Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



Актуальні інфекційні захворювання
день перший день другий

Актуальні інфекційні захворювання
день перший день другий

Журнал «Актуальная инфектология» Том 7, №5-6, 2019

Вернуться к номеру

Содержание витамина D у пациентов с хроническими вирусными гепатитами и циррозом печени

Авторы: Нагиев А.М. (1), Мурадов Э.Р. (1), Садыгов В.А. (2)
1 - Медицинскцй центр «MedEra Hospital», г. Баку, Азербайджан
2 - ГКМЦ № 1, г. Баку, Азербайджан

Рубрики: Инфекционные заболевания

Разделы: Медицинские форумы

Версия для печати

Актуальность. Под термином «витамин D» объединяют группу сходных по химическому строению двух форм витамина: D2 и D3. Витамин D2 (эргокальциферол) поступает в организм с пищей и содержится преимущественно в продуктах растительного происхождения. Он в организме метаболизируется с образованием производных, обладающих сходным с витамином D3 действием. Содержание витамина D3 (холекальциферол) мало зависит от поступления извне, он образуется из находящегося в коже предшественника (провитамина D3) под влиянием ультрафиолетовых лучей. Метаболизм витамина D осуществляется главным образом в печени, которая поглощает из кровотока до 70 % витамина D3, и он распределяется по клеткам печени — ретикулоцитам и гeпатоцитам. Ретикулоциты по отношению к витамину D3 выполняют роль депо, откуда он постепенно транспортируется в гепатоциты. В гепатоцитах с помощью цитохрома Р450 происходит образование активного метаболита 25–гидроксивитамина D (25ОНD). Витамин D3 принимает участие в регуляции пролиферации и дифференцировки клеток всех органов и тканей, белкового, липидного, минерального обмена в организме, функциональной активности многих органов и систем, в том числе желудочно–кишечного тракта. Метаболизм витамина D происходит с участием печени, и его дефицит ассоциируется с повышением риска развития инфекционных заболеваний.

Цель исследования — изучение взаимосвязи между концентрацией витамина D и тяжестью поражения печени.

Материалы и методы. В исследовании проанализированы клинико–лабораторные показатели и течение болезни у 94 пациентов с диагнозом «хронический вирусный гепатит и цирроз печени» c декабря 2017 года по март 2019 года, которые лечились в медицинском центре «MedEra Hospital». Обследованы 41 пациент с циррозом печени и 53 пациента с хроническим вирусным гепатитом в возрасте 45,8 ± 23,7 года, среди которых были 56 женщин и 38 мужчин. Больным проведены клинические, лабораторно–инструментальные (общий и биохимический анализ крови, эзофагогастродуоденоскопия, ультрасонография органов брюшной полости) исследования. Концентрация активного метаболита витамина D — 25OHD в сыворотке крови определялась иммунохимическим методом. Статус витамина D определялся по следующим критериям содержания 25OHD в сыворотке крови: выше 30 нг/мл — норма, 30–20 нг/мл — недостаточность, 20–10 нг/мл — дефицит, менее 10 нг/мл — тяжелый дефицит.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования недостаточность и дефицит витамина D выявлены у 34 (82,9 %) пациентов с циррозом печени, из них недостаточность витамина D обнаружена у 15 (36,6 %), дефицит — у 12 (29,3 %), тяжелый дефицит — у 7 (17,1 %) пациентов. У пациентов с хроническими вирусными гепатитами недостаточность витамина D выявлена у 18 (34 %), из них незначительная недостаточность витамина D обнаружена у 13 (24,5 %), умеренная — у 4 (7,6 %), тяжелый дефицит витамина D — у 1 (1,9 %) пациента. У 8 (15,4 %) пациентов со снижением уровня 25OHD выявлено снижение уровня кальция в сыворотке крови. Тяжесть поражения печени определялась согласно классу тяжести цирроза по Child — Pugh. В обследование включены 12 (29,3 %) пациентов с циррозом класса тяжести В и 29 (70,7 %) — класса С. По данным литературы, снижение синтеза 25ОНD особенно наблюдается при выраженной печеночной недостаточности. По нашим данным, у 9 (75 %) больных класса В и 25 (86,2 %) — класса С уровень 25OHD был снижен. Недостаточность витамина D диагностирована у 4 (44,5 %) больных класса В и 11 (44 %) — класса С, дефицит витамина D — у 3 (33,3 %) больных класса В и 9 (36 %) — класса С, тяжелый дефицит витамина D — у 2 (22,2 %) больных класса В и 5 (20 %) — класса С. При проведении сравнительного анализа не выявлено достоверных различий между частотой и степенью снижения 25OHD у пациентов с циррозом печени классов тяжести В и С.

Выводы. Таким образом, изучение статуса витамина D у пациентов с циррозом печени является актуальным, и при снижении 25OHD должна проводиться его коррекция с целью снижения соответствующих симптомов и риска осложнений, связанных с дефицитом витамина D.



Вернуться к номеру