходит ампициллин в 5–7 раз (табл. 1). Действует бактерицидно [5, 6]. Терапевтическое действие амоксила определяется специфичностью молекулярной структуры, которая отличается от ампициллина наличием в молекуле амоксициллина гидроксильной группы. Это молекулярное изменение увеличивает скорость всасывания антибиотиков, за счет чего происходит меньшее разрушение β-лактамного кольца и создание в крови высоких концентраций за более короткий период времени. Благодаря этому таблетки Амоксила-КМП назначают вместо инъекционной формы ампициллина натриевой соли, что обеспечивает экономическую выгоду и простоту применения. Амоксил-КМП — кислотоустойчив, хорошо всасывается из желудочно-кишечного тракта, что делает его пригодным для перорального применения. После приема внутрь максимальная концентрация препарата в сыворотке крови отмечается через 1–2 часа. Фармакокинетика не меняется в зависимости от приема и состава пищи. Антибиотик хорошо распределяется в органах и тканях, по степени проникновения в легочную ткань, слизистую бронхов, мокроту превосходит ампициллин. Большая часть введенной дозы выделяется с мочой (50–70 %), значительная часть — с желчью [10–12].

Среди пенициллинов амоксициллин используется наиболее часто в педиатрической практике [7].

Целью нашей работы стала сравнительная оценка клинической эффективности применения ампициллина и Амоксила-КМП в качестве стартовой антибиотикотерапии синуситов у детей.

Материалы и методы

Для достижения поставленной цели было проведено комплексное обследование и лечение 60 детей с синуситами в возрасте от 10 до 14 лет. Диагноз устанавливался на основании жалоб (местных: затруднение носового дыхания, гнойное отделяемое, нарушение обоняния, головные и лицевые боли; общих: лихорадка, длительный, упорный кашель, усиливающийся при пробуждении, гнусавость, быстрая утомляемость, длительный субфебрилитет), данных анамнеза, результатов эндоскопического, рентгенологического и лабораторного обследования. Среди сопутствующей патологии наблюдались: хронический аденотонзиллит (27,7 %), вегетативные дисфункции (46,6 %), нормохромная анемия (4,4 %), атопический дерматит (7,7 %), ДЖВП (8,8 %).

С соблюдением принципа рандомизации были сформированы две группы больных: 1-я группа детей в качестве стартового антибиотика получала пероральный антибиотик амоксил. Разовая доза антибиотика для детей старше 10 лет (массой более 40 кг) составила 500 мг с интервалом между приемами 8 часов (по 1 таблетке (500 мг) 3 раза в день). Детям, составившим 2-ю группу, был назначен ампициллина тригидрат в таблетированной форме в суточной дозе 100 мг/кг в 4 приема после еды. Длительность назначения обоих антибиотиков определялась в зависимости от тяжести состояния (в среднем 7–10 дней). В комплексной терапии обследованные дети получали также местную антибактериальную терапию, сосудосуживающие препараты (деконгестанты), витаминотерапию, пробиотики.

Оценку эффективности терапии проводили на основании динамики местных и общих клинических данных (головная боль, затруднение носового дыхания, количество отделяемого из носа, отек слизистой оболочки, ее гиперемия и инфильтрация), общего анализа крови (лейкоцитоз, палочкоядерный сдвиг, ускорение СОЭ), позволяющих оценить сравнительную эффективность лечения в обследуемых группах. Оценку клинических показателей проводили по 5-балльной визуальной шкале на 3, 7 и 14-й день лечения. За 0 принимали отсутствие данного симптома, за 5 баллов — его максимальное проявление. Лабораторные данные оценивались следующим образом: палочкоядерный сдвиг до 4 — 0 баллов, 5–10 — 1 балл, 10–15 — 2 балла, более 15 — 3 балла; СОЭ до 8 мм/ч — 0 баллов, 8–15 мм/ч — 1 балл, 15–20 мм/ч — 2 балла, более 20 мм/ч — 3 балла. Оценку переносимости антибиотика проводили на основании учета побочных эффектов: 1 балл — очень хорошо, 2 балла — хорошо, 3 балла — удовлетворительно, 4 балла — неудовлетворительно, 5 баллов — очень неудовлетворительно.

Результаты исследований и их обсуждение

Анализ динамики субъективных признаков заболевания в процессе лечения показал, что положительная динамика в группе детей, получавших амоксил, наблюдалась уже со 2–3-го дня приема препарата: нормализовалась температура, исчезли головные боли. С 3–5-го дня улучшилось носовое дыхание, а к 7–10-му дню риноскопическая картина и показатели гемограммы пришли в норму (табл. 2). В группе детей, которые получали ампициллин, динамика клинических данных была менее выраженной, причем у 6 детей температурная реакция и субъективные жалобы удерживались до трех суток, что дало основание заменить ампициллин на другой антибиотик. У 3 детей, которые до конца лечения получали ампициллин (в течение 10 дней), прослеживалась преходящая диарея с 3–5-го дня заболевания. Им была проведена коррекционная терапия: подключен мультипробиотик (под бактериологическим контролем). У 4 пациентов отмечалась аллергическая сыпь, которая исчезала после отмены антибиотика. Тогда как в группе детей, получавших амоксил, отмечался лишь 1 случай аллергической реакции.

Через 7 дней с момента лечения наблюдался значительный регресс заболевания, при этом быстрее других регрессировала головная боль, дольше всего сохранялось нарушение обоняния. Наиболее выраженной была динамика этих показателей у детей 1-й группы — у 26 человек (86,6 %), 2-й группы — у 21 (70,0 %). Ринорея исчезла в 1-й группе у 16 человек (46,6 %), во 2-й — у 13 (43,3 %). При риноскопии на 7-й день отмечалась положительная динамика в обеих группах: уменьшились отечность слизистой оболочки полости носа, количество отделяемого из носа. При повторном обследовании на 14-й день регресс патологических признаков в группах оказался более значительным.

Уже на 7-е сутки в обеих группах детей нормализовались показатели в анализах периферической крови, но более значимо у детей, получавших амоксил (р < 0,05).

У большинства больных обеих групп получены отличные и хорошие результаты. Отличные результаты были достигнуты в 1-й группе — у 27 (90,0 %), во 2-й — у 22 (73,3 %) пациентов.

Все пациенты соблюдали назначенный режим приема препарата, отмечали удобство применения и благоприятные органолептические свойства амоксила. Переносимость амоксила в большинстве случаев оценивалась как хорошая и очень хорошая (в среднем 1,8 балла) (табл. 3).

Выводы

Опыт применения современного антибиотика из группы полусинтетических пенициллинов амоксила в лечении детей с синуситами показал высокую эффективность и хорошую переносимость исследуемого препарата, превосходящие таковые у антибиотика сравнения (ампициллина). Это связано с тем, что амоксил характеризуется значительно выраженной, чем у ампициллина, биодоступностью, более эффективной абсорбцией из желудочно-кишечного тракта. При его применении достигается более высокая концентрация в околоносовых пазухах, бронхиальных железах, среднем ухе, слезной или серозной жидкости. Необходимо подчеркнуть, что если другие антибиотики пенициллинового ряда имеют примерно равное соотношение концентрации в плазме крови и тканях, то концентрация амоксила в тканях превышает таковую в плазме крови. Кроме того, экспозиция препарата в тканях превышает 8 ч, тогда как у других пенициллинов она составляет 2 ч. Дополнительными преимуществами амоксила являются в 2 раза более высокая, чем у ампициллина, концентрация в крови, значительно меньшая частота побочных эффектов со стороны пищеварительного тракта и удобство применения. При применении амоксила реже наблюдаются диспептические и дисбиотические нарушения. Амоксил-КМП принимают 3 раза в сутки независимо от приема пищи, что улучшает комплайентность лечения, тогда как ампициллин следует принимать 4 раза в сутки за 1 ч до или через 2 ч после еды (прием пищи в 2 раза снижает абсорбцию этого антибиотика). Из всех пенициллинов для перорального применения амоксил наиболее активен в отношении пенициллинорезистентных пневмококков и в 4 раза превосходит по этому показателю ампициллин.

Таким образом, антибиотик Амоксил-КМП является высокоэффективным препаратом в лечении заболеваний придаточных пазух носа, обладает хорошей переносимостью, удобством применения и минимумом побочных эффектов, что позволяет рекомендовать его в качестве препарата первого выбора в комплексном лечении острых инфекционно-воспалительных заболеваний ЛОР-органов в педиатрической практике.


Список литературы

1. Богомильский М.Р. Детская оториноларингология / Под ред. М.Р. Богомильского, В.Р. Чистяковой. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. — 430 с.

2. Козлов B.C. Синуситы: современный взгляд на проблему / Под ред. B.C. Козлова, В.В. Шиленковой, А.А. Шиленкова // Consiliummedicum. — 2003. — T. 5, № 4. — С. 212-219.

3. Лопатин А.С. Острый риносинусит: нужна ли системная антибактериальная терапия / Под ред. А.С. Лопатина // Мат. международного конгресса «Инфекция и аллергия носа». — Ярославль, 2001. — С. 37-39.

4. Пискунов Г.З. Клиническая ринология / Под ред. Г.З. Пискунова, С.З. Пискунова. — М.: Миклош, 2002. — 390 с.

5. Рязанцев С.В., Науменко Н.Н., Захарова Г.П. Принципы этиопатогене-тической терапии острых синуситов (методические рекомендации). — СПб.: ООО «РИА-АМИ», 2003. — 40 с.

6. Самсыгина Г.А., Богомильский М.Р., Гаращенко Т.И. Антибактериальная терапия респираторных заболеваний у детей // Здоров'я України. — 2002. — № 9. — С. 48.

7. Страчунский Л.С., Богомильский М.Р. Антибактериальная терапия синуситов у детей // Детский доктор. — № 1. — 2001.

8. Assesing the quality of the life for the patients with chronicrhinosinusitis using the « rhinosinusitis disability index / D.S. Birch, H.A. Saleh, T. Wodehouse et all. // Rhinology. — 2001. — Vol. 39, № 4. — P. 191-196.

9. Wald E.R. Management of acute bacterial sinusitis in children // Infections diseases and antimicrobial therapy of the ears, nose and throat / Ed. by J.T. Johnson, V.L. Yu. — 1st. — 1997. — P. 333-340.

10. Cohen R. The antibiotic treatment of acute otitis media and sinusitis in children // Diagn Microbiol Infect Dis. — 1997. — 27. — 49-53.

11. Bartlet J.G. Managment of Upper respiratory tract. In: Antibiotics and Chemotherapy / Ed by F. O. Grady e.a. — 7-th ed. N-Y e.a. — 1997. — 674-680.

12. Garbutt J.M., Goldstein M., Gellman E., Shannon W., Littenberg B. A randomized, placebo-controlled trial of Antimicrobial treatment for children with clinically Diagnosed Acute Sinusitis // Pediatrics. — Vol. 107, № 4. — 2001.


Вернуться к номеру